Использование НИТ для развития коммуникативных навыков учащихся на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


По своим потенциальным возможностям, обусловленным их дидактическими свойствами, компьютерные телекоммуникации являются исключительно своевременными и перспективными для использования в сфере образования.

В современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным, достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья. Телекоммуникации распахивают окна в широкий мир. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам и возможность работать совместно над интересующим их проектом с учащимися из других стран; в рамках телеконференций – обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов. Учитель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов в классе, дискуссии, “мозговые атаки”, доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений.

Телекоммуникации позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это – элементы глобального мышления. Огромное море информации в Интернете открывает учащимися возможность подбора необходимого материала в дополнение к имеющемуся в учебнике, в справочниках.

Компьютерные телекоммуникации, информационные ресурсы и услуги Интернет при грамотном их использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся, который:

  • базируется на широком общении, сближении, свободном обмене мнениями;
  • имеет в своей основе реальные исследовательские методы;
  • базируется на широких контактах с культурой других народов;
  • естественным образом инициирует развитие гуманитарного образования;
  • стимулирует развитие как родной речи, так и овладение иностранными языками, если речь идет о международных проектах;
  • способствует приобретению и учащимися, и учителями разнообразных сопутствующих навыков, в том числе и навыков пользования компьютерной техникой и технологией.

В то же время, мы осознаем, что любая система образования – это открытая и достаточно устойчивая система. Поэтому такие ее компоненты, как цели и содержание обучения, должны оставаться неизменными при любой форме образования в пределах одного государства в соответствии с принятыми в этом государстве программами и стандартом образования. Что же касается методов, организационных форм и средств обучения, то они могут варьироваться в зависимости от применяемой концепции обучения, форм обучения. Именно поэтому мы считаем необходимым обратиться к средствам, которые могут обеспечить наиболее полную реализацию этих возможностей, раздвинуть стены классных помещений, открыть выход в широкий мир познания, включая диалог культур.

Под телекоммуникацией в международной практике понимается передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств. В школьной практике, говоря о телекоммуникациях, чаще имеют в виду передачу, прием, обработку и хранение информации компьютерными средствами. В соответствии с современным состоянием и распространенностью программных средств, нас, прежде всего, интересуют организационные и педагогические возможности следующих средств телекоммуникаций:

  • e-mail – электронная почта;
  • тематические e-mail – конференции;
  • chat – переписка в режиме реального времени;
  • видеоконференции, позволяющие передавать звук и изображение;
  • www – навигация по сети Интернет.

На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможно применение различных педагогических форм деятельности, развивающих, в том числе, и коммуникативные навыки учащихся.

Остановимся подробнее на развитии этих навыков.

Для развития коммуникативных навыков учащихся на уроках иностранного языка телекоммуникации можно использовать в трех направлениях:

  1. Компьютер как ТСО.
  2. Использование материалов сетевых проектов на уроках.
  3. Работа с мультимедийными программами (электронными учебниками).

Компьютер как ТСО

В данном случае компьютер выступает в роли помощника, который организует и мотивирует коммуникативную деятельность учащихся. Существуют различные программы, помогающие в этом (Office, WinPopup, Adobe Photoshop и пр.) Использование этих программ делает значимым все, что изучается на уроке. Мы учим это для того, чтобы сейчас это использовать.

Использование материалов сетевых проектов на уроках

В настоящее время в сети Интернет проходит огромное количество дистанционных образовательных проектов, конкурсов, олимпиад. Все они, так или иначе, основаны на программном материале, изучаемом в школе. Если материал проекта соответствует теме ваших уроков, то почему не сделать традиционное изучение этой темы в высшей степени увлекательным, азартным, полезным не только ученику, но и учителю. Ведь учитель приобретает и новые информационные материалы, и новый методический опыт.

Специфика телекоммуникационных проектов заключается, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, - особенно международном, - необходима, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только изучение собственно предмета исследуемой проблемы, но и знакомство с особенностями национальной культуры партнера, его мироощущения. Это всегда – диалог культур. Международные проекты, которые проводятся на английском языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структуру содержания обучения для данного класса и соотносить его с той или иной темой устной речи, чтения и письменной речи.

Таким образом, тема, выбранная для телекоммуникационного проекта, будет органично вписываться в систему обучения вместе со всем программным языковым материалом. Если по другим предметам школьной программы предусматривается международный проект, который также должен выполняться на английском языке, но он не соответствует программному материалу по английскому языку, то работа над таким проектом проходит в рамках внеклассной деятельности и, как правило, этим занимается не вся группа, а отдельные ученики.

Включение телекоммуникационного проекта в обучение можно проиллюстрировать на примере участия нашей гимназии в конкурсе “Orange Rabbit”. В конкурсе участвовало несколько команд из гимназии. Все задания конкурса совпадали с изучаемым нами материалом и были взяты за основу для проведения уроков по теме”Hobbies” в 5 классе по учебнику И. Н. Верещагиной и О. В. Афанасьевой “English IV”. Для тех команд, которые изучали в это время другой материал, мы провели внеклассное мероприятие – праздник “Hello, Orange Rabbit!”

Не менее интересна и перспективна в плане использования проектного материала и организация собственных телекоммуникационных проектов. Такая организация требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся. Такой проект должен быть особенно детально структурирован, организован поэтапно с учетом промежуточных и итоговых результатов.

Мы также разработали свой собственный проект. Им стал конкурс литературно-поэтического перевода ”Poetic Fantasy”. Материалы, присланные участниками, используются на уроках в средних и старших классах.

Участвуя в этих проектах, вы приобретете телекоммуникационные навыки, необходимые для дальнейшей работы. Материалы конкурсных заданий вы сможете с успехом использовать на своих уроках и во внеклассной деятельности по предмету, тем самым повышая уровень мотивации учащихся.

Работа с мультимедийными программами (электронными учебниками)

Это еще одно из направлений использования телекоммуникаций на уроках иностранного языка. Опираясь на наш опыт, можно утверждать, что наиболее эффективной эта работа может быть на этапах презентации нового материала и его тренировки. На заключительном этапе развития того или иного коммуникативного навыка использование этих программ можно свести к минимуму, а еще лучше - к нулю.

На сегодняшний день одним из известных производителей мультимедийных образовательных программ является компания “Кирилл и Мефодий”(г. Москва). Большинство их продуктов на английском языке можно рекомендовать для применения на уроках. В этой статье нам представляется возможным привести пример активного использования на уроке одного из таких пособий. Это CD “Английский на каждый день”, который направлен на развитие именно коммуникативных навыков у обучающихся. Вот один из возможных планов уроков с использованием этого программного продукта компании “Кирилл и Мефодий”:

Класс: 9

Учебник: О. В. Афанасьева, И. В. Михеева “English VII”

Тема: “Popular Arts”, обобщение темы

Продолжительность: 2 урока по 45 минут

Предварительная подготовка:

1. Учащиеся заранее выбрали вид искусства, который им наиболее интересен.

2. Учащиеся подготовили к уроку дополнительную информацию по выбранному виду искусства (выдающиеся произведения и их авторы; знаменитые музеи, театры, оркестры и т. д.)

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с мировой культурой и воспитывать уважение к культуре как зарубежных стран, так и к отечественной культуре.

2. Развивать коммуникативные навыки учащихся.

3. Развивать навык аудирования.

4 . Развивать навык ознакомительного чтения.

Задачи урока:

1. Подготовить учащихся к самостоятельной беседе по теме “Искусство”.

2. Научить использовать в речи вежливые фразы и отработать их в диалоге.

3. Тренировать учащихся в умении рассказать об услышанном.

Ход урока:

1. Организационный момент (5 мин.).

Учитель сообщает учащимся о задачах урока, раздает листы с заданиями (см. приложение “Handout”)

2. Основная часть (80 мин.).

а) Знакомство с диалогом (CD-ROM - УРОК 4 - dialogue) В этом диалоге представлены интересные темы для беседы об искусстве, показаны различные структуры и фразы, которые помогут учащимся наиболее полно показать свои знания по выбранной тематике и английскому языку.

б) Выполнение упражнений (CD-ROM - УРОК 4 - exercises)

Упр.1. Прослушай и заполни пропуски.

Упр.2. Перевод фраз на карточках.

Упр.3. Прослушай вопрос, выбери ответ, заполни пропуск.

Упр.4. Подбери антоним.

Упр.5. Собери предложение из слов и словосочетаний.

Упр.6. Прослушай диалог и ответь на вопросы компьютера, запиши их и сверь с правильными.

в) С помощью программы рассылки писем внутри локальной сети (например, Winpopup), учащиеся выбирают собеседника для дальнейшей работы в классе.

Перерыв в занятии. (В перерыве можно послушать песню “Are you lonesome tonight?” CD-ROM - Урок 4 -   miscellanea).

г) Работа в парах. Учащиеся выполняют подстановочное упражнение с основным диалогом (CD-ROM -  Урок 4 - dialogue), изменяя ту часть диалога, в которой затронута интересующая их тема. (Переработанный диалог оценивается учителем в конце урока)

д) Индивидуально учащиеся изучают дополнительный материал для дальнейшей беседы (CD-ROM - Урок 4 - miscellanea ‘The Arts in Britain’; CD-ROM - Урок 4 - Proverbs and Sayings; CD-ROM - Урок 4 - Dictionary for Polite People).

е) Работа в парах. Беседа по выбранной теме с целью собрать больше информации об интересах товарища. Полученная инфрмация станет основой для подготовки домашнего задания.

3. Заключительная часть(3-4 мин.). Общий итог урока, оценки.

4. Домашнее задание: приготовить рассказ о собеседнике, его увлечении искусством.

Материалы и оборудование:

Компьютерный класс с локальной сетью

Наушники и микрофоны

CD-ROM “Английский на каждый день”

Листы с заданиями каждому ученику

HANDOUT

1. In MAIN MENU click on LESSONS.

2. In LESSONS click on LESSON 4.

3. In LESSON MENU click on DIALOGUE. Listen to the whole dialogue, read it and find the part concerning to your favorite kind of art. Study it attentively.

4. In LESSON MENU click on EXERCISES. Work with all the exercises. We wish you to be a success! When you finish it don’t close the programme.

5. Open Winpopup. Send letters to your classmates to find the one who is interested in the same kind of arts as you do.

HAVE A BREAK. LISTEN TO THE SONG “ARE YOU LONESOME TONIGHT?” (find it in LESSON 4 MISCELLANEA)

6. Work in a pair with your friend, whose interests are similar to yours. Find again the part of a dialogue, that is about your favorite kind of art. Substitute your own information into the dialogue. Tell your teacher the new version and you’ll get your mark at the end of the lesson.

7. Work alone. Study the additional material, that’ll help you in your further communication. To find the material click MISCELLANEA in LESSON MENU. It’s the text “The Arts in Britain”. It’s useful to study “PROVERBS and SAYINGS” and “DICTIONARY FOR POLITE PEOPLE” too.

8. Now you are ready to have a talk with your friend. Try to get more information about his interests in Arts, to be able to tell your classmates about your friend at the next lesson.

Так, опыт нашей практической работы по обучению английскому языку с помощью телекоммуникаций позволяет сделать вывод, что они дают возможность:

  • повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
  • способствовать развитию коммуникационных навыков;
  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
  • сформировать интеллектуальные умения учащихся;
  • естественным образом сформировать у учащихся навыки и умения работы с иноязычным текстом;
  • получить доступ в открытое общество и, следовательно, осуществить социализацию и актуализацию личности учащегося.
  • открыть доступ к возможности получения аутентичной информации на изучаемом языке и возможность общения с его носителями.

Мы вовсе не склонны считать предлагаемые технологии единственно возможными и приемлемыми. Отнюдь. Мы считаем, что должно быть разнообразие педагогических технологий, из которых учитель имел бы возможность выбирать те, которые более соответствуют особенностям его мировоззрения и его личности. Однако, - что нам представляется обязательным, - это должны быть технологии, также рассчитанные на развитие личности ученика, на возможности его самореализации.