Как начинать обучение информатике? Как знакомить детей дошкольного возраста с информатикой?
Существуют различные мнения по поводу возраста, с которого следует начинать обучение детей основам информатики. В настоящее время приобретает актуальность вопрос о повышении научности дошкольных знаний. В детском саду уже можно создавать предпосылки научных понятий. которые будут реализованы в школе. Конечно, можно, играя научить ребёнка считать, рисовать, рассказывать, но наша задача – сделать серьёзное занатие для ребёнка занимательным. Формирование начал компьютерной грамотности осуществляется не изолированно, а в контакте с другими видами деятельности, такими как развитие речи, математическая, изобразительная. Реализуем через тематическое планирование по знакомству с основами информатики в безмашинном варианте, которое разработали совместно, работая в одной группе с Черняевой Любовью Валентиновной, в результате многолетней работы по информатике.
Начинаем работу с младшей группы. Каждое занятие – это маленькая целенаправленная игра, в которую вовлечены все дети. На занятия приходят Робот Фердер и Муравей-Исполнитель, они приносят свои задания. Муравей-Исполнитель свободно передвигается по шахматной доске, выполняя команды, двигаясь на несколько клеток (вправо, влево, вверх, вниз). Выполняя команды, дети знакомятся с видами алгоритмов: линейный, циклический, разветвляющийся. Шахматная доска служит примером координатной сетки - она тоже разбита на клетки, - учим правильному нахождению полей (С-2; В-5...). Подобная работа представляется весьма значимой в плане ознакомления школьников с системой координат на плоскости. Подготавливаем к работе с графическим дисплеем.
Знакомим детей с понятием алгоритм на интуитивным уровне, используя разные способы записи: словесные, с помощью рисунков, графические.
В тетрадях дети выполняют различные задания. Чертится экран воображаемого компьютера в виде квадратной сетки, вертикальные и горизонтальные линии пронумерованы. Расположение точек задаётся двумя числами. Точка находится на пересечении двух линий, найденные точки соединяются. В прямоугольной сетке дети выполняют команды по направлению стрелочек последовательно, по номерам, чертя изображение от красной точки. Это способствует развитию у дошкольников пространственной ориентации, графических навыков, мелкой моторики (при работе с компьютером - графический редактор). Нами разработана программа диагностики для тестирования детей по возрастам.
Занятие № 1
Тема: “Зоопарк” (Простейшие алгоритмы)
Цель:
Материалы к занятию:
Демонстрационный - настенная магнитная шахматная доска, фигурки героев на магнитах, плоскостные изображения деревьев (берёза, ель, сосна, пальма), алгоритм “Портрет”, магнитофон, аудиозапись танца, координатная сетка с фигурами животных, алгоритм “Вскипятим чай”, самовар, чашки, изображение робота.
Раздаточный - лист с координатным полем, лист в форме квадрата, простой карандаш, счётные палочки, коврики.
Ход занятия:
- Вы были когда-нибудь в зоопарке? А хотите ещё побывать? Что же нам делать, если в нашем городе нет зоопарка? Можно полететь. Но на чём? А давайте полетим “во сне”. Устраивайтесь удобно на ковре.(Дети садятся, положив голову на колени). А чтобы быстрее долететь, давайте поиграем.(Игра “Ночь” – дети решают задачи-шутки, показывая ответ пальцами рук).
- Молодцы! Пора просыпаться, мы прилетели в зоопарк. Почему-то здесь никого нет… Но это дело поправимо. Сейчас мы превратимся в зверей, кто кого задумал. Вместе скажем волшебные слова, повернёмся через правое плечо: “Унты, фунты, чунты, вей! Превращаемся в зверей! (Дети проговаривают “волшебные” слова, поворачиваясь вокруг себя, имитируя движения загаданного зверя)
- Как много зверей в зоопарке! Как интересно! Но нам пора возвращаться! Давайте скажем волшебные слова, повернёмся через левое плечо и превратимся в детей: “Унты, фунты, чунты, вей! Превращаемся в детей (Дети поворачиваются вокруг себя, проговаривая слова).
- Вам понравилось путешествие в зоопарк? Каких зверей вы видели в зоопарке? В кого превращалась Маша? Кто догадался? (Ответы детей)
- Наш друг Муравей-Исполнитель, который живёт на
шахматной доске, поступил на работу смотрителем
в зоопарк. Устраивайтесь удобнее на ковриках. (Дети
рассаживаются на коврике около шахматной доски).
Покормив зверей, Муравей не закрыл клетки. Звери вышли и все перепутались. Справа клетки с животными леса, слева – с животными жарких стран, Африки. (рис.1). Поможем Муравью?
Сколько хвостов у двух ослов? (2)
Сколько слонов плавает в Белом море? (0)
Сколько ушей у четырёх мышей? (8)
Сколько голов у Змея-Горыныча? (3)
Рис.1.
- Кто поможет составить программу для
Муравья-Исполнителя?
Составлять команды для Муравья-Исполнителя будет Лиза (словесный алгоритм)
Помогать Муравью-Исполнителю выполнять команды будет Дима ( ребёнок выполняет команды, передвигая фигурки по шахматной доске)
Молодцы! Навели порядок. Всех расставили по местам. - В зоопарке сегодня новоселье. Вот новый дом (вывешиваются
координатная сетка, в клетках изображения
животных: лев, слон, тигр, обезьяна, зебра,
крокодил, сова)
Кто живёт на самом верхнем этаже? На нижнем этаже? Наш Муравей-Исполнитель приглашён на новоселье. Сначала он пошёл по адресу Д4. У кого он гостил? (слон). А3? (сова).
Кто скажет адрес квартиры льва? ( С-2 )
На сколько групп можно разделить жильцов дома. ( в группы – хищники, травоядные, птицы ).
Кто лишний в доме? Все так думаете? ( дети: три группы – хищники, травоядные, птицы. Лишняя сова – она птица, остальные – звери) - На новоселье приглашён и наш друг робот Фердер.
Принято на новоселье дарить подарки. А вы хотели
бы узнать, что подарил робот? Проходите за столы.
Найдите лист с рабочим полем (рис. 2).
Рис.2.
Робот просит рисовать по этим командам у себя на листке (рис. 4).
Рис.4.
- Что получилось? (дети: флаг)(рис. 3а)
Рис.3а.
(Дети работают за столами на специально подготовленном листе с расчерченным рабочим полем. Начинают рисовать, выполняя поочерёдно команды по стрелочкам, с указанным направлением, начиная от красной точки)
- А для совы Робот приготовил особый подарок. Хотите узнать какой? Если соедините все точки в указанном порядке, то узнаете (рис.5). (Дети выполняют задание в прямоугольнике, где 6 точек пронумерованы от 1 до 6, соединяют точки последовательно в указанном порядке)
- Что получилось? (дети: прямоугольник)
- Какой подарок сделал робот сове? (ответы детей разнообразны: салфетка, косынка. полка, коробка конфет)
- Робот подарил сове косынку.
- Новосёлы решили устроить танцы и нас приглашают. Пойдёмте танцевать. (Физкультминутка. Звучит музыка. дети танцуют. Танец “Сёмка” или “Танец утят”)
- Как красиво вы танцевали! Пока мы с вами танцевали, в зоопарке потерялся мальчик. У мальчика вот такой овал лица, форма носа, глаза, губы, волосы. Попробуйте, нарисуйте его портрет. (Выкладывается алгоритм портрета – части лица на прозрачной плёнке; если положить детали одна на другую, то получается портрет мальчика. Дети рисуют, сидя за столами).
- На новоселье решили устроить чаепитие, попросили Муравья вскипятить чайник, но он забыл как это делать. А вы знаете, как вскипятить чайник? Расскажите Муравью. Чтобы он всё сделал правильно, составим рассказ в картинках. (Составляется алгоритм в картинках “Вскипятим чайник”)
Рис. 5.
Рис. 6.
Цель: чашка горячего чая.
Исходные данные: кран, вода, чайник, плита, спички.
Алгоритм: включить воду, налить чайник, закрыть кран, включить плиту, поставит чайник на огонь, ждать пока вскипит, чайник вскипел, выключить плиту. (Дети перечисляют действия, выкладывают картинки на фланелеграфе).
Рис. 7.
- Чайник вскипячён, но вот неудача. В доме не оказалось чайной посуды. Опять потребуется наша помощь. Составьте 1 предмет чайной посуды из 10 палочек. (Дети работают на полу, выкладывая из 10 палочек по одному предмету чайной посуды).
- Как много посуды! Целый чайный сервиз.
- Понравилось наше путешествие? Чем?
- Заканчивается наше путешествие, нам пора возвращаться в детский сад. Устраивайтесь на ковре. Уснули. Дорога домой всегда быстрее. Вот мы и дома. Просыпайтесь! Как тепло нас встречают дома - горячим чаем из самовара. (Для детей устраивается чаепитие с конфетами и печеньем).
Занятие № 2
Тема: “Письмо друга” (Элементы координирования. Симметрия по образцу)
Цель:
- продолжать знакомить с элементами координирования;
- научить переводить зрительный образ в слуховую информацию;
- находить координаты заданных точек, клеток на координатной сетке;
- разгадывать карточки-модели с различными знаками, символами;
- закреплять умение составлять простейшие словесные алгоритмы жизненных ситуаций;
- формировать навыки составления сложных изображений из простых элементов, располагать рисунок в зеркальном отражении, используя заданное количество деталей;
- закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, продолжать формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Материалы к занятию:
Демонстрационный - шахматная магнитная доска, фигурки героев, 20 цветных квадратов (8*8) на магнитах, конверт, пиктограммы, книга, фланелеграф, анаграммы, координатная сетка с фруктами, схема-шифр.
Раздаточный - лист с координатной сеткой, простой карандаш, карточки-модели, плато, детали мозаики, картинки фруктов, овощей.
Ход занятия:
(Дети заходят в группу и находят конверт большого размера)
- Сегодня нас пригласил в гости наш друг Муравей-Исполнитель. Ему нужна наша помощь, но помочь ему не так-то просто! Надо прочитать письмо. Его письмо необыкновенное, письмо-рисунок. Этот древний вид письма называется пиктограмма. О чём рассказывает нам эта пиктограмма? (дети: лыжник).
- Куда нас приглашает Муравей-Исполнитель? (дети: кататься на лыжах)
(Дети рассаживаются на ковре у настенной магнитной шахматной доски.)
- Зимой Муравей любит кататься на лыжах. Больше всего ему нравиться слалом. Поможем ему спуститься с горы, проезжая во все ворота по очереди. Составим программу его спуска. Кто поможет? (вызываются трое детей, которые хотят помочь Муравью-Исполнителю).
- Составлять команды для Муравья-Исполнителя будет Никита (словесный алгоритм действий Муравья на шахматной доске)
- Записывать команды стрелочками, выкладывая их на фланелеграфе будет Лера
(Ребёнок подходит к фланелеграфу, выкладывает стрелочками путь Муравья.)
- Помогать Муравью-Исполнителю выполнять команды будет Саша
(ребёнок подходит к настенной шахматной доске, выполняет команды,передвигая фигурку муравья по шахматной доске.)
- Что вы заметили, составив и записав стрелочками программу спуска? (дети отвечают, воспитатель подводит итог)
- Помогая Муравью-Исполнителю, нам пришлось два раза выполнить команды: 1 вправо, 3 вниз.
- Давая команды, можно было сказать: “Повторить два раза – вправо 1, вниз 3” (Знакомство с циклическим алгоритмом)
- Молодцы, ребята! Муравей-Исполнитель очень хорошо покатался на лыжах, устал, проголодался. Пришёл домой, решил угоститься фруктами. Фрукты лежат в шкафу, каждый на своей полке (вывешивается координатная сетка, в клетках которой фрукты.). Сколько всего фруктов в шкафу?
- Я вам покажу карточку, на которой зашифровано название фрукта, а вы скажите на какой полке он лежит (анаграмма “яблоко”).
- На какой полке лежит этот фрукт? (анаграмма “банан”)
- Какой фрукт лежит на полке А4?
- Мы помогли Муравью, думаю, он остался доволен, но давайте посмотрим о чём он просит ещё в письме.
- Как вы думаете о чём ещё рассказывает этот рисунок-пиктограмма? (дети: робот).
- Нас ждёт Робот. Он всё любит делать сам. Посмотрите, чем он занят (пиктограмма “карандаш”, дети: чертит, рисует). Робот научился рисовать портрет своего друга. Хотите он и вас научит рисовать? (дети проходят за столы)
- Найдите лист с координатной сеткой, где цифры внизу и слева. Я буду называть цифру сначала внизу, затем слева. Найдя точку нарисуйте узелок.(Воспитатель диктует координаты, дети ищут точки рисуют узелки, соединяя их линией.)
- Посмотрите, какой портрет получился у меня! У вас такой же? (Самоконтроль – сравнение с образцом)
- Кто друг робота Робота? Какую вы бы дали кличку своему котёнку? Посмотрите, как Робот назвал своего котёнка. (Воспитатель показывает схему – шифр)
- Научил нас Робот рисовать портрет котёнка, но просит о помощи. Роботу подарили книгу, он поставил её на полку, а что делать с ней - не знает. Для чего нужны книги? (дети: читать, рассматривать) Поможем Роботу? Расскажем, как работать с книгой? (2-3 человека составляют словесный алгоритм)
Пример:
- Начало.
- Взять книгу с полки.
- Открыть.
- Рассмотреть иллюстрации.
- Читать текст.
- Перелистывать страницы.
- Закрыть книгу.
- Поставить на полку.
- Стоп.
- Физкультминутка “Как живёшь?”
Как живёшь? – Вот так!
Как идёшь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот так!
Смотришь вслед? – Вот так!
Ждёшь обед? – Вот так!
Ночью спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
(Дети сопровождают слова соответствующими движениями).
- Хорошо живёте! А вы катались когда-нибудь верхом? А робот катался. Хотите узнать на ком? Сейчас мы выложим на доске зелёными квадратами (работа на настенной шахматной доске. Воспитатель диктует координаты клеток, дети находят нужную, ставят 1 зелёный квадрат).
- Узнали чей это портрет? (дети: верблюд)
- Давайте ещё заглянем в конверт. нас приглашают. Куда? (пиктограмма “мольберт, кисть”)
(дети: музей, рисовать, выставка картин)
- Наша помощь необходима на выставке картин. Муравей организовал выставку, но необычную: картины выложены мозаикой. Однако, авторы успели выложить только половину. Поможем закончить работу? У вас у каждого свой пригласительный билет, он говорит чем вас угощает Муравей.
(Дети по условным обозначениям на карточке-модели находят картинку с изображением фрукта или овоща, которая лежит около плато, выкладывают вторую половинку изображения мозаикой).
- Нам сегодня удалось помочь Муравью-Исполнителю и Роботу решить их проблемы. Все дети очень старались. Что вам больше всего понравилось? Муравей и Робот нас благодарят и дарят нам солнышки разных цветов. Цвет солнышка выберите сами. Если у вас сегодня все получилось – красное солнышко, старался - зелёное, надо постараться – жёлтое, было трудно – синее (дети выбирают солнышко, происходит самооценка детей).