Внеклассное чтение. Тема: "История о том, как попадает осколок в глаз, осколок в сердце…"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


“История о том, как иногда попадает осколок в глаз, осколок – в сердце”. (Сказки Г.Х. Андерсена.)

Цели:

  • Продолжить знакомство детей со сказками зарубежных писателей;
  • Способствовать развитию памяти, мышления;
  • Воспитывать у детей уважение к старшим.

Оборудование:

  • Черный ящик;
  • Выставка книг Г.Х. Андерсена;
  • Выставка рисунков детей.

ХОД УРОКА

Вступление.

Дети поют песню “Дорогою Добра” из телефильма “Маленький Мук”.

Учитель: Здравствуйте, дорогие гости! Идти дорогою добра нам поможет то, что лежит в “Черном ящике”.

“Очень много лет назад её любил один человек. Он приходил к ней каждый день и садился под ее тенью, писал сказки, мечтал. Он был, как и она, некрасив, долговяз. Шли годы. В один прекрасный день пришли два лесоруба: Время и Возраст, не стало доброго человека. Опечалилась его подружка. Быстро бежали годы, лесорубы добрались и до нее, спилили и отправили на бумажную фабрику. А затем…”

  • Что лежит в “Черном ящике”? (Книги. Сказка Е. Пермяка “Некрасивая елка”. Сказки Г.Х. Андерсена).
  • Как они встретились? (Открываю сборник сказок. На первой обложке портрет Андерсена, книга сделана из елки). Например, “рис. 1”.

Рис. 1

Рис. 1

Учитель: Вокруг нас живут добрые, умные друзья – книги. Они с нами разговаривают, рассказывают нам столько забавных историй!

“Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга – лучший спутник мой и друг”

Дети, а вы знаете стихи о книгах?

Дети читают хором.

Хорошая книга
Мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем…
И наш разговор потихоньку ведем.
С тобою дорога
Моя далека
В любую страну
В любые века.

Сообщение темы урока.

Мы с вами отправляемся в далекое путешествие, чтобы услышать историю о том, как иногда попадает осколок в глаз, осколок – в сердце…

Например, “рис. 2”.

Рис. 2

Рис. 2

Рассматривание выставки книг.

  • Как мы назовем нашу выставку?
  • Нет ли здесь лишних книг?
  • А зачем нам нужна энциклопедия? (В ней мы узнаем о жизни Андерсена)
  • А что вы знаете об этом сказочнике? (Дети рассказывают интересные сюжеты из биографии)

Путешествие “Дорогою Добра”.

  • Звучит отрывок из сказки “Дюймовочка” на магнитофоне.
    а) О ком эта сказка?
    б) Кто еще действует в сказке?
    в) Расположите по порядку карточки с названием действующих лиц, связанных с приключением Дюймовочки?
    г) Кто же из них вам понравился? Почему?
  • К какой сказке нарисована эта иллюстрация? (Гадкий утенок)
    а) Какой момент изображен?
    б) Кто жил на самом деле в домике у старушки? (Господин Кот, госпожа Курица)
    в) Прочитайте понравившийся отрывок.
    г) О чем рассказал сказочник в этой сказке? (О своей жизни, в детстве его дразнили гадким утенком.)

Практическая работа.

  • Сложить из кусочков целостное полотно.
    а) Угадали из какой сказки птичка?
    б) Кто помогал бедной птичке?
    в) Монолог птички читает ученик
    “Ах, какая я бедная! Пока я жила в клетке, они забывали обо мне, а теперь проливают горькие слезы…
  • И откуда берутся злые люди?”
  • Стук в дверь, входит сказочный герой Оле – Лукойе.
    а) Как зовут этого героя? Что вы знаете о нем? Оле – Лукойе принес нам кроссворд.

Отгадывание кроссворда.

кроссворд

Вопросы к кроссворду

  1. Чтобы вы попросили у Оле – Лукойе?
  2. Из чего плела кольчуги Лиза?
  3. Что было у солдата, героя сказки?
  4. В кого превратились 11 братьев принцев?
  5. Что служило постелькой Дюймовочки?

Музыкальная пауза.

  • Дети слушают “Песенку троллей”.
    а) это спокойная музыка или тревожная?
    б) а тролли эти добрые или злые?

Работа над сказкой “Снежная Королева”

  • А какой был тролль в сказке “Снежная Королева”?

Краткий пересказ.

  • А с кем бы вы хотели дружить? Что вам в них нравится?
  • А почему осколки в глаз и в сердце попали именно Каю, а не Герде? (Сыграл случай, да и понравился)
  • Почему Кай понравился Снежной Королеве? (Он меньше любил бабушку и Герду)
  • Показываю рисунок девочки из сказки “Айога”. Из какой сказки эта девочка? Могли ей попасть осколки в сердце и в глаз? (Да, она никого не жалела, а только восхищалась собой)
  • А если случилось такое несчастье и осколок попал в чье-то сердце, в глаза, можно спасть человека? (Можно, его надо сильно любить, верить, что он станет хорошим, добрым).

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС В СКАЗКЕ И В ЖИЗНИ: ВОПРОС О ДОБРЕ И ЗЛЕ.

  • А Герда совсем не обижалась на Кая, когда он был с ней жесток? (Немного обижалась, но не показывала вида. Она прошла столько километров, Могла погибнуть, а он равнодушно ее встретил).
  • А вы хотите быть такими, как Герда? Почему?
  • Может ли злой осколок попасть только в глаз, а в сердце – нет? /сложный вопрос/ (Если в глаз, то и в сердце).
  • Посмотрите далеко – далеко за сказочный горизонт. Что вы видите? (Бабушка упала). Есть ли здесь кто-нибудь со злым осколком? Почему вы так думаете? Они же остановились. (Эти дети злые, нехорошие. Они не видят, что бабушке плохо. У них по два осколка.)
  • А кто им поможет?

Ребята, а у Вас нет хотя бы крошечного злого осколка в глазу или в сердце? (Я уверена, конечно, нет осколков зеркала бессердечной Снежной Королевы. Будьте начеку, осколок всегда может проникнуть в сердце: и в детское, и во взрослое.)

  • Чему учат сказки Андерсена? (Оловянный солдатик, Дюймовочка, Герда, Ромашка – воплощают идеал мужества и веры в добро. Сказки учат мудрости, согревают сердца, будят ненависть к злу, открывают двери в прекрасное, учат жить честно.)

Встаньте, крепче возьмитесь за руки, никогда не теряйте друзей.

Вместе – вы сила!