Урок: "Экскурсия — урок"

Разделы: Начальная школа


Тема: Экскурсия в зимний лес. (3 класс).
Цель:
на основе наблюдений рассмотреть представления учащихся об изменениях в природе зимой, рассмотреть снежинки во время снегопада, провести наблюдения под снегом, познакомиться c видом зимнего леса; рассмотреть ель, сосну зимой; собрать еловые и сосновые ветки, шишки для предметного урока.
Оборудование: коробка, линейка, деревянная лопатка, карандаш, блокнот, градусник.

Ход экскурсии.

Подготовка учителя и учеников к экскурсии.

Для подготовки экскурсии определяется место зимнем лесу, (где будет проходить экскурсия), какой наглядный материал смогут собрать учащиеся для использования его на предметных уроках.
До экскурсии в классе проводится вводная беседа по следующим вопросам.

  • Какой был лес поздней осенью (вспомнить)?
  • Какие изменения произошли в природе с приходом поздней осени?
  • Что заметили в лесу на экскурсии?
  • Назвать деревья, которые сбрасывают листья на зиму, а которые – нет.

До экскурсии даются задания.

  • Понаблюдать за птицами
  • Присмотреться, какие животные живут в лесу зимой, определить их по внешнему виду, следам.
  • Собрать природный материал (шишки, опавшие ветки, кору).

Проведение экскурсий в январе в том же лесу, парке, что и поздней осенью.

Наблюдения за неживой природой.

По приходу в лес, детям предлагаются вопросы и задания.

  • Посмотрите , остановитесь, послушайте тишину леса, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.
  • Что вы слышите?
  • Какое ощущение от зимнего леса?
  • Какие стихи вам приходят на память?
  • Какие загадки, пословицы, поговорки вы знаете?

Понаблюдайте за небом, как оно изменилось по сравнению с осенью?

  • Какое солнце? Чем покрыта земля зимой?
  • Что падает с неба?
  • Какая температура воздуха? Выше или ниже нуля?

Поймайте на рукавичку снежинку и рассмотрите ее, а теперь на ладонь.

Что произошло со снежинкой?Попробуйте зарисовать снежинку. ( Зарисовывают в блокноте).

Разделитесь на группы ( образовывается три группы).

Вы будете выполнять следующее задание и результаты записывать в блокноты.

1 группа - Линейкой измеряет толщину снега на открытом пространстве и у дерева.

2 группа – Рассмотрите сугробы, где их намело и почему?

3 группа - Градусником измеряет температуру воздуха и температуру снега.

Итоги по наблюдениям за неживой природой.

Руководители групп докладывают о выполненной работе.

  • Где толщина снежного покрова больше? (Около деревьев). Почему? (Толщина снежного покрова зависит от преград)
  • Где в наших местах намело сугробы? Почему?
  • Какова Температура воздуха, температура снега?

Наблюдения за живой природой.

Посмотрите на деревья.

  • Какие они? (без листьев).
  • Почему?
  • Какие с листьями? (хвоинками).
  • Найдите ель и сосну (хвойные).
  • Найдите отличие сосны и ели.
  • Посмотрите следы на снегу.
  • Есть ли они? Чьи? Как догадались?
  • Каких зимующих птиц знаете?
  • Что должен человек сделать для них?

Собираем природный материал.

1 группа – Собирает шишки , рассматривает.

2 группа – Собирает на снегу опавшие ветки, которые сбило ветром.

3группа –Разделите ветки хвойных и лиственных деревьев, дайте им название.

 

Руководители групп докладывают о выполненной работе, в которой выясняется изменения в живой природе с приходом зимы.

Чем ель отличается от сосны? ( Листьями, хвоей, шишками, корой, стволом).
Опишите внешний вид (дятла, вороны), их жизнь в зимнем лесу, как мы должны о них заботится?

После проведения работ детям предлагается поиграть в следующую игру: “Угадай, с какого дерева этот листок”.
Игра проводится после того, как учащиеся уже будут орошо знакомы с листьями разных деревьев.

Содержание игры: Учитель держит в руках несколько листков разных деревьев, показывает один из них и предлагает детям подбежать к тому дереву, которое имеет такие листья. Дети подбегают к соответствующим деревьям. Потом учитель раздает каждому ученику по одному листку и говорит: “ Когда я скажу раз, два, три- беги, каждый из вас должен подбежать к тому дереву, с которого держит листок в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы?” Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Учитель проверяет, правильно ли дети выполняют условия игры. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.

Подведение итогов экскурсии.

После отдыха предлагается обобщающая беседа, в ходе которой выясняются изменения в неживой и живой природе с приходом зимы.

  • Что мы сегодня наблюдали?
  • Что нового узнали?
  • Где были на экскурсии?
  • Какие изменения в природе заметили?

Вывод: Что жизнь в природе зимой продолжается.

Домашнее задание: (в классе выборочно).

  • Зарисовать красивую снежинку.
  • Описать внешний вид животного или птицы, которых видели в лесу.
  • Можно составить рассказ об экскурсии по плану.
  • Тема экскурсии.
  • Отличие осенней экскурсии и зимней.
  • Причины изменений.
  • Изготовить кормушки с родителями. “ Позаботиться о птицах зимой”.

 

Приложение:

Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?

(Снежинки)

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

(Елка)

Пословицы:

  • В зимний холод всякий молод.
  • Два друга – мороз да вьюга.
  • Солнце на лето, зима на мороз.
  • Сова кричит на холод.
  • Курица на одной ноге стоит – к стуже.
  • Новый год к весне поворот.
  •