Тема: Экскурсия в зимний лес. (3 класс).
Цель: на основе наблюдений рассмотреть
представления учащихся об изменениях в природе
зимой, рассмотреть снежинки во время снегопада,
провести наблюдения под снегом, познакомиться c
видом зимнего леса; рассмотреть ель, сосну зимой;
собрать еловые и сосновые ветки, шишки для
предметного урока.
Оборудование: коробка, линейка, деревянная
лопатка, карандаш, блокнот, градусник.
Ход экскурсии.
Подготовка учителя и учеников к экскурсии.
Для подготовки экскурсии определяется место
зимнем лесу, (где будет проходить экскурсия),
какой наглядный материал смогут собрать
учащиеся для использования его на предметных
уроках.
До экскурсии в классе проводится вводная беседа
по следующим вопросам.
- Какой был лес поздней осенью (вспомнить)?
- Какие изменения произошли в природе с приходом поздней осени?
- Что заметили в лесу на экскурсии?
- Назвать деревья, которые сбрасывают листья на зиму, а которые – нет.
До экскурсии даются задания.
- Понаблюдать за птицами
- Присмотреться, какие животные живут в лесу зимой, определить их по внешнему виду, следам.
- Собрать природный материал (шишки, опавшие ветки, кору).
Проведение экскурсий в январе в том же лесу, парке, что и поздней осенью.
Наблюдения за неживой природой.
По приходу в лес, детям предлагаются вопросы и задания.
- Посмотрите , остановитесь, послушайте тишину леса, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.
- Что вы слышите?
- Какое ощущение от зимнего леса?
- Какие стихи вам приходят на память?
- Какие загадки, пословицы, поговорки вы знаете?
Понаблюдайте за небом, как оно изменилось по сравнению с осенью?
- Какое солнце? Чем покрыта земля зимой?
- Что падает с неба?
- Какая температура воздуха? Выше или ниже нуля?
Поймайте на рукавичку снежинку и рассмотрите ее, а теперь на ладонь.
Что произошло со снежинкой?Попробуйте зарисовать снежинку. ( Зарисовывают в блокноте).
Разделитесь на группы ( образовывается три группы).
Вы будете выполнять следующее задание и результаты записывать в блокноты.
1 группа - Линейкой измеряет толщину снега на открытом пространстве и у дерева.
2 группа – Рассмотрите сугробы, где их намело и почему?
3 группа - Градусником измеряет температуру воздуха и температуру снега.
Итоги по наблюдениям за неживой природой.
Руководители групп докладывают о выполненной работе.
- Где толщина снежного покрова больше? (Около деревьев). Почему? (Толщина снежного покрова зависит от преград)
- Где в наших местах намело сугробы? Почему?
- Какова Температура воздуха, температура снега?
Наблюдения за живой природой.
Посмотрите на деревья.
- Какие они? (без листьев).
- Почему?
- Какие с листьями? (хвоинками).
- Найдите ель и сосну (хвойные).
- Найдите отличие сосны и ели.
- Посмотрите следы на снегу.
- Есть ли они? Чьи? Как догадались?
- Каких зимующих птиц знаете?
- Что должен человек сделать для них?
Собираем природный материал.
1 группа – Собирает шишки , рассматривает.
2 группа – Собирает на снегу опавшие ветки, которые сбило ветром.
3группа –Разделите ветки хвойных и лиственных деревьев, дайте им название.
Руководители групп докладывают о выполненной работе, в которой выясняется изменения в живой природе с приходом зимы.
Чем ель отличается от сосны? ( Листьями, хвоей,
шишками, корой, стволом).
Опишите внешний вид (дятла, вороны), их жизнь в
зимнем лесу, как мы должны о них заботится?
После проведения работ детям предлагается
поиграть в следующую игру: “Угадай, с какого
дерева этот листок”.
Игра проводится после того, как учащиеся уже
будут орошо знакомы с листьями разных деревьев.
Содержание игры: Учитель держит в руках несколько листков разных деревьев, показывает один из них и предлагает детям подбежать к тому дереву, которое имеет такие листья. Дети подбегают к соответствующим деревьям. Потом учитель раздает каждому ученику по одному листку и говорит: “ Когда я скажу раз, два, три- беги, каждый из вас должен подбежать к тому дереву, с которого держит листок в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы?” Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Учитель проверяет, правильно ли дети выполняют условия игры. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.
Подведение итогов экскурсии.
После отдыха предлагается обобщающая беседа, в ходе которой выясняются изменения в неживой и живой природе с приходом зимы.
- Что мы сегодня наблюдали?
- Что нового узнали?
- Где были на экскурсии?
- Какие изменения в природе заметили?
Вывод: Что жизнь в природе зимой продолжается.
Домашнее задание: (в классе выборочно).
- Зарисовать красивую снежинку.
- Описать внешний вид животного или птицы, которых видели в лесу.
- Можно составить рассказ об экскурсии по плану.
- Тема экскурсии.
- Отличие осенней экскурсии и зимней.
- Причины изменений.
- Изготовить кормушки с родителями. “ Позаботиться о птицах зимой”.
Приложение:
Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
(Снежинки)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Елка)
Пословицы:
- В зимний холод всякий молод.
- Два друга – мороз да вьюга.
- Солнце на лето, зима на мороз.
- Сова кричит на холод.
- Курица на одной ноге стоит – к стуже.
- Новый год к весне поворот.