Исходя из реальности сегодняшнего ,дня актуальность создания программы “Одаренные дети” обуславливаются следующими противоречиями:
- стремлением общества выйти на качественно новый уровень экономического, политического, интеллектуального и информационного развития и невозможностью это сделать в силу несовершенства воспитательно– образовательной системы традиционной школы, в которой слабо реализуется личностно – ориентированный подход к каждому ученику, теряя возможность работать с одаренными детьми;
- несоответствием между содержанием, формами и методами учебно– воспитательного процесса в традиционных условиях общеобразовательных школ, позволяющих работать со всеми детьми одинаково и стремление одаренных учащихся научиться работать в научной, духовной сферах, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы. Для решения этих противоречий создана программа работы с одаренными детьми.
Цели программы:
- систематизация работы с одаренными учащимися на основе креативного развития их индивидуальных способностей;
- разработка педагогических технологий работы с ними в условиях профессиональности в школе.
Педагогические задачи:
- выявление учащихся, которые имеют определенные наклонности и способности, характеризующие одаренность;
- изучение направленности способностей учащихся и уровня их развития;
- дифференциация учащихся по темпам усвоения материалов;
- составление разнообразных минипрограмм для обучения, воспитания и развития учащихся школы;
- составление индивидуальных карт развития на каждого ученика, мониторинг уровня развития креативности;
Для решения постоянных задач программы развития школы подразумевается:
- формирование классов с углубленным и профильным изучением, ориентированных на высокие уровни освоения материала учебной мотивации и познавательной активности учащихся;
- создание новых учебных планов для этих классов;
- подбор и расстановка высококвалифицированных педагогических кадров, владеющих развивающими технологиями;
- сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по вопросам довузовской научной работы учащихся;
- расширение системы дополнительного образования;
- введения сквозных факультативных и специальных курсов;
- индивидуализация и дифференциация в процессе обучения и воспитания.
Программа работы с одаренными детьми.
Модуль 1. “Наши звездочки” (школа I ступени)
Цель: выявить детей с опережающим уровнем развития абстрактно-логического мышления, создание предпосылок для положительной мотивации творчества.
План действий.
- В рамках психологического сопровождения провести фронтальную диагностику первоклассников.
- По итогам опроса учителей (по диагностическим картам) выявить учащихся, опережающих одноклассников в освоении ЗУНов.
- Подготовить учителей, работающих по методике ТРИЗ.
- По данным диагностики сформировать группы, работающие по ТРИЗу.
- Провести предметные общешкольные конкурсы (олимпиады) для третьеклассников (четвероклассников).
- Провести консультирование родителей “Как помогать ребенку расти и развиваться”.
Модуль 2. “Попробуй сам” (для 5-8 классов)
Цель: создание условий для развития способности и расширение группы детей, самоактуализирующихся в рамках учебной деятельности; формирование положительной мотивации саморазвития.
План действий.
- Сформировать профильные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов.
- Создание системы поощрения для активных учащихся.
- Создание службы мониторинга ЗУН и степени обученности по профилирующим дисциплинам в классах с профильным и углубленным изучением отдельных предметов.
- Создание развивающих творческих групп для одаренных детей в рамках индивидуально-групповых занятий.
- Разработка развивающих программ для индивидуально-групповых занятий.
- Проведение школьных предметных олимпиад.
- Организация творческих конкурсов за рамками учебной программы (Стихи, статьи, рисунки, дизайн).
Модуль 3. “Выбирай свой путь” (для 9-11 классов)
Цель: создание оптимальных условий для саморазвития самоактуализации и профессионального самоопределения.
План действий.
- Обеспечение участия подростков в городских и региональных олимпиадах и конкурсах.
- Создание “института кураторства” учителей-предметников для одаренных детей.
- Организация научной работы учащихся по различным направлениям.
- Организация системы профконсультирования.
- Обеспечение участия творческих работ учащихся в Вузовских конкурсах.
Для реализации программы предлагается:
- Психологу провести диагностику:
- Психодиагностику.
- Диагностике доминирующих способностей (интеллектуальных, художественно-изобразительных, музыкальных, научных, литературных, математических, химических, спортивных, артистических, технических, исторических, педагогических, интеллектуального лидера, менеджерских)
- Выявление творческой одарённости по методике П. Торренса (США).
- Диагностика развития интеллектуального уровня. Методика Д. Равена (Англия).
- Диагностика конвергентного мышления по методике Н. Ильичевой (Россия).
- Педагогическая диагностика.
- Олимпиады по научным предметам.
- Конкурсы.
- Фестивали.
- Соревнования.
- Наблюдение учителя за развитием учащихся во время учебного процесса как в школе, так и в различных сферах занятий дополнительного образования.
- Работа по заявкам родителей, соседей, друзей на предметную деятельность сверходаренных детей.
- Сформулировать творческие группы учащихся по направлениям:
- Творческим группам учителей по методическим объединениям разработать обязательный минимум содержания программ опережающего развития;
Желательно, чтобы группы были мобильными по составу, расширялись или сокращались по мере выполнения отдельных заданий. Изначально привлекая к участию в работе групп всех, кто заинтересован, можно добиться единства действий и значительной активности со стороны ориентированных на новации педагогов и родителей учащихся. Осуществляя анализ конкретной проблемы, группы начинают работать по плану научно-педагогического исследования.
- Организовать занятия учащихся в выбранных направлениях.
- Мониторинг.
В самом начале работы творческой группе необходимо конкретизировать цели, к которым она будет стремиться, определить критерии оценки деятельности и механизм её осуществления. Поэтому все цели должны быть диагностируемы и ранжированы. А далее строится система контроля и выбирается его периодичность.