Праздник проводился в параллели седьмых классов.
Подготовительный этап: за две недели до праздника один из классов получил задание разучить хороводную песню (по их выбору), другой класс – разучить песню «А мы просо сеяли, сеяли».
Реквизит: три коробочки со смесью семян овощей и бланк с ответами для жюри, три бланка с условиями кулинарного конкурса, бланк с ответами для жюри, лист ватмана на котором написаны задания кулинарного конкурса, маркер, гантели, секундомер, нарисованные пироги (по количеству зрителей), 4 медали, 2 грамоты, магнитофон, аудиозаписи: «Весенние заклички», песня «Богатыри» (муз. В. Добрынина), песня «Бывайте здоровы, живите богато» (муз. и сл. народные).
ХОД ПРАЗДНИКА.
Звучат «Весенние заклички».
«Жаворонушки!
Прилетите к нам да принесите нам,
Жаворонушки!
Нам весну-красну, да тепло летечко,
Жаворонушки!
Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,
Жаворонушки!
А воды-то полила, за три колодезя,
Жаворонушки!
Всю куделю перепряли, на мотушки пермотали,
Жаворонушки!
На базарик пертаскали, за копейку продавали,
Жаворонушки!
За копейку продавали, детям хлебу покупали,
Жаворонушки!
Ой вы, жаворонки, жаворонушки,
Летите в поле, несите здоровье,
Первое – коровье, второе – овечье,
Третье – человечье» [1].
(Если есть такая возможность, можно подготовить выступление вокальной группы, если нет, то использовать фрагмент аудиозаписи).
Первый ведущий: Вы услышали обрядовую песню «Заклички». У наших предков был обычай зазывать весну, считалось, что птицы прилетают и приносят с собой весну, а еще выпекали из теста жаворонков и давали их детям. Дети привязывали выпеченных жаворонков к шесту, раскачивали его и зазывали: «Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам, принесите весну-красну. Зима надоела – весь хлеб поела». Затем выпеченных жаворонков крошили и раскидывали по сторонам. Вот и мы с вами сегодня весну встречаем, семью величаем.
Второй ведущий: А еще в это время начинали водить хороводы. Ведь посиделки закончились на масленицу и теперь хороводные песни способствовали встречам и веселью. Обычно собирались на горках – там и суше и виднее. Такие горки обычно назывались «Красными», значит, веселыми и любимыми. Весенние обрядовые танцы на «Красных горках» особенно торжественны. Танцующие наряжены в самое лучшее платье. Молодые красуются юностью, старые вспоминают былые дни. Ну вот, кажется, кружок собрался, можно начинать хороводное действо [2].
Класс, который разучивал хороводную песню, организует хоровод.
Первый ведущий: Хороводная песня задушевно расскажет вам как молодежь умеет веселиться. Парни то водят хоровод вместе с девушками,то подыгрывают им на дудках и рожках, забавляют шутками. И хотя народная мудрость подсказывает выбирать жену не в хороводе, а в огороде, все же чаще пары определялись на людях, при веселье.
Выступление класса, разучивавшего обрядовую песню «А мы просо сеяли, сеяли».
Все участники разбиваются на две группы, переплетают руки по принципу «Плетень» и поочередно с песней сначала одни, потом другие идут навстречу друг другу, а затем также с песней отходят назад.
1 группа (идет навстречу другой «стенка на стенку»).
А мы просо сеяли, сеяли.
(Ввозвращаясь на место)
Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.
2 группа (выполняя аналогичные действия).
А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой, дид-ладо, вытопчем, вытопчем.
1 группа.
Да зачем же вам вытоптать, вытоптать?
Ой, дид-ладо, вытоптать, вытоптать.
2 группа.
А мы коней выпустим, выпустим.
Ой, дид-ладо, выпустим, выпустим.
1 группа.
А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.
Ой, дид-ладо, в плен возьмем, в плен возьмем.
2 группа.
А мы коней выкупим, выкупим.
Ой, дид-ладо, выкупим, выкупим.
1 группа.
А чем же вам выкупать, выкупать?
Ой, дид-ладо, выкупать, выкупать.
2 группа.
А мы дадим сто рублей, сто рублей.
Ой, дид-ладо, сто рублей, сто рублей.
1 группа.
Нам не надо тысячи, тысячи.
Ой, дид-ладо, тысячи, тысячи.
2 группа.
А чего же вам надобно, надобно?
Ой, дид-ладо, надобно, надобно.
1 группа.
А нам надо девицу, девицу.
Ой, дид-ладо, девицу, девицу.
Текст песни взят из [3].
Второй ведущий: А знаете ли вы, что «дид-ладо» в припеве используется не случайно? Лада – древнеславянская богиня, покровительница семейного очага.
Третий ведущий: Почему пословица советует выбирать жену в огороде, а не в хороводе? (возможны ответы учащихся) Конечно же, чтобы увидеть, какой она будет хозяйкой. Итак, наш первый конкурс для девочек – «Хозяюшка». Разбирая семена, вы обнаружили, что немного семян высыпалось из пакетиков и смешалось. У хорошей хозяйки ничто не пропадает, поэтому вам нужно за семь минут разобрать семена и сказать, что из них вырастет.
Вручает командам девочек коробочки со смесью семян, а жюри – бланк с ответами, следит за выполнением задания.
После того как начался конкурс «Хозяюшка», звучит аудиозапись песни «Богатыри», на фоне музыки вступает...
Четвертый ведущий: Пока девочки заняты сортировкой семян, испытаем мальчиков. Мужчина – защитник, а защитник должен быть сильным. Кто из вас большее количество раз за 30 с поднимет гантели? Конкурс проходит на фоне песни «Богатыри», зрители считают количество поднятий, ведущий этого конкурса громко объявляет результаты каждого участника, после окончания песни подводится итог конкурса, победителю вручается медаль – «Самый сильный».
После подведения конкурса «Силовой», подводится итог конкурса «Хозяюшка» - команды сдают бланки с ответами жюри, пока жюри оценивает их работу, представители от каждой команды сообщают зрителям свои ответы. Жюри объявляет итоги конкурса «Золушка», команде победительнице вручается грамота «Лучшие хозяюшки».
Пятый ведущий: Одна из пословиц гласит: «Какова Аксинья, такова и ботвинья». Обращаясь к участникам: Как вы понимаете эту пословицу? Выслушивает ответы и если правильный ответ не прозвучал, поясняет: Ботвинья - это разновидность супа и понять пословицу можно так: какова хозяйка, такая у нее и стряпня. Итак, наш следующий конкурс для девочек - «Кулинарный». На листках написаны задания, которые вы должны выполнить за семь минут, а потом проверим, у какой Аксиньи лучшая ботвинья.
Вручает командам листки с заданием, жюри – бланк с ответами, и наблюдает за ходом конкурса.
Задания к конкурсу «Кулинарный» |
Бланк с ответами для жюри |
Подчеркнуть лишний напиток: кока - кола, морс, боржоми, фанта, лимонад. |
кока - кола, морс, боржоми,
фанта, лимонад. (Морс – негазированный напиток) |
Составить из букв названия блюд и
подчеркнуть лишнее: Аяцинчи, меотл, язгнаьлу, нсрыик. |
яичница, омлет, глазунья, сырник. (Для приготовления сырника не используются яйца) |
Вставить слово, пропущенное в
скобках: Сиг (………) треска, клюква (….... ) брусника. |
Сиг (рыба) треска, клюква (ягода ) брусника. |
Вставить слово, которым
заканчивается первое и начинается второе слово: Тво(……)алик. |
Тво(рог)алик. |
Написать название продукта,
необходимого для приготовления блюда: Рас(……….)ник. |
Рас(соль)ник. |
Подобрать слова в скобках: (мужское имя) + (местоимение) + ы = (изделие из муки). |
Макар+он+ы= макароны. |
Зачеркни лишнее: Молоко, миксер, ягоды, заварка, яйцо, сахар, суфле. |
Заварка, т. к. остальныепродукты и миксер используются для приготовления суфле. |
Вычеркни десерт, оставь напиток: К ж р ю е ш л о е н. |
Крюшон. (Десерт – желе). |
Задания взяты из [6].
В это время проходит конкурс для мальчиков – «Строительный».
Шестой ведущий: Говорят, что каждый мужчина должен в жизни сделать три вещи – построить дом, посадить дерево, воспитать ребенка. Но сегодня у нас пойдет речь о строительстве дома. Итак, конкурс «Строительный». (В форме вопросов и ответов.)
- Перечислите этапы строительства дома. Какая техника, какие механизмы используются в строительстве? Из каких материалов можно построить дом? Как можно утеплить дом? Перечислите виды отделочных работ.
Ведущий обобщает ответы: так строят дома сейчас, а сейчас несколько занимательных вопросов о строительстве.
Продолжение конкурса в форме вопросов и ответов.
- Как в старину называли избу или другое сооружение, в котором вместо фундамента использовались выкорчеванные пеньки? (Избушка на курьих ножках) Где в наше время строят сооружения на сваях?
Летописец сообщает о строительстве Успенского собора в Кремле, что оно велось в «кружало и правило».
- К помощи каких инструментов прибегли мастера? ( К циркулю и линейке; собор построен итальянским зодчим Аристотелем Фиорованти в 1475 – 1479 гг).
- В 1980 г геофизики, составляя подземную карту Красной площади и Москвы, обнаружили очень много впадин, пустот и пористых включений, которые изменяют силу тяжести на поверхности. Оказалось, что это знали и наши предки. Что они строили на этих местах? (Церкви)
- Как называется самая первая построенная башня Кремля, в которой находился потайной колодец? (Тайницкая)
- Юный техник Сережа Волков, играя построил башенку из катушек для ниток и, чтобы она не рассыпалась, продел внутрь веревочку и туго натянул. Мальчику выдали авторское свидетельство и построили по его проекту… Что? (Останкинскую телебашню, радиомачты)
Вопросы взяты из [4].
При подведении итогов определяется лучший знаток строительства – участник, давший наибольшее количество правильных ответов. Ему и вручается медаль – «Знаток строительства» , можно отметить также и участников, давших оригинальные, наиболее полные ответы.
После подведения итогов строительного конкурса подводится итог кулинарного конкурса.Команды сдают листки с выполненным заданием жюри, пока жюри проверяет и оценивает их работу, ведущий этого конкурса знакомит зрителей с заданиями конкурса «Лучшая Аксинья». Вывешиваются листы ватмана с заданиями конкурса, ведущий задает вопросы поочередно каждой команде и вписывает маркером правильный ответ. После этого жюри объявляет результаты кулинарного конкурса, команде - победительнице вручается грамота «Лучший знаток кулинарного искусства».
Седьмой ведущий:сегодня у нас «Семейный праздник». А какие пословицы о доме, о семье вы знаете? Проводит конкурс пословиц, участнику, назвавшему большее количество пословиц, вручается медаль «Знаток пословиц».
Восьмой ведущий: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Не красна изба углами, а красна пирогами». Дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью, в их честь устраивали застолье, а за столом неизменно завязывалась беседа. Скажите а на какие темы можно вести разговор за столом? А о чем нежелательно говорить? Выслушивает ответы, продолжает. Наш разговор будет посвящен славянам. Проводит конкурс «Эрудит» (в форме вопросов и ответов).
Вопросы конкурса взяты из [4].
- Древние русичи приветствовали друг друга «Ой ты гой еси…». Чего они желали таким образом? (Быть богатым, от «гоинный» - богатый).
- Это слово есть почти во всех славянских языках, но в сербском и словенском оно имеет значение «хороший урожай», а в чешском, словацком и польском – «семья». Что это за слово? (Родина).
- Какое священное блюдо варили наши предки, заключая мирный договор со своими соседями? (Кашу. Отсюда пошло «С ним каши не сваришь»)
- Как в России в XIV веке называли жаровню с углями, которую ставили в центре стола во время пиршества? (Гора. Сказочное «пир горой»)
- В этой емкости обычно хранились угли, за что ее так и назвали «маленький горн». Как это звучит по-славянски? (Горшок)
- Какое слово в нашей речи образовалось путем слияния двух слов, обозначающих «стол» (доска) и «вытирать»? (Скатерть)
- Как назывался праздник, ежегодно отмечавшийся в Вятской губернии в честь победы над врагом с помощью глиняных свистулек? (Свистопляска).
(Вопросы для конкурса «Эрудит» взяты из [4])
По итогам конкурса выявляется победитель, ему вручается медаль «Эрудит».
Первый ведущий: Вот и завершается наш праздник. Надеемся, что наши гости не скучали.
Второй ведущий: У славян раньше был такой обычай - когда застолье подходило к концу, хозяйка подавала последнее блюдо – пироги, которые так и назывались «отходные пироги». Гости ели пироги, благодарили хозяев и откланивались. Вот и мы вручаем вам «отходные пироги», но не простые, с секретом. (Этот обычай упоминается в [5])
Ведущие конкурсов раздают зрителям нарисованные «пироги» на обороте которых написан первый куплет песни «Бывайте здоровы, живите богато...». Звучит фонограмма этой песни, гости поют первый куплет и расходятся.
Список литературы:
[1] – О. С. Щербакова, В. Е. Фомин «Русские песни Алтая. Фольклор русских сибиряков-старожилов и российских переселенцев» // учебно-методическое пособие с аудиоприложением. Барнаул: издательство АКИПКРО, 1998, с 13.
[2] – Г. С. Белякова «Славянская мифология» М.: Просвещение, 1995, с206 – 207.
[3] - М. Давыдова, И. Агапова «Праздник в школе. Сценарии, конкурсы, викторины» М.: Айрис-Пресс, 2000, с. 122.
[4] – Б. Баландин «1001 вопрос для очень умных с подсказками для всех остальных» М.: Рипол Классик, 2002.
[5] – Составители Н. И. Огнева, Н. А. Сливинская «Пеките на здоровье» Алма-Ата: Кайнар,1991, с. 206.
[6] – Газета «Смак», №6, 1997, с. 15.