Технология модульного обучения как способ повышения мотивации в процессе изучения физики

Разделы: Физика


Опыт работы по теме “ Технология модульного обучения, как способ повышения мотивации в процессе изучении физики ” возник и развивается в настоящее время в муниципальной средней школе № 30 города Старый Оскол Белгородской области.

В классах, где я преподаю, учащиеся имеют неодинаковый уровень обученности. Около 45% учеников легко справляются с объёмом информации, у 30% освоение программного материала вызывает некоторые затруднения; есть дети, которые в силу своего низкого общего развития требуют особых усилий по формированию научного мировоззрения.

В связи с психолого-физиологическими особенностями учащихся II ступени происходит неоднородное деление классов на группы с продвинутым, базовым и низким уровнями развития по особенностям мышления, культурного багажа и умению мыслить. Это связано, прежде всего, с тем, что экономический и общекультурный уровень семей, проживающих в микрорайоне школы, неодинаков, дети воспитываются в различном социуме.

Я поняла, что сегодня ценность знаний заключается не в том, что мир воспринимается по схеме: “знаю – не знаю”, “умею – не умею”, а где присутствует тезис “ищу - нахожу, думаю - узнаю, тренируюсь - делаю”.

Ученика нужно научить:

  • думать самостоятельно, быть способным генерировать новые идеи;
  • применять полученные знания в жизни;
  • быть коммуникабельным;
  • самостоятельно работать над развитием творческих способностей.

Я понимаю, что каждый человек, неважно какого он возраста, имеет свой сложный и богатый внутренний мир. Зачастую мы, учителя, забываем это, пытаясь приравнять его к единому шаблону.

Главное в своей работе я вижу в том, чтобы создать заинтересованное, комфортное состояние психологической сферы ученика в процессе изучения физики.

Ещё Аристотель заметил, что успех в любой деятельности зависит от двух условий: правильного установления конечной цели и использования соответствующих средств, которые ведут к этой цели.

Важнейшими чертами современного обучения является ориентация на активное освоение учеником способов познавательной деятельности, личностную значимость образования, а также ориентация обучения на личность ученика, обеспечение возможности его самораскрытия, самореализации.

Этот вопрос стоит не только передо мной, но и перед вами. Я для себя открыла технологию модульного обучения. В чём её суть:

  • Общая постановка цели обучения;
  • Переход от общей формулировки цели к её конкретизации;
  • Предварительная оценка уровня обученности учащихся;
  • Совокупность учебных процедур ( на этом этапе должна происходить коррекция обучения на основе оперативной обратной связи );
  • Оценка результата.

Благодаря такому воспроизводимому строению, учебный процесс приобретает “модульный” характер, складывается из обособленных блоков, имеющих общую структуру, но наполняющихся разным содержанием.

Моя первоочередная задача направлена на достижение цели всеми учениками. Свою работу строю в такой последовательности:

  • Ставлю перед учащимися учебные цели.
  • Знакомлю класс с общей моделью (модулем) обучения по данному блоку тем (близких по содержанию), разделу.
  • Кратко излагаю материал. Представляю ученикам материал в закодированном виде либо на основе исследовательского (поискового) подхода.
  • Организую познавательную деятельность учащихся на основе диалогического общения с ежеурочной оценкой результатов деятельности каждого ученика.
  • Изучение учебного материала идет на основе 4-7 – кратного повторения (по “нарастающей”) к общей теме, разделу.
  • Затем проводится тестирование или зачет по всей теме (или контрольная работа).

Учебный модуль, как воспроизводимый учебный цикл, имеет конструкцию, состоящую из трех структурных частей: вводной, диалогической и итоговой.

Схематически учебный модуль выглядит так.

Вводная часть (ввод в модуль, тему.)
Диалогическая часть (организация познавательной деятельности учеников преимущественно через диалогическое общение.)
Итоговая часть (контроль.)

Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов. Это зависит от часов, отведенных по учебной программе на тему, блок тем, раздел.

Особенность учебного модуля состоит в том, что на вводную часть при любом количестве часов отводится 1-2 урока, на итоговую часть 2-3 урока. Все оставшееся время (от 3 и далее) отводится на диалогическую часть.

Это связано с необходимостью проработки учебного материала всеми учениками на 3-х уровнях сложности в зависимости от уровня подготовленности, обученности каждого ученика.

Неоднократное обращение к содержанию по “нарастающей” – от простого к сложному, от репродуктивных заданий к творческому поиску дает возможность каждому ученику усвоить учебный материал от уровня “понимания” до уровня “переноса знаний”.

Главной особенностью конструирования учебного модуля является система подготовки к нему, которую я начинаю при составлении тематического планирования по следующей цепочке:

  1. Выявляю обязательные знания, умения и навыки, а также цели и задачи обучения (в моём тематическом планировании есть колонки: знания и умения, цели и задачи).
  2. Изучаю содержание всего учебного материала по данному модулю.
  3. Вычленяю ключевые понятия, рельефные слова, в которых я кодирую основную информацию по теме.
  4. Составляю опорные конспекты по всей теме.
  5. Разрабатываю тестовые задания по всему содержанию учебного модуля.
  6. Составляю контрольные работы.
  7. Разрабатываю диалогическую часть. Продумываю формы организации уроков.

Высказав и сформировав основные теоретические положения технологии, хотелось бы более подробно остановиться на описании собственных практических форм и приемов, позволяющих достигать желаемых результатов.

Во всей технологической цепочке главное я вижу в том, чтобы создать заинтересованность, комфортное состояние ученика в процессе уроков физики, которое обеспечивается в том случае, если каждый ребёнок почувствует свою значимость на уроке; поймёт, что к его точке зрения прислушиваются. Я организую свою деятельность так, чтобы она скрывала в себе ситуацию успеха для всех учащихся и с этой целью использую принцип значимости подростка.

Рассмотрим каждую из структурных частей учебного модуля при изучении темы: “Агрегатные состояния вещества” на которую я отвожу 7 уроков. На вводной части – один урок, в которой я знакомлю учеников с общей структурой и содержанием учебного модуля, определяем цели и задачи познавательной деятельности в данном модуле. Учащимся предлагаю самостоятельно воспроизвести знания 7кл о МКТ и заполнить следующую таблицу:

Состояние Свойства Расположение молекул
ТВЁРДОЕ    
ЖИДКОЕ    
ГАЗООБРАЗНОЕ    

Знакомлю учащихся с эталоном конечного результата.

На первом уроке диалогической части (на которую я отвожу 4 урока) мы изучаем только теорию, исключая расчет количества теплоты. Учащимся даются вопросы, на которые они должны отвечать на следующем уроке.

На втором уроке строим опорный конспект, опираясь на знания теоретической части и включая уже формулы расчета количества теплоты. Разбираем отдельные, самые сложные, части до полного понимания. Решаем задачу в таком порядке:

1) решаю задачу, на доске, учащиеся наблюдают и задают вопросы;
2) разбираем решение и его учащиеся проговаривают;
3) решение учащиеся записывают в тетрадь самостоятельно.

На третьем уроке опрос учащихся по опорному конспекту лавиной. Этот метод заключается в следующем: сначала я спрашиваю у доски перед классом (все в это время слушают) первых двух пожелавших отвечать или сильных учащихся. Закончив ответ, они получают отметки (критерии отметок я поясняю при первых двух ответах). Каждый получивший положительную отметку становится консультантом. Он проверяет и оценивает знания других. Я в это время веду опрос параллельно или контролирую ответы остальных. Этот метод дает возможность мне за малое время проверить знания всех учащихся, а учащимся - развить речь и лучше усвоить учебный материал в результате его многократного проговаривания и прослушивания.

Затем учащиеся самостоятельно решают задачи. Задачи подбираются с постепенно повышающейся сложностью, что позволяет детям делать как бы интеллектуальный разбег и создает условия для ситуации успеха.

На четвертом уроке диалогической части я провожу урок – игру.

Работу диалогической части строю соблюдая следующие основные принципы:

  • Принцип целостности подхода к изучаемому и познаваемому учебному материалу.
  • Принцип изучения по “нарастающей”.
  • Принцип “возвращения”. Причем главным является не повторение материала, а именно возврат к нему, использования его в качестве средства, инструмента для разрешения поставленных перед человеком проблем.

Именно поэтому учебный материал и его усвоение является не главным в данной части модуля. Они лишь необходимое средство, без которого невозможно достичь основных целей.

В зависимости от формы организации уроков диалогической части задания могут быть расписаны на карточках, где дается четкое указание, что сделать, как сделать.

Если урок проходит в форме индивидуально – групповой работы, то каждый из учеников получает три варианта заданий.

Если же форма урока – игра в любой ее разновидности, то задания могут быть записаны на доске, либо даны в письменном виде.

При коллективных и групповых формах работы задания могут быть одного уровня сложности для всего класса.

Диалогическая часть учебного модуля имеет три особенности, на которые надо обратить внимание:

Обучение и учение в этой части являются:

  • развивающими;
  • подготовительными, для выхода на итоговую часть модуля. Поэтому все оценки и отметки, выставленные на каждом уроке каждому ученику, носят стимулирующий характер.

Обучение репродуктивного характера сочетается с проблемным, поисковым, исследовательским обучением.

Преимущественно используются активные формы обучения.

Завершающим циклом этой темы является итоговая часть учебного модуля (на неё отводится 2 урока). Она предназначена для контроля, проверки и оценки знаний, умений и навыков, сформированных в процессе познавательной деятельности учащихся в диалогической части.

На первом уроке итоговой части я провожу тестирование (6 вариантов). По степени трудности они одинаковые. Но одно дело, если учитель говорит: “Ты будешь отвечать на вопросы теста”, а другое, если ребёнок сам обращается к себе: “Я хочу работать с тестом”. Порой слово “я хочу”, “мне больше нравится” обретают магическое значение и результативность тестирования значительно выше, что в полной мере доказывается на практике. На этом же уроке учащиеся взаимопроверяют друг друга по ответам написанных на доске и выставляют отметки. Оставшееся время мы заполняем пробелы в знаниях, выявленные тестированием.

На последнем уроке итоговой части ребята пишут контрольную работу. Именно в этой части ученики получают отметки, которые, в конечном счете, и определяют общий результат деятельности каждого ученика.

К каким же результатам я пришла? Повысилось качество знаний, уровень мотивации, учащиеся с желанием посещают уроки физики. Они не боятся идти на урок, размышляют и думают, не боясь ошибиться. Главная победа в том, что уменьшается нагрузка учащихся, а это особенно важно, так как 71,6% учащихся имеют валеологические отклонения в здоровье.

Я бы посоветовала тем, кто заинтересовался данной технологией не использовать её в 1 четверти 7-го класса, так как вводится новый предмет и у детей идет первичное ознакомление с ним. Между отдельными учебными модулями возможна организация процесса обучения по традиционной форме, так как не все темы могут быть изучены на основе данной технологии.