План-конспект по программе "Основы экономической культуры"

Разделы: Экономика


Тема: ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: Освоить понятие “производственная деятельность”, значение производственной деятельности в жизни людей.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

  1. Знакомство с элементами производственной деятельности.
  2. Освоение терминов, характеризующих производство.
  3. Закрепить теоретические занятия со сложившейся у школьников системой жизненного опыта и информации.

РАЗВИВАЮЩИЕ

  1. Развитие комплекса навыков освоения информации.
  2. Формирование технологии эффективной деятельности в освоении информации.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

  1. Воспитание активной позиции в освоении новой информации (поисковый метод)
  2. Воспитание коммуникативных свойств личности.

ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Набор иллюстраций.
  2. Комплект цветной бумаги.
  3. Ножницы. Песочные часы (1мин., 2мин, 4мин, 5 мин.)
  4. Фломастеры (карандаши).
  5. Карточки основных терминов по теме “Производство”.
  6. Калькуляторы, счетные палочки, косточковые счеты.

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

1 этап – Знакомство с целью работы.

2 этап – Основная часть.

3 этап – Подведение итогов. Выводы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Вводная часть (обозначить связь с прошлыми занятиями и определить цель изучаемой темы).
  2. Многообразие потребностей человека развивалось одновременно со способами их удовлетворения. Главным способом удовлетворения потребностей стало производство. Наша задача сегодня попробовать воспроизвести основные приемы, которые выработало человечество в производстве.

    Что вы знаете на сегодняшний день, где употребляется слово “производство”?

    Задание №1.

    По школьному справочнику “Экономика” найти научное определение данного понятия. (А.И. Василевский. Школьный справочник Экономика. Ярославль “Академия развития”, 1997г.)

  3. Основная часть.
  4. Задание №2.

    Набор рисунков производственной деятельности по книге Г.М. Донского “Задания для самостоятельной работы по истории средних веков”, М. “Просвещение, 1992 г., стр.22, 23, 24, 25, 26.

    Беседа по анализу информации, полученной из этих гравюр.

    Какими видами деятельности заняты эти люди?
    Какие приспособления они используют?
    Какие приспособления сохранились до сегодняшнего дня?
    Сколько человек заняты данным видом деятельности?
    Как вы думаете, почему они работают все вместе?

    Задание №3.

    “ДЕЛОВАЯ ИГРА” по производству “самолетиков”. (Группа делится на фирмы и проводит в два этапа изготовление бумажных самолетиков по собственной технологии.

    1 этап. Каждый участник фирмы изготовляет самолет от начала до конца. По песочным часам измеряем время, потраченное каждым, записываем его в таблицу на доске. Анализируем результаты деятельности с помощью экспертов от каждой фирмы. Определяем самый лучший продукт и менее удачный вариант.

    2 этап. Проводим совещание внутри фирмы, которая теперь будет работать по системе разделения труда. Проводим изготовление самолетиков, когда каждый участник фирмы выполняет одну или две операции. Продолжительность работ фирмы 5 минут.

    3 этап. Анализируем результаты совместной деятельности. Записываем на доске в таблицу сколько продукта – самолетиков произвела каждая фирма. Рассчитываем производительность каждой фирмы с помощью экспертов, оцениваем качество продукта. Лучшая фирма делает сообщение об источниках ее успехов.

    Задание №4.

    По книге для чтения по истории средних веков, составитель Н.И. Запорожец, под ред. А.А. Сванидзе, М. “Просвещение, 1991г., стр. 171-180, “Цена топора”. Заранее подготовленные ученики (3-4), рассказывают о средневековых производствах.

  5. Заключительная часть.
  6. Подводим итог: какое место занимает производство в жизни людей? Какие приемы выработало человечество, чтобы производство было более эффективным? Как можно измерить эффективность деятельности? С какой целью человечество измеряет успехи производственной деятельности? Как вы поняли, что такое орудие труда, специализация, кооперация труда, эффективность туда.

    Поблагодарить участников совместной деятельности за успешную работу.