“История о том, как иногда попадает осколок в глаз, осколок – в сердце”. (Сказки Г.Х. Андерсена.)
Цели:
- Продолжить знакомство детей со сказками зарубежных писателей;
- Способствовать развитию памяти, мышления;
- Воспитывать у детей уважение к старшим.
Оборудование:
- Черный ящик;
- Выставка книг Г.Х. Андерсена;
- Выставка рисунков детей.
ХОД УРОКА
Вступление.
Дети поют песню “Дорогою Добра” из телефильма “Маленький Мук”.
Учитель: Здравствуйте, дорогие гости! Идти дорогою добра нам поможет то, что лежит в “Черном ящике”.
“Очень много лет назад её любил один человек. Он приходил к ней каждый день и садился под ее тенью, писал сказки, мечтал. Он был, как и она, некрасив, долговяз. Шли годы. В один прекрасный день пришли два лесоруба: Время и Возраст, не стало доброго человека. Опечалилась его подружка. Быстро бежали годы, лесорубы добрались и до нее, спилили и отправили на бумажную фабрику. А затем…”
- Что лежит в “Черном ящике”? (Книги. Сказка Е. Пермяка “Некрасивая елка”. Сказки Г.Х. Андерсена).
- Как они встретились? (Открываю сборник сказок. На первой обложке портрет Андерсена, книга сделана из елки). Например, “рис. 1”.
Рис. 1
Учитель: Вокруг нас живут добрые, умные друзья – книги. Они с нами разговаривают, рассказывают нам столько забавных историй!
“Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга – лучший спутник мой и друг”
Дети, а вы знаете стихи о книгах?
Дети читают хором.
Хорошая книга
Мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем…
И наш разговор потихоньку ведем.
С тобою дорога
Моя далека
В любую страну
В любые века.
Сообщение темы урока.
Мы с вами отправляемся в далекое путешествие, чтобы услышать историю о том, как иногда попадает осколок в глаз, осколок – в сердце…
Например, “рис. 2”.
Рис. 2
Рассматривание выставки книг.
- Как мы назовем нашу выставку?
- Нет ли здесь лишних книг?
- А зачем нам нужна энциклопедия? (В ней мы узнаем о жизни Андерсена)
- А что вы знаете об этом сказочнике? (Дети рассказывают интересные сюжеты из биографии)
Путешествие “Дорогою Добра”.
- Звучит отрывок из сказки “Дюймовочка” на
магнитофоне.
а) О ком эта сказка?
б) Кто еще действует в сказке?
в) Расположите по порядку карточки с названием действующих лиц, связанных с приключением Дюймовочки?
г) Кто же из них вам понравился? Почему? - К какой сказке нарисована эта иллюстрация?
(Гадкий утенок)
а) Какой момент изображен?
б) Кто жил на самом деле в домике у старушки? (Господин Кот, госпожа Курица)
в) Прочитайте понравившийся отрывок.
г) О чем рассказал сказочник в этой сказке? (О своей жизни, в детстве его дразнили гадким утенком.)
Практическая работа.
- Сложить из кусочков целостное полотно.
а) Угадали из какой сказки птичка?
б) Кто помогал бедной птичке?
в) Монолог птички читает ученик
“Ах, какая я бедная! Пока я жила в клетке, они забывали обо мне, а теперь проливают горькие слезы… - И откуда берутся злые люди?”
- Стук в дверь, входит сказочный герой Оле –
Лукойе.
а) Как зовут этого героя? Что вы знаете о нем? Оле – Лукойе принес нам кроссворд.
Отгадывание кроссворда.
Вопросы к кроссворду
- Чтобы вы попросили у Оле – Лукойе?
- Из чего плела кольчуги Лиза?
- Что было у солдата, героя сказки?
- В кого превратились 11 братьев принцев?
- Что служило постелькой Дюймовочки?
Музыкальная пауза.
- Дети слушают “Песенку троллей”.
а) это спокойная музыка или тревожная?
б) а тролли эти добрые или злые?
Работа над сказкой “Снежная Королева”
- А какой был тролль в сказке “Снежная Королева”?
Краткий пересказ.
- А с кем бы вы хотели дружить? Что вам в них нравится?
- А почему осколки в глаз и в сердце попали именно Каю, а не Герде? (Сыграл случай, да и понравился)
- Почему Кай понравился Снежной Королеве? (Он меньше любил бабушку и Герду)
- Показываю рисунок девочки из сказки “Айога”. Из какой сказки эта девочка? Могли ей попасть осколки в сердце и в глаз? (Да, она никого не жалела, а только восхищалась собой)
- А если случилось такое несчастье и осколок попал в чье-то сердце, в глаза, можно спасть человека? (Можно, его надо сильно любить, верить, что он станет хорошим, добрым).
САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС В СКАЗКЕ И В ЖИЗНИ: ВОПРОС О ДОБРЕ И ЗЛЕ.
- А Герда совсем не обижалась на Кая, когда он был с ней жесток? (Немного обижалась, но не показывала вида. Она прошла столько километров, Могла погибнуть, а он равнодушно ее встретил).
- А вы хотите быть такими, как Герда? Почему?
- Может ли злой осколок попасть только в глаз, а в сердце – нет? /сложный вопрос/ (Если в глаз, то и в сердце).
- Посмотрите далеко – далеко за сказочный горизонт. Что вы видите? (Бабушка упала). Есть ли здесь кто-нибудь со злым осколком? Почему вы так думаете? Они же остановились. (Эти дети злые, нехорошие. Они не видят, что бабушке плохо. У них по два осколка.)
- А кто им поможет?
Ребята, а у Вас нет хотя бы крошечного злого осколка в глазу или в сердце? (Я уверена, конечно, нет осколков зеркала бессердечной Снежной Королевы. Будьте начеку, осколок всегда может проникнуть в сердце: и в детское, и во взрослое.)
- Чему учат сказки Андерсена? (Оловянный солдатик, Дюймовочка, Герда, Ромашка – воплощают идеал мужества и веры в добро. Сказки учат мудрости, согревают сердца, будят ненависть к злу, открывают двери в прекрасное, учат жить честно.)
Встаньте, крепче возьмитесь за руки, никогда не теряйте друзей.
Вместе – вы сила!