“Главной задачей школьной библиотеки является обслуживание и поддержка образовательного процесса”. Это известно каждому библиотекарю, и я не собираюсь оспаривать этот догматический тезис, а просто хочу добавить еще одно предложение: “…и улучшение психологического климата в педагогическом коллективе”. Может быть, идея не такая уж и оригинальная, но она родилась не на пустом месте, а из анализа проводимых библиотекой мероприятий, связанных именно с педагогическим коллективом.
В каждом коллективе время от времени возникают конфликтные ситуации, которые иногда приходится решать и библиотекарю, чаще всего он выступает в роли миротворца, потому что он знает психологические особенности каждого педагога и ему гораздо легче установить доверительные отношения с каждым. Библиотека не должна быть оторванной от педколлектива. Настоящий педколлектив - это команда единомышленников, дружная, сплоченная. Но наш бедный, загруженный до предела, уставший учитель все чаще уходит в себя или в мир своих проблем. Самое время школьной библиотеке вспомнить, что библиотека - это открытое, доступное, уютное, гостеприимное место, и организовать что-нибудь этакое разгрузочное, например, веселый капустник. Сначала собираем идеи, определяем тему, пишем сценарий, готовимся и…. веселимся.
А после капустника, я вас уверяю, вы не увидите ни одного хмурого, усталого лица. Наоборот: глаза блестят, улыбки сияют, обиды забыты, получен заряд бодрости на длительный период. А что получает библиотекарь? То же самое и плюс полное творческое удовлетворение от хорошо сделанной работы и от своей полезности.
Сценарий юбилейного капустника
На сцену выходят новые русские бабки.
Клава: Пирожки, пирожки горячие! С пылу, с жару, с холодного угару! Пирожки с капустой! Налетай!
Матрена: Клав, ты чего орешь как блаженная? С ума, что ль сошла?
Клава: Ничего я не сошла, я на капустник пришла и пирожки принесла. Как положено, с капустой.
Матрена: Ой, дремучесть! Эта начинка уже устарела.
Клава: Как устарела? Я только сегодня утром пекла.
Матрена: Да я не в том смысле. Пироги-то у нас сегодня особенные, творческие, юбилейно-поздравительные с разной начинкой. А нас с тобой ведущими назначили, у меня даже сценарий есть.
Клава: Так чего ты мне голову морочишь? Давай начинать!
М: А давай начинки объявлять!
К: Начинка первая: Что в имени тебе моем?
1 участник:
Что в имени тебе моем?
Быть может, тайна?
А может быть, совсем случайно
Зовется девушка Татьяной?
И мы не знаем, в честь кого!
2 участник: Не знаем, ну и что с того?
1 уч.:
Звезды говорят, она упряма,
Характером тверда, в работе рьяна,
Горда, красива…
2 уч.: Так кто же без изъяна?!
1уч.: В кругу друзей добра, сердечна,
2 уч.: Краса увянет, доброта же вечна!
1 уч.:
Угомонись, пока не поздно!
Так! О чем еще толкуют звезды?
2 уч.: О том сейчас скажу я в прозе:
Звезды говорят, что Татьяна предпочитает дружить с мужчинами, в обществе которых она становится более мягкой, женственной, улыбчивой.
1 уч.: А что говорят звезды о том, как завоевать ее сердце?
2 уч.: Татьяна очень любит путешествовать, и верный путь завоевать ее сердце – это отправиться вместе с ней и дать понять, что путешествия – это тоже ваша страсть.
1 уч.: А что еще?
2 уч.:
Все, мой друг, довольно!
Мы говорим о тайнах очень вольно.
Оставим в женщине загадку
И вручим ей сию тетрадку.(вручаются различные гороскопы)
Выбегает трусцой Клава.
Матрена: Клав, ты куда так мчисся, чистый ураган..?
К..: В движеньи жизнь, в движеньи жизнь, в движеньи. Я вообще спортом решила заняться. Каждое утро на стадионе бегаю.
М.: Ой, дорожки, что ль посыпаешь?
К.: Зря смеешься. Я вот знаю одну женщину, которая даже по школьным коридорам спокойно ходить не умеет, все бегом и бегом. Поэтому и выглядит на все 100!
М.: Лет, что ли?
К.: На 100%. Она, понимаешь, все время в движении, с самого детства.
Начинка вспоминательная. Друзья, отнеситесь к ней очень внимательно.
3 уч.:
Село Кавказское, дымок над речкою.
Красиво, как в сказке, березки свечками.
Росла девчонка, смеялась звонко,
И зло обходило ее сторонкой.
4 участн.:
Давались девушке науки,
Давались с радостью, без скуки,
Пред ней науки все равны, как пифагоровы штаны.
Торопит Таня бег минут,
Пред ней маячит уж институт, но тут…
3 участн.:
Отец ее был честных правил,
Но как-то резко занемог,
Он дочку пред собой поставил
И тихо вымолвил: Танек!
Клянусь, дышать уж нету мочи,
Не знаю, доживу ль до ночи…
Ты волю выслушай мою,
Ее сейчас тебе спою:
Ты в институт не должна поступать,
Ведь брат твой хозяйство развалит,
Он ненадежен, я должен признать,
Он без штанов нас оставит.
Купи трех коров и штук сорок овец
Засей огород Иван-чаем.
Боюсь, расстаемся, уж близок конец,
На этом я речь завершаю.
3 участн.:
Молчит Татьяна потрясенно,
На батьку смотрит изумленно,
Но вдруг оправилась, взвилась,
Отца свого ругать взялась:
Ты что? С ума сошел отец?
С утра скакал, как жеребец.
Откуда хворь? Какой конец?
Ты переделал всю работу,
Теперь нашел себе заботу:
Смеяться надо мной, отец?
Придумал тоже! Молодец!
“Купи корову и овец”.
Да я с наукою на Ты,
А ты меня- крутить хвосты! Эх, ты!
4 участн.:
Надувшись, помолчав немножко,
Подбоченившись и топнув ножкой,
Тряхнув упрямо головой,
Сказала: “ Нет, отец, постой!
А институт все ж будет мой!”
3 участн.:
Отец довольно засмеялся,
С постели как-то враз поднялся:
5 участн.:
Просто я тебя проверил, дочка,
Упряма ты, учись - и точка!
3 уч:
И вот она, не зная скуки,
Грызет, грызет гранит науки,
Сгрызла весь и сразу в Тесь.
И до сих пор Татьяна здесь.
4 участн:
К деревне сердцем прикипела,
Ей по плечу любое дело,
Ни сил, ни сердца не жалея,
Вот дожила до юбилея!
Клава: Матрен, а ты знаешь, какое это хлопотное дело- юбилеи?
Матр: Да уж, наверное, знаю, чай мне не 18.Ты вот лучше послушай, какой сон приснился нынче нашей имениннице.
Клава: А ты-то откуда знаешь? Ты там сама была, что ль?
Матр: Да мне сама Татьяна сегодня утром рассказывала. Не сон, а сплошные страдания:
Ох, судьбинушка, судьба перекрученная,
Юбилея своего жду измученная.
Ведь мои-то года – вам не семечки,
За собой последить нету времечка.
Настроение у меня хуже некуда,
Да и выйти на селе шибко некуда.
Стала мыслить одними шаблонами,
Да и деточки пошли все с уклонами.
Видно, школа мне дана в наказание
За украдкой в первом классе лобзания.
Надо как-то бы сменить ситуацию,
Ведь меняют ж мужики ориентацию.
Нет. С этим я чуток погожу,
Как-нибудь на досуге решу.
Коль подарят в день рождения вазу,
Школу брошу, уйду в автобазу,
Иль в райком, иль в РОНО – все равно,
За что ни возьмусь - все дано!
…Вот и утро. Поет петух. Матерится вовсю пастух.
Значит, снова пора вставать
И вприпрыжку в свой класс бежать.
А страдания только во сне.
Это ж сколько же стукнуло мне?
Клава: Матрен, а ты не знаешь, к чему этот сон?
Матр: Конечно же, знаю. К подаркам.
Клава: Ой, я так люблю подарки.
Матр: Интересно, ты-то здесь при чем? Подарки-то не тебе.
Клава: Да ни при чем, конечно, просто я говорю, что при вручении подарков я становлюсь прямо как девочка.
Матр: В твоем возрасте лучше быть молодой бабушкой, чем старой девочкой.
Клава: Начинка подарочно-поздравительная многослойная.
Учителя начальной школы:
Сидим в вечерних сумерках с подружкой,
Ведем неторопливый разговор.
Пьем ароматный чай из старых кружек,
И разговор наш переходит в спор.
Она мне говорит: Я так устала,
Может быть, от жизни я отстала,
Но мысль дурная мозг мой гложет,
Что на различных юбилеях
Мы, слов красивых не жалея,
Желаем всем одно и то же:
Долгих лет, здоровья, счастья,
Да не застигнет Вас ненастье,
Быть красивой, молодой…
И говорю я ей: Постой,
Не важно – что, а важно – как,
Коль юбиляр наш не дурак,
То отличит наверняка:
Где туман, где облака,
Где просто лесть, а где забота,
Где злая месть, где любит кто-то.
И важно то, чтоб он поверил
Тем словам, что вы сказали,
Сказали с искреннею верой
И с настоящими слезами.
Вот с такой присказкой мы дарим Вам этот веночек, который сплетен из лепестков с нашими поздравлениями и пожеланиями.
Матрена:
Слова, исторгнутые из сердца, вечны,
Как тубинский водоворот.
И душевную песнь по словечку,
По словечку Вам дарит народ.
Клава:
Слово для Оды предоставляется народу,
Выпущенному на свободу в июне 1989, 1994 года.
(выпускники зачитывают свое шутливое поздравление с 3-х метрового свитка и дарят памятный подарок”
Матрена: Еще подарки есть?
Учит.ОБЖ: Есть!
Клава: (ехидничает) К нам приехал купец заграничный.
ОБЖ: К юбилярше у меня дело личное.
Именинница: Что с Вами? Отчего так бледен, друг мой?
ОБЖ:
Я бледен от любви, смею Вас уверить,
Я так влюблен, прошу Вас мне поверить.
Им-ца:
Возможно ль, друг мой, чтоб любовь
Вдруг овладела Вами так внезапно? И кто она?
ОБЖ:
Она приятна, горда, умна и аккуратна,
Красива…Я от любви, как пьяный…
Им-ца: И как зовут ее?
ОБЖ: Татьяна!
Им-ца:О, неужели это я?
ОБЖ: Да! Это Вы - любовь моя.
Им-ца: О мой друг, я польщена, но я другому отдана и буду век ему верна.
ОБЖ:
О! Есть ли кто несчастнее меня?
Сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок,
Карету мне, карету!
Клава: Сударыня, к Вам Курочкин с куплетами. ( Учитель музыки исполняет куплеты Курочкина)
Им-ца:
Да где ж таким речам Вы научились?
– Экспромты от природного ума!
Им-ца:
Ступайте, Курочкин, я разберусь сама.
Воочью- горе от ума.
Клава: Матрен, а мы по сценарию идем?
Матр: Да нет, Цветочек, сценарий у меня в руках.
Клава: Ты опять к словам цепляешься? Привычка у тебя дурная…
Матр: Молчу, молчу. Сейчас по сценарию игра в паровозики будет.
Клава: Ой, Матрена, кто из нас ополоумел-то?
Матр: Не ерничай. Это очень важный паровозик, можно сказать, исторический. (сдергивает со стены лист бумаги, под ним паровозик с вагонами, в каждом вагоне фотографии с жизненными этапами юбилярши и под ними шутливые комментарии).
Клава: И правда, замечательный паровозик получился.
Матр: (шепотом) Клава, у меня сценарий кончился, чего делать-то будем?
Клава: Как чего, как чего? Пирожки с капустой есть! Вот и моя начинка пригодилась, капустная.