Вид: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Тип: урок с использованием активных форм работ.
Тема урока: “Повторение и закрепление знаний, умений и навыков по теме “Словообразование””.
Цели урока:
1. Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова.
2. Развивающая: развитие орфографической зоркости.
3. Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.
План урока:
Содержание этапов урока:
1. Оргмомент
2. Этап активного усвоения знаний
3. Подведение итогов
Методы и формы работы:
Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.
Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.
Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение правил, ответы на вопросы.
Подготовка к уроку:
1) Оборудование: карточки, плакат со стихотворением А. Блока, папка – раскладушка по теме “Словообразование”, словарь по данной теме.
2)
1.Учитель готовит тесты на каждого ученика
2. Плакат с деформированным текстом
3. Папку – раскладушку по данной теме.
4. Карточку для словарной работы.3) Учащиеся: готовят домашнее задание, повторяют правила по разделу “Словообразование”.
Ход урока
Оргмомент.
Слова учителя.
– Цель нашего урока сегодня – вспомнить, повторить правила написания корней и приставок с чередующимися гласными, повторить и отработать навыки морфемного анализа слова.
Открыли тетради. Записали число и тему урока.
I. Словарная работа.
На доске запиши по памяти слова с приставками при- и пре- (вызывается 3 ученика)
II. На доске записаны слова, перепишите их в тетрадь и вставьте буквы.
Пр…забавный, пр…сытый, пр…близиться, пр…строить, пр…дорожный, пр…крыть, пр…лепить.
– Объясните правописание.
Приморский, преспокойно, призадуматься, пришкольный (запись на доске).
– Посмотрите на доску. Я написала слова с этой же приставкой. Все ли слова правильно написаны? Докажите, что есть ошибка.
Вывод: Что такое приставка?
Какие виды приставок мы знаем?
Назовите условия выбора приставки пре -, при -
А все ли слова с пре – и при – подчиняются правилам?
Как определить какую гласную нужно писать в таких словах?
Проверяем словарную работу.
Если вы забыли, как пишутся эти слова, то к какому словарю вы обратитесь?
III. Опрос по карточкам.
– Из каких частей состоит слово? Давайте проверим, как вы это знаете. Ответьте на опросы в карточках.
Ученики заполняют карточки “Запиши правильный ответ”.
№ |
Вопрос |
Ответ |
1. | Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________ | |
2. | Какое окончание в слове “договорилась”? | |
3. | Какой корень в слове “досрочный”? | |
4. | Какое окончание в слове “видел”? | |
5. | С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”? | |
6. | Какой корень в слове “маленький”? | |
7. | Слово белизна образовано _______________ способом | |
8. | Каким способом образовано слово “героизм”? | |
9. | Являются ли однокоренными в современном языке слова “автор” и “авторитет”? | |
10. | Верно ли, что в слове “преуспеть” одна приставка – ПРЕ - ? |
– Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку. (за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).
– А теперь я даю верные ответы. Проверьте, соответствуют ваши оценки. Учитель читает правильные ответы.
– Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.
Итог: Открыли контрольные вопросы. Взаимоопрос. Начинаю я. Спрашивайте друг друга, но не забудьте привести примеры.
Дети спрашивают друг друга.
IV. На доске написано предложение:
Заг..ралась алая з…ря дог..рали звезды.
– Вставьте буквы, знаки препинания, объясните правописание слов с пропущенными буквами. Сделайте синтаксический разбор предложения
Один ученик работает у доски, а остальные дети пишут в тетрадях.
– Следующий ученик на доске произведет морфемный анализ слова “догорали” и сделает словообразовательный разбор этого слова. Остальные ребята работают в своих тетрадях.
– Разбирая данное предложение, мы повторили корни -гор – гар-, -зор – зар-. А какие еще вы знаете корни с чередующимися гласными?
– Отчего зависит выбор гласной в этих корнях?
V. Распределительный диктант.
Запишите в 2 столбца слова. В 1 – ый столбик слова с чередующейся гласной а, а во 2 –ой – с чередующейся гласной о: касаться, коснись, полагать, изложение, вырос, водоросли, расту, прилагать, росток, слагаемое, прикасаться, выращенный, сложить.
Идет проверка задания с объяснением.
– Теперь сами придумайте не менее 5 слов с чередованием е и и в корне.
Вывод: Мы повторили правописание слов с чередующимися гласными в корне слова. А какие еще орфограммы – гласные могут быть в корне слова?
VI. Работа с плакатом.
– Ребята, давайте прочитаем стихотворение, написанное на плакате.
Л…са вд…ли в…днее,
С…нее н…беса,
Заметней и ч…рнее
На пашне п…л…са
(А. Блок)
– А вы знаете, кто такой Блок?
– Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание корней слов.
– Как проверить безударные гласные в корне слова?
VII. Поиграем.
– Я читаю загадки. Вы говорите отгадку и объясняете написание гласной в корне слова.
Невзрачен, кругл и невелик,
У дверей он жить привык,
Чуть нажмешь – поднимет крик.
Все поймут его язык.
(Звонок)По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет.
(Волна)Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо)Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела не куска:
Знать, не вкусная доска.
(Пила)На месте – дворец
Во дворце – певец.
Кто же это?
(Скворец)VIII. Проверочная работа.
– Выборочный диктант. Я читаю 4 слова, а вы записываете только правильные слова.
1. Запишите слова с безударными гласными в корне: коса, поля, росток, загар
2. Выпишите слова с приставкой пре - : прибежал, преинтересный, приехал, пришкольный.
3. Выпишите слова с чередующейся гласной – о - : огород, загар, город, уложить.
4. Найти слова с корнями – кос – кас: кашевар, прикосновение, воспитание, брошюра.
5. Выпишите слова с чередующейся гласной е: забирать, уехать, прибежать, затереть.
6. Выписать слова с приставками на с– и з-: побег, слышать, беззвучный, вызвать
Учитель собирает тетради с самостоятельной работой.
Итог урока:
– Ребята, чем мы сегодня занимались?
– Что изучает словообразование?
– Вам понравился урок?
Оценки.
Домашнее задание. Из “Легенды об Арионе” (в учебнике литературы 6 кл.) выписать слова с чередующимися гласными в корне и 10 слов с безударными гласными в корне. Обозначить орфограмму.