Одним из величайших достижений современной цивилизации является создание Всемирной информационной сети. В последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Эта компьютерная революция в настоящее время вошла в очередной этап, связанный с Интернетом. Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения начался не так давно. Однако темпы его распространения невероятно стремительны. В ближайшем будущем в мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванные существованием этого единого мирового информационного поля. Мотивы профессионального использования компьютера вызывают к жизни новые формы умственных способностей к применению компьютерных средств при решении разных учебных задач, коммуникативных способностей к взаимодействии с компьютером в учебной деятельности, к разнообразию круга делового электронного общения.
В настоящее время перед всеми педагогами стоит задача научиться использовать Всемирную сеть в целях совершенствования содержания образования на основе использования современных технологий. Интернет открывает новые, ранее неизвестные возможности для совершенствования преподавания английского языка.
Я хотела бы поделиться опытом работы по созданию Интернет-ресурсов для их использования на уроках английского языка.
Мною был разработан проект “Интернет-ресурсы на уроках английского языка”.
Цели и задачи проекта
Цели проекта
Данный проект направлен на модернизацию содержания общего образования посредством использования современных информационных технологий, включая Интернет–ресурсы, при обучении английскому языку на основе учебно-методического комплекта школьного компонента базисного учебного плана “Высокие технологии и изучение английского языка”.
Задачи проекта
— использование Интернет-ресурсов в процессе изучения английского языка;
— создание Интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку;
— формирование у учащихся умений использования современных информационных технологий в учебной деятельности при разработке совместных и индивидуальных исследовательских проектов;
— обновление содержания воспитания молодежи посредством возрождения национальной семейно-бытовой культуры, формирования активной жизненной позиции, гражданственности в условиях формирования гуманистической направленности использования современных информационных технологий.
Реализуемость проекта обеспечивается
— изучением мною зарубежного опыта педагогической работы по использованию информационных технологий в образовании в течение последних десяти лет;
— проведением автором данного проекта исследования Интернет-ресурсов во Всемирной сети с целью их использования в педагогической практике преподавания английского языка;
— наличием у автора проекта опыта работы по теме “Интернет-ресурсы на уроках английского языка”;
— созданием автором проекта Интернет-ресурсов на английском языке, размещенных на персональных сайтах;
— наличием у учащихся нашей школы опыта участия в международном Интернет-проекте;
— участием учащихся школы в создании Интернет-ресурсов на английском языке, размещенных на иностранном сайте;
— наличием в школе компьютерного класса с мультимедийным проектором;
— возможностью проведения уроков английского языка с использованием Интернета в электронном зале Донской государственной публичной библиотеки.
С целью использования ресурсов Всемирной сети в учебно-воспитательном процессе как победитель международного российско-американского конкурса, выпускница американской программы “Партнерство в образовании” (январь-март 1998) я в 2003 году прошла два учебных курса веб-дизайна по 40-часовой программе “Обучение и доступ к Интернет” Управления Образовательных и Культурных Программ Государственного Департамента США с представлением тематических Интернет-ресурсов:
веб-сайт “Корни” - http://alumni.iubip.ru/Makarenko/ (февраль 2003);
веб-сайт “Мои ученики” - http://alumni.iubip.ru/Makarenko/Students/ (октябрь 2003);
организовала в 2002/2003 учебном году 20-часовой обучающий курс для 16 учащихся школы №12 по теме “Знакомство с Интернет: виртуальный мир и его информационные ресурсы” в Центре открытого доступа к Интернет на базе Донской государственной публичной библиотеки.
В школе разработан и успешно реализован проект “История семьи в истории России”, в разработке которого приняли участие учащиеся 8–9-х классов.
Специальный учебный курс “История семьи в истории страны” (на английском языке) для учащихся 8-х классов был апробирован в нашей школе.
Четыре ученика 9-го класса, работавшие в данном проекте, успешно защитили свои творческие работы, очерки и рефераты, подготовленные с использованием современных информационных технологий, на итоговой аттестации по английскому языку за курс неполной средней школы:“Моя семья в истории Ростова-на-Дону”, “Мои семейные корни”, “Моя медицинская семья и мои корни”, “Моя семья и мои корни”.
Реферат “Моя медицинская семья и мои корни” подготовлен в форме очерка. Работа включает 5 глав и приложение, состоящее из списка изученных документов, литературы и веб-сайтов. Ученица использовала 6 документов, 5 книг, одну статью из газеты, 33 фотографии 30–90-х годов XX века и начала XXI века, имеющихся в семейном архиве. В процессе подготовки реферата ученицей изучены и использованы материалы четырех веб-сайтов. Работа носит исследовательский характер.
Ценность реферата состоит в том, что в нем использованы уникальные источники-письма с фронта, документы и фотографии времен Великой Отечественной войны. Ученица показала умения работать с историческими документами, брать интервью, выбрать главное, существенное в изученных материалах для подготовки очерка об истории своей медицинской семьи в четырех поколениях на протяжении ста лет.
Работа оформлена в двух вариантах: печатном – в форме книги, и электронном – в форме презентации очерка.
Успешное завершение учебы учениками и учителем на обучающих курсах по использованию Интернет-ресурсов, систематическое использование материалов Всемирной сети на уроках дало возможность еще одиннадцати учащимся использовать современные информационные технологии при подготовке к итоговой аттестации по английскому языку за курс неполной средней школы, и успешно защитить свои рефераты: “Я и моя школа”, “Путешествие как познание мира”, “Средневековые замки Англии”, “Праздники, традиции и обычаи в Великобритании”, “Лондон – столица Великобритании”, “Великобритания и ее столица – Лондон”, “США и американский народ”, “Вашингтон – столица США. История и современность”, “Вашингтон – столица США. Достопримечательности”, “Знаменитые люди США”, “Свободное время подростков США”.
Материалы, представленные в рефератах, могут быть использованы учителями и учащимися при изучении программного материала в 8-11-х классах по темам: “О себе”, “Моя семья”, “Школа”, “Страницы истории. Первая мировая война”, “Страницы истории. Вторая мировая война. Великая Отечественная война 1941-1945”, “Ростов–на–Дону в годы Великой Отечественной войны”, “Изучение иностранных языков”, “Современные информационные технологии”, “Роль современных информационных технологий в изучении иностранных языков”, “Проблемы современной молодежи”, “Моя будущая профессия”, “Города России. 300-летие Санкт-Петербурга”, “Ростов-на-Дону”, “США”, “Вашингтон – столица США”, “Политическая система США”, “Праздники, традиции, обычаи в США”, “Знаменитые люди США”, “Система образования в США”, “Обучение в США”, “Спорт в США”, “Великобритания”, “Лондон – столица Великобритании”, “Достопримечательности Лондона”, “Английские города”, “Праздники, традиции и обычаи в Великобритании”, “Образование в Великобритании”, “Путешествие как способ познания мира”.
Все 15 учащихся, прошедших итоговую аттестацию по английскому языку за курс неполной средней школы в форме защиты реферата, в той или иной степени использовали современные информационные технологии. Учащиеся осуществили поиск материала, необходимого для подготовки рефератов в глобальной сети Интернет; 10 учеников, самостоятельно осуществив компьютерный набор своего реферата, подготовили его электронную версию; 6 учеников защищали свои рефераты с использованием компьютера и мультимедийного проектора.
Фрагменты творческих работ девяти учеников, размещены на персональном сайте http://alumni.iubip.ru/Makarenko/Students/ .
Летом 2003 года я выиграла международный конкурс, проводимый американской некоммерческой организацией “Прожект Хармони, Инк.”, что дало возможность школе принять участие в международном Интернет-проекте “Глобальные диалоги по вопросам демократии” с 6 октября по 5 ноября 2003 года. Организатор этого проекта – американская организация “Центр по конституционным правам”, находящаяся в Лос-Анджелесе, штат Калифорния http://www.crf-usa.org. Проект финансируется Управлением образовательных и культурных программ Государственного департамента США.
В данном проекте приняли участие 64 учреждения образования из четырех стран, Литвы, Польши, России, США, в том числе – 28 учреждений образования из России, 13 - из Литвы, 9 – из Польши, 14 - из США.
Для проведения проектной работы американским Центром по конституционным правам был разработан и запущен в Интернете веб-сайт –http://www.democracychat.org, с доской сообщений (Message Board) для переписки в режиме on-line и участия в форумах.
Каждому учреждению образования России, Литвы и Польши был определен партнер по работе в проекте - американское учреждение образования штата Калифорния. Нашей школе №12 в качестве партнера была определена школа S.E.A. Charter School из Лос-Анджелеса.
Проект предусматривал виртуальное обсуждение вопросов по темам: “Жизнь молодежи”, “Права и обязанности учащихся вашей школы”, “Демократия и толерантность”, “Развитие демократии в стране”.
Учащиеся проектных групп школ-партнеров один раз в неделю, используя возможности Интернета, обменивались своими ответами по вопросам конкретных тем, предложенных для обсуждения Проектом. По окончании проекта его организаторами был проведен форум в Интернете, на котором учащиеся подвели итоги проведенной в течение пяти недель работы.
Работа в Интернет-проекте дала возможность нетрадиционно изучить темы: “Моя страна”, “Мой город”, “Моя школа”, “Образование в США”, “Образование в России”, “Проблемы молодежи”, “Демократия и толерантность”.
Результатом участия нашей школы в этом Проекте явилось размещение в режиме on-line на американском сайте данного Проекта http://democracychat.org пяти тем, разработанных нашими учениками, что является созданием Интернет-ресурса, и прикрепление моего персонального сайта http://alumni.iubip.ru/Makarenko/ к американскому сайту руководителями Проекта.
Такой вид совместной работы оказался очень полезным для учащихся. Они глубоко изучили тему “Проблемы демократии”, получили новые знания по страноведению, расширили свой словарный запас, приобрели хороший опыт проектной работы на международном уровне, сформировали навыки работы в Интернет-проекте, приобрели опыт межкультурной коммуникативной технологии обучения. Работа по созданию Интернет–ресурсов интересна учащимся своей новизной, актуальностью, креативностью. Организация познавательной деятельности учащихся в малых группах дала возможность проявлять свою активность каждому ученику. Проектные формы работы с использованием Интернета развивают активное самостоятельное мышление ребенка, учат его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.
Учителя и ученики получают новейшую информацию об англо–говорящих странах из Интернета в режиме on-line от носителей языка. Интернет позволяет найти большой разнообразный иллюстративный материал, который используется на уроках, демонстрируется на мониторе компьютера, а также на экране с помощью мультимедийного проектора. Интересные данные распечатываются и используются как наглядный или раздаточный дидактический материал.
С целью оказания помощи моим ученикам и другим пользователям, которые используют возможности Интернета для совершенствования преподавания английского языка, усиления его поликультурной направленности и для самостоятельного изучения страноведческого материала, на моем втором персональном веб-сайте http://alumni.iubip.ru/Makarenko/Students/ создана веб-страница “Ссылки и список использованной литературы” (“References and Works Consulted”). На данной странице представлен каталог сайтов, который включает их перечень, адреса, краткое описание. Здесь 62 сайта распределены по рубрикам, что значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации. В каталоге представлены следующие рубрики: “Образование в Интернете” (Education on the Internet), “Информация об англо–говорящих странах” (Information about English–Speaking Countries), “Профессиональные организации преподавателей английского языка как иностранного” (Professional Organizations of Teachers of English as a Foreign Language), “Образование за рубежом” (Education Abroad), “Информация для тех, кто посещает Соединенное Королевство” (Information for Visitors to the UK), “Ростов–на–Дону. История и современность” (“Background and Knowledge about Rostov–na–Donu, Russia”).
На основании имеющегося и описанного опыта работы по использованию современных информационных технологий в обучении английскому языку я в настоящее время разрабатываю инновационно-экспериментальный учебно-методический комплект “Высокие технологии и изучение английского языка”. С этой целью в настоящее время мною создаются
программа 30-часового спецкурса “Высокие технологии и изучение английского языка” и ее электронная версия;
учебное пособие для учащихся “Высокие технологии и изучение английского языка” в традиционной печатной форме и его электронная версия;
методические рекомендации для учителя “Тематическое и поурочное планирование спецкурса “Высокие технологии и изучение английского языка” в традиционной печатной форме и его электронная версия;
электронная презентация спецкурса “Высокие технологии и изучение английского языка” на основе использования новейших информационных технологий (компьютер, Интернет, мультимедийный проектор);
Интернет-ресурс для УМК “Высокие технологии и изучение английского языка”, который размещается в Интернете на персональных веб-сайтах
http://alumni.iubip.ru/Makarenko/
http://alumni.iubip.ru/Makarenko/Students/
Так как проект “Интернет–ресурсы на уроках английского языка”
разрабатывается как ресурс Всемирной сети и будет запущен в Интернете, то возникает возможность трансляции результатов данного проекта для других образовательных учреждений России.