Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 8 города Ставрополя с 1998 года является краевой экспериментальной площадкой по теме “Экономическое образование школьников”. Работа творческой проблемной микрогруппы “Применение педагогических технологий для активизации деятельности учащихся” была направлена на разработку новых (для коллектива лицея) форм урока: урок - аукцион, урок-вертушка, урок - деловая игра. При этом учитывалось, что мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворяющего потребности в самоутверждении, самореализации.
Данный урок относится к тем урокам, где основной целью является отработка навыка приемов решения определенного типа заданий. Как правило, это достигается путем выполнения большого количества однотипных заданий, что превращает урок в монотонную работу учеников. Предложенная форма занятия позволяет активизировать деятельность детей, и была использована не только при преподавании математики, но и в процессе обучения на других предметах.
Урок алгебры в 8 классе по теме “Решение линейных неравенств с одной переменной”
Цели урока.
Выработка умений самостоятельно применять знания и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Контроль и оценивание умений и навыков.
Применение знаний, полученных в других областях.
Развитие познавательного интереса учащихся
Тип урока.
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Форма урока.
Игра “Спрос и предложение: рынок кадров”
Оборудование.
1. Мини-таблицы (для каждого ученика)
- Список претендентов на вакансии в фирме
- Карточка персонифицированного учета
- Задания для тестирования “Клерк” (2 теста)
- Итоговая таблица оценок для ассистента
- Кодоскоп, кодослайды, экран
- Конверты с условиями заданий, согласно выбранным должностям
- Ключ к тесту, карточки с решением заданий для ассистента
- Нагрудные номера карточек персонифицированного учета
Структура урока:
1. Постановка цели урока, разъяснение содержания игры, перечень требований к претендентам, распределение вакансий.
2. Тестирование “Клерк” (цифровая и вербальная информация)
3. Выбор задания и их решение.
4. Решение аттестационной комиссии по вопросу утверждения должностей и оглашение результатов аттестации.
5. Первое задание для вновь созданных фирм (является домашним заданием)
Ход урока.
Участники игры объединяются в группы по 5 – 6 человек и располагаются за одним столом лицом друг к другу. Учитель выступает в роли руководителя структуры по найму работников. Создается аттестационная комиссия: председатель (учитель) и три ассистента из числа отлично успевающих учащихся. Каждый ученик имеет “рекомендации с предыдущего места работы” - текущие оценки по данной теме. Для того чтобы быть принятым на определенную должность, необходимо выполнить верно задание соответствующего уровня.
На первом этапе группа должна решить вопрос о “распределении портфелей”: президент фирмы и коммерческий директор (в дальнейшем получают задание по уровню “5”), главный бухгалтер и менеджер персонала (в дальнейшем получает задание по уровню “4”), начальник отдела маркетинга и начальник отдела рекламы (в дальнейшем получает задание по уровню “3”).О чём заполняется соответствующий реестр “Список претендентов на вакансии в фирме”. Каждый ученик имеет свой индивидуальный номер, совпадающий с заявлением на вакансии (номер по списку в классном журнале). Все виды работ кодируются под этим номером. Для удобства итоговая таблица содержит такие же номера.
“Список претендентов на вакансии в фирме”
Должность, специальность |
Фамилия, имя |
Номер карточки персонифицированного учета |
Президент фирмы |
||
Коммерческий директор |
||
Главный бухгалтер |
||
Менеджер персонала |
||
Начальник отдела маркетинга |
||
Начальник отдела рекламы |
Каждый участник имеет у себя “Карточку персонифицированного учёта”. Ученик в течение урока вносит в строку “в рамках аттестации получены следующие результаты”соответствующие записи.
“Карточка персонифицированного учёта № ”
Фамилия, имя аттестуемого _____________________________________ претендующего на должность ____________________________________________________________________
Рекомендации с предыдущего места работы ___________________________/средняя ___/
В рамках аттестации получены следующие результаты_______________________________
Итого_________.
Решение аттестационной комиссии
__________________________________________________________________________
Председатель аттестационной комиссии
по найму работников _____________
(подпись учителя)
Первое задание – тест “Клерк” [1]. Этот тест позволяет определить точность восприятия цифровой и вербальной информации, это очень важно для служащих бирж, банков, офисов частных фирм, которым необходимо быстро и чётко работать с поступающей информацией.
Цифровая информация
Перед вами 40 пар чисел, состоящих из 3 -12 цифр. Вы должны быстро, но очень внимательно просмотреть их и в бланке для ответов отметить крестиком (х) номера пар, состоящих из одинаковых чисел.
Оценивается точность работы: вы должны сделать как можно меньше ошибок. Время для анализа информации – 5 минут.
1. 673958 - 673958
2. 434678387 – 445678367
3. 2415628 – 3415638
4. 896347189237 – 896347189237
5. 12345678 – 12345678
6. 9182736 – 9182736
7. 002030405 – 1002030405
8. 56704095 – 65704095
9. 897 – 879
10. 68923011 – 68823011
и так далее.
Вербальная информация.
Перед вами 40 пар слов и словосочетаний. Вы должны быстро, но очень внимательно просмотреть их и в бланке для ответов отметить крестиком (х) номера пар, состоящих из одинаковых слов и словосочетаний.
Оценивается точность работы: вы должны сделать как можно меньше ошибок. Время для анализа информации – 5 минут.
1. АО “ИТК Олдинг” - АО “ИПК Олдинг”;
2. Инвестиционный фонд “Макс” - Инвестиционный
фонд “Макс”
3. Незаконная контрактация – Незаконная
контрафакция
4. Расширенный закон Мерфи - Расширенный вывод
Мерфи
5. Коммивояжер “Карнеги - холла” - Коммивояжер
“Карнеги - холла”
6. Президент корпорации “Интернам” - Президент
фирмы “Интернам”
7. Юридическая фирма “Контракт” - Юридическая
компания “Контракт”
8. Компания “Малти – Миксер” - Компания “Малти –
Миксер”
9. Финансовые показатели “Дженерал моторз” -
Финансовые показатели “Дженерал моторз”
10. Идеология “Паблик рилейшнз” - Идеология
“Паблик рилейшнз”
и так далее.
Бланк для ответов на тест карточка №
Номер пары |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Отметка одинаковых пар |
||||||||||
Номер пары |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Отметка одинаковых пар |
||||||||||
Номер пары |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Отметка одинаковых пар |
||||||||||
Номер пары |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
Отметка одинаковых пар |
Тест проверяет аттестационная комиссия.
Согласно выбранным должностям каждый претендент получает пакет с заданиями.
Президент фирмы
Решите неравенство:
a) 12x > - 36 ;
b) z : 3 > - 5;
c) 4(y - 1) 2 + 7y
Выясните, при каких значениях х выражение принимает положительные значения 3x : 8 + 4 ?
Найдите решение неравенств:
a) (4 – 3y): 2 – (8y + 1) : 6 < 15y – 6;
b) 3(2x - 1) + 3(x + 2) 5(x + 2) + 2(2x - 3).
Коммерческий директор
Решите неравенство:
a) -7x 56;
b) 7,2z > - 27;
c) 4(2 - x) < 5 (1 - x)
Найдите решение неравенств:
a) 5(x – 1) + 7 1 – 3(x + 2);
b) 2 – (x - 4): 3 2x – (7x - 4) : 3
При каких а значения дроби a : 3 больше значения дроби (a + 1 ) : 4 ?
Главный бухгалтер
Решите неравенство:
a) y : 4 7;
b) – 4,5x 9;
c) 5x + 1 > 11
При каких а значения двучлена 2а – 1 меньше значения двучлена 7 – 1,2а ?
Найдите решение неравенств:
a)(12x – 1):3 < 4x – 3;
b) 3x +7 > 5(x + 2) – (2x + 1)
Менеджер персонала
Решите неравенство:
a)11x -2 < 9;
b) 17- x < 11;
c) x : 4 7
Найдите решение неравенств:
a)17 – x > 10 – 6x;
b) 31(2x + 1) – 12x > 50x
При каких y значения (7 – 2y) : 6 больше соответствующего значения (3y – 7) : 12 ?
Начальник отдела маркетинга
Укажите какие – либо два решения неравенства:
а) 3х > 7
b) 4x < x+2
Найдите решение неравенств:
a) 2 – 3y > - 4;
b) 2x – 17 27
c) 30 + 5x 18- 7x
При каких а значения сумма выражений (2а - 1) : 4 и (а – 1) : 3 положительна?
Начальник отдела рекламы
Укажите какие – либо два решения неравенства:
а) 2 -3a 1;
b) 2 – 12x > -1
c) 9x:5 0
Решите неравенства:
a) 64 – 6y 1 – y ;
b) (13x – 1) : 2 < 4x
При каких значениях b разность выражений (3b -1) : 4 и (1 + 5b) : 8 отрицательна?
Решения сдаются и проверяются аттестационной комиссией. Результаты вносятся в итоговую ведомость оценок и карточку персонифицированного учета. С учетом соответствующих критериев комиссия компании по найму работников утверждает претендентов на должности. Учитель как председатель аттестационной комиссии объявляет зачетные оценки и комментирует решения.
Учащиеся, не набравшие необходимое количество баллов, зачисляются на другую должность. Лица не прошедшие аттестацию отправляются на биржу труда (назначается время для исправления “2”).
Фирмы получают свое первое самостоятельное задание (домашняя работа, раздаются “пакеты с текстом”): составить задачу с практическим содержанием, в решении которой можно применить знания, полученные при изучении темы “Решение неравенств с одной переменной”.
Список литературы
1. Прутченков А.С., Райзберг Б.А., Шемякин Б.П. Рынок? Рынок … Ура! Рынок!: Сборник игр, тестовых и конкурсных заданий, задач, кроссвордов. – М: Новая школа, 1994. – 64 с.