Программа курса “ Ранее изучение геометрии” как раздела программы по математике для 5–6 классов с обновлением содержания образования, составлена на основе программы для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану.
Выделенный из общей программы 5-6 класса курс “Ранее изучение геометрии” обеспечивает общую систему изучения геометрического материала 1–6 классов с целью на ранних ступенях развития подготовить их к осознанному восприятию предмета геометрии в 7 классе, исключить формальность усвоения материала, сохранить интерес к предмету.
Учителям математики известно, что у большинства учащихся отсутствует интерес к предмету геометрии, а ЗУН по этому предмету находятся на удовлетворительном уровне.
Среди множества причин выделю две:
Первая – непонимание геометрии из-за недостаточного количества времени, отводимого на её изучение. Учащиеся ещё не успевают углубиться в одну тему, закрепить теоретический материал, как надо изучать новую.
Вторая – раздельное изучение планиметрии и стереометрии – это приводит к тому, что у учащихся к 10 классу слабо развито пространственное воображение и пространственное мышление .
Познавательные возможности у детей младшего школьного возраста на много выше, чем это принято считать.
Чтобы содействовать развитию таких возможностей на основе геометрического материала я стала в 5–6 классах вводить геометрический материал с 1997г. Вначале я отводила один урок математики на урок геометрии. Последние три года администрация школы выделила на изучение курса “ Ранее изучение геометрии” один час из вариативной части.
Цели курса:
– обеспечение преемственности изучения геометрического материала начальной и основной школы;
– продолжить ознакомление с геометрическими фигурами, их отображением на плоскости и в пространстве;
– формирование практических методов (c помощью опыта и эксперимента) по ознакомлению со свойствами плоских и пространственных фигур
– постепенное введение дедуктивных умозаключений и рассуждений по подготовке учащихся к успешному усвоению систематического курса геометрии.
Особое значение в развитии логического мышления и развития творческих способностей имеет курс геометрии.
Дедуктивная основа построения курса геометрии предоставляет больше, чем другие дисциплины , возможностей для формирования логического мышления учащихся.
На всех уроках использую музыкальное сопровождение. Любой вид самостоятельной письменной работы, копирование рисунков проходит под звуки инструментальной музыки.
У ребят лучше внимание, чётче рисунки, происходит переключение видов деятельности, повышается работоспособность (что подтверждается результатами анкетирования) т.е снимается утомляемость.
Снятие утомляемости также провожу физ.паузой, сменой видов деятельности, игровыми моментами, а также в конце каждого урока ребята срисовывают какую-либо геометрическую фигуру, чертёж, орнамент и др. (всё под музыкальное сопровождение)
Ранее изучение геометрии помогает при изучении предмета в дальнейшем. Например: экономит время: Все основные геометрические построения отрабатываются в 5–6 классе, т.е. целую тему 7 класса, что позволяет в дальнейшем использовать опережающее обучение некоторых тем или перераспределить на ликвидацию пробелов. Практика показывает, что у ребят лучше графическая культура. Повышается качество ЗУН.
Опережающее обучение и раннее изучение геометрии являются элементами развивающего обучения.
Мною составлена и утверждена адаптированная программа “ Ранее изучение геометрии”.
На протяжении многих лет, принимая 7 класс, много времени тратится на формирование навыка работы с циркулем, чертёжными инструментами.
В 5 классе на уроках геометрии весь первый месяц уходит на то, чтобы поставить руку, научить держать циркуль и работать с ним.
Приобретается навык работы с различными чертёжными инструментами. Приучаю детей аккуратно выполнять чертежи, что способствует улучшению графической культуры. Формируется прочный практический навык.
Особое значение в развитии логического мышления и творческих способностей имеет курс геометрии.
Этот предмет позволяет развивать логическое мышление, математическую речь, пространственное воображение, применение знаний на практике, нестандартный подход к решению проблемной ситуации.
Целью курса является общее развитие ума, воли, чувств школьника, и как надёжная основа усвоения ими знаний, умений и навыков.
Структура уроков:
В своей работе использую следующие этапы урока:
1. Отработка практического навыка работы с инструментами и овладение элементарными построениями :
1) в 5 классе – работа с циркулем , позволяющая научить ребят владеть элементарными приёмами построения окружностей и их модификаций.( по правилу : делай как я.) в 1 полугодии.
2) во 2 полугодии и в 6 классе – геометрические построения с циркулем и линейкой: например: построить биссектрису угла, разделить отрезок пополам и др.
2. Актуализация предыдущих знаний.
3. Обратная связь предыдущего урока через самостоятельные письменные работы.
4. Подача нового материала или отработка практического навыка предыдущего урока.
5. Физпауза:
6. Актуализация знаний .Обобщение.1) упражнения на смену видов деятельности и здоровье сберегающая гимнастика. Например: гимнастика для глаз – для улучшения работы хрусталика – посмотреть на кончик носа 5секунд, в бесконечную даль-5секунд.
2) упражнения на растяжку мышц, позвоночника: руки в замок, потянулись, прогнулись в позвоночнике и др.
7. Копирование рисунка или чертежа с учебника “Наглядная геометрия” с использованием цветных карандашей. Под сопровождение инструментальной музыки.
8. Домашнее задание
9. Игры.
ФРАГМЕНТ УРОКА по теме: “ Виды углов”
При подготовке и проведении уроков использую настольную книгу для занятий по геометрии 7 класс “ Подсказки на каждый день”.
Например: при изучении темы” Виды углов” использую для формирования прочных ЗУН такую игру:
Внимание! Если я читаю верное утверждение, то вы хлопаете в ладошки; если неверное, то поднимаете вверх руки.
- Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры?
- Единицы измерения углов: миллиграммы , килограммы?
- Единицы измерения углов: градусы, минуты?
- Развёрнутый угол имеет градусную меру 100°?
- Развёрнутый угол имеет градусную меру 90°?
- Развёрнутый угол равен 180°?
- Прямой угол равен 160°?
- Прямой угол равен 90?
- Острый угол больше прямого?
- Острый угол равен прямому?
- Острый угол меньше прямого?
- Тупой угол меньше прямого?
- Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого?
- Угол, меньше 90° называется острым?
- Угол, больше 90° , но меньший 180° , называется тупым углом?
- Очень нравится
- Было интересно
- Да, нравилась многим. Она была такая же, как и сейчас.
- Помогло. Я пришла в 7 класс и уже умела кое-что делать.
- Помогло, я легко решаю логические задачи, хорошо провожу построения.
- Помогла строить геометрические фигуры. Она нам помогает готовиться к экзамену по геометрии.
- Помогла т. к. геометрические построения проходили в 5–6 классах и перед сдачей билетов не надо учить, а только повторить.
- Да, мы набрали навыки и могли в 7–8 классах глубже изучать геометрию.
- Помогло по черчению.
- Да. Основная база была, знаем главные понятия: угол, прямая, лучи и др.
- Позже нам было понятнее изучать геометрию.
- В 5–6 классах мы проходили программу за 7 класс и когда мы.
- Дошли до этой темы, которую проходили мне, было легче понимать.
- нравится, только в учебнике все теоремы сложны, а наш учитель Всё дает доступно.
- В 9 кл. сложнее, но в принципе ничего.
- Немного труднее, чем в классе.
- Мне нравится всё.
- Ну, конечно не легко, но учить можно.
- Мне нравится. Я понимаю темы и мне интересно.
- Изучение геометрии в 7–9 кл. не так тяжело, но в 5–6 кл было интереснее.
- Сейчас легче, можем доказать теоремы сами.
- Иногда трудно, но стараюсь всё понять.
- Даётся не очень легко, но я могу учить геометрию.
- Иногда очень длинные доказательства, но учатся они легко.
- Музыка нравится.
- Музыки маловато.
- Музыка нужна, потому что становится весело
- С музыкой приятнее работать. Она создаёт хороший фон.
- Кажется, намного лучше слушать красивую музыку.
- На душе легче с музыкой работать, успокаивает нервы.
- Когда играет музыка – помогает в решении задач, короче расслабляет и нет напряжения.
- Помогает спокойно думать.
- Снимает напряжение, усталость.
- Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия 7-9 классы.
- Шарыгин. И.Ф. Шевкин А.В.. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов.6 издание. Москва. “Просвещение” 2001 г.
- Пчёлкина. О.Л. С.И.Волкова. “Математика и конструирование-2класс”-, Москва Просвещени2001 г.
- Геометрия. Задания для учащихся 5 класса. Программа развивающего обучения математике. Фирма “ГАЛС”. Москва 1993 г.
- Дорофеев Г.В., И.Ф.Шарыгин. Москва. Математика 5 класс. Просвещение 1994 г.
- Геометрия. Задания для учащихся 6 класса. Программа развивающего обучения математике. Фирма “ГАЛС”. Москва 1994 г.
- Дорофеев Г.В., И.Ф.Шарыгин. Математика 6 класс. Москва. Издательский дом “Дрофа” 1997 г.
- ЕДУШ. О.Ю. Геометрия 7 класс. “ Подсказки на каждый день” - Москва 2001г. ВЛАДОС
- Шарыгин И.Ф. Ерганжиева ЛН. Наглядная геометрия 5-6 классы. Москва “Дрофа” 2000 г.
При обобщении опыта работы по теме “Ранее изучение геометрии”проводила серию открытых уроков в 5–6 классах, социологический опрос 5–6классов, 9"а" класса ( в котором геометрия изучалась с 5 класса), отслеживание итогов контрольных срезов по геометрии этого класса по годам, психологом школы проводилось тестирование, с целью исследования лабильности, способности мыслить, пространственного мышления.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Методика “Интеллектуальная лабильность”
Цель: Исследование лабильности, способности логически мыслить, пространственного воображения.
В 8 "а" изучалась геометрия с 5класса, в 8 "б" нет
В исследовании принимало участие 36 человек. Из них 22 ч-8”а”, 14 ч-8"б"
При диагностике были получены следующие данные:
8"а" –27% обладает высокой лабильностью, высоким уровнем пространственного воображения, им доступно понимание абстракций и сложных логических связей.
8”б” на данном уровне этими же качествами не обладает ни один человек.
8”а" – 40,9%, 8”б"–24,4% – обладают хорошим уровнем пространственного воображения, им доступно понимание логических связей, они могут быстро переходить с решения одних задач на выполнение других.
8”а”– 22,7% ; 8”б”– 42,8% – обладают средним уровнем пространственного воображения, им доступно понимание логических связей, они с трудом переходят с выполнения одних задач на другие.
8”а” – 13,6%; 8”б” – 35,7% – обладают низкой лабильностью, им трудно доступно построение логических связей, низкий уровень пространственного воображения.
психолог: Салтыкова Н.В. 2002-2003г
Анкета проводилась руководителем МО математиков школы – АГАФОНОВОЙ В.Е.
В исследовании участвовало – 72 человека
9 класс.
Результаты анкетирования.
1) Нравилась ли Вам геометрия?
2) Как помогло и помогло ли изучение геометрии в младшем звене для дальнейшего изучения геометрии?
3) Как Вы относитесь к геометрии в 7–9классах?
4) Какие у Вас ощущения от музыкального сопровождения?
Литература, используемая при подготовке к урок