При обучении французскому языку я придаю большое значение работе над произношением. Учащиеся овладевают произносительными навыками в ходе обучения устной речи и чтению. Наиболее сложным и ответственным периодом в обучении фонетике французского языка является начальный период, где закладываются основы всей последующей работы по формированию и совершенствованию произносительных навыков.
Обучение иностранным языкам в гимназии начинается со второго класса. В течение первого года дети изучают все звуки и буквы, осваивают минимум интонационных моделей повествовательных и вопросительных предложений французского языка. На первых уроках я говорю ребятам о том, что французский язык очень мелодичный и красивый, а для того, чтобы правильно говорить на нем, нужно четко произносить каждый звук. Трудные звуки (носовые, [r], [u] [oe]) встречаются уже на первых уроках. Артикуляционная база родного (русского) языка недостаточна для произнесения этих звуков. Необходима новая артикуляционная база. Учащиеся должны освоить непривычный уклад органов речи. С целью активизации органов речевого аппарата в начале урока провожу артикуляционную гимнастику:
- “маятник” – кончик языка упирается попеременно в щеки;
- “чистка зубов” – кончиком языка проводим по верхним и нижним зубам с внешней стороны слева направо и наоборот;
- “дверки” – открываем рот, челюсть опускается, рот закрываем;
- “улыбка” – губы растягиваем в улыбку;
- “надувание шарика” – набираем воздух в легкие, выдыхаем через вытянутые в трубочку губы;
- “обезьянка” – открываем рот, губы натягиваем на зубы, затем вытягиваем вперед;
- “замок” – опускаем нижнюю челюсть при сомкнутых губах.
Важно наглядно показать правильную артикуляцию и научить этому детей. Я четко артикулирую звук, слог, слово. Учащиеся повторяют каждую модель хором и индивидуально. При многократном повторении стараюсь разнообразить формы работы:
- проговаривание модели вслух хором;
- проговаривание модели шепотом;
- артикуляция модели;
- проговаривание модели вслух хором.
Возможен другой вариант: произносим модель медленно, затем быстрее и быстрее.
При обучении произношению использую прием “имитация” – играем в “попугайчиков”. Ребята повторяют за мной или за диктором на аудиокассете трудные модели. При обучении правильному произношению звуков имитируем животных, подражаем бытовым шумам:
- у нас болит горло, нам нужно его прополоскать – r – r – r – r;
- плачет малыш – oi; oi; oi;
- звенит колокольчик – din, don;
- жужжит жук – je je je;
- квакает лягушка – quoi, quoi;
- мычит корова (эффективное упражнение при обучении носовым звукам) – m, m, m; min;
- тикают часы – tic – tac;
- кукует кукушка – kou, kou;
- как воет волк – ou, ou.
Помимо специальных упражнений для постановки произношения, большую эффективность имеет разучивание наизусть стихов, рифмовок, считалок.
– Le bébé de Pépé a le nez épaté .
- La poupé Dorothée aime jouer et chanter.
- J’ ai un joli jardin plain de jasmin.
- Qui sonne, dit Yvonne.– Il n’ y a personne, répond sa bonne.
- A qui est cette fleur bleue ? – Elle est а Eugénie.
- La cigale joue а la balle. 1,2,3 la balle est а moi.
- La poupée est belle, elle s’appelle Adèle.
Выученные стихи стараюсь повторять с ребятами как можно чаще, делая это в игровой форме. При помощи кукол устраиваем кукольный концерт, играем в “boite magique”: учащиеся достают из коробочки картинки, иллюстрирующие изученные стихи, и читают их. Также активно используются на уроках французские детские песенки.
При формировании произносительных навыков я также активно использую игровые формы обучения, придавая им особое значение, так как они увлекают ребят, позволяют раскрыть свои способности. На начальном этапе использую различные игровые фонетические задания:
- Какой звук задуман? (Называется цепочка слов с одним звуком.)
- Вспомните слова, в которых звук [e] был бы в начале слова, в середине, в конце.
- Чье имя начинается со звука [a]?
- Перечислите месяцы года, в котором есть звук [a].
- Вставайте, когда услышите в слове звук [u].
- Кто внимательный? Найдите одинаковый звук в словах.
- Найдите рифму.(balle ; bonbon ; pomme...)
- Хлопните в ладошки, если услышите звук [k].
- Найдите слова со звуком [o].
Тема урока: Мы играем и разговариваем по-французски.
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Задачи:
- формирование произносительных навыков;
- развитие речевой активности учащихся;
- повторение ранее изученных лексических единиц по темам “Zoo”, “C’est bon”, “Je dessine”, “L’hiver”.
Оснащение урока: На доске большой цветик-семицветик, рисунки о лете, магнитная доска с буквами французского алфавита, рисунки зверей.
Ход урока.
Начало урока. Bonjour, mes enfants!
1, 2 ,3. Sans bruit assieds-toi!
Enfants, silence!
La leçon de français commence!
Фонетическая зарядка. Jouons au perroquet! (упражнения на речевой аппарат – “улыбка”, “дверки”, “маятник”, “надувание шарика”, “чистка зубов”, “обезьянка”).
Répétez après–moi! pa–ba, ta – da, ka – ga, pi – pé, bi – bé, di – dé, si – sé!
Основная часть.
Maоtresse : Mes amis ! Voulez-vous jouer? Aimez-vous jouer?
Elève : Oui, j’aime jouer.
Maоtresse :
Et bien nous jouons aujourd’ hui!
Nous jouons а la fleur а 7 couleurs !
(Появляется Пиф.)
Pif: Bonjour ! Comment ça va !
Maоtresse: Pif, nous jouons aujourd’ hui. Tu aimes jouer?
Pif: Oui, jaime jouer.
Учитель: Сегодня я предлагаю вам поиграть в цветик-семицветик. Вы все читали сказку об этом волшебном цветке и помните, что девочка Женя попадала в различные ситуации: то она оказывалась на северном полюсе, то с неба на нее падали игрушки. И вот сегодня наш волшебный, сказочный цветик-семицветик приглашает вас немного попутешествовать и обещает преподнести свои сюрпризы. За активную работу на уроке вы будете получать маленькие лепестки, и в конце урока у каждого из вас должен получиться маленький цветочек с семью разноцветными лепестками. А чтобы отправиться в путешествие по сказке, нужно произнести заветные слова: Disons ensemble! Avec mes doigs je compte jusqu’ а 3. 1, 2, 3. Tu es le roi!
(Отрывается синий лепесток.)
Nous sommes en hiver ! Mes amis, récitez la poésie!
Elève:
C’est l’hiver.
Il fait froid .
La neige couvre tous les toits.
Maоtresse: Qui aime l’hiver? Pourquoi aimes – tu l’ hiver?
1 élève: J’aime l’ hiver. J’ aime patiner.
2 élève: J’ aime luger.
3 élève: J’ aime jouer aux boulles de neige.
4 élève: J’ aime faire du ski.
(Учитель раздает учащимся за ответы маленькие синие лепестки цветка.)
Maоtresse: Moi aussi, j’ aime l’ hiver. Mais que c’est beau en été! Ребята, давайте вспомним жаркое разноцветное лето.
(У цветка отрывается розовый лепесток.)
Elèves (ensemble): 1, 2 , 3. Tu es le roi! Nous sommes en été!
Maitresse: Mais qu’ est-ce que c’ est? Où est le soleil jaune? Où est le ciel bleu? (Учитель обращает внимание учащихся на плакат, где изображены бесцветные солнце, небо, цветок.) Что же случилось? Ах, это его блеклость Кощей Бесцветный похитил все яркие краски лета. Ах, злодей! Ребята, помогите вернуть цвета солнцу, небу и цветку. Voilа des crayons. Dessinez!
1 élève: Je dessine le soleil avec le crayon jaune. Le soleil est jaune.
2 élève: Je dessine le ciel avec le crayon bleu. Le ciel est bleu.
3 élève: Le dessine la fleure avec le crayon rouge. La fleure est rouge.
Maitresse: Que c’ est beau! Merci, mes amis! ça me plait. Et toi, ça te plait?
Elève: Oui, ça me plait
(Учащиеся получают за ответы розовые лепестки.)
Maitresse: Mes amis, regardez la fleur.
(Отрывает желтый лепесток.)
Elèves (ensemble): 1, 2, 3. Tu es le roi!
Maitresse: Nous allons au zoo. Levez – vous, mes amis. Marchez !
(Физпауза.)
Marchez et comptez! 1, 2, 3.... Asseyez-vous! Voila, nous sommes au zoo. (На доске рисунки клеток без зверей). Oh! Où sont les betes? Voilа des cages! Mais où est le tigre? Cherchez des betes!
(Учащиеся выбирают рисунки зверей и распределяют их по клеткам.)
1 élève: C’ est un tigre. Le tigre est jaune. Le tigre est méchant. J ai peur du tigre. Le tigre est dans une cage.
2 élève: C’est un singe. Le singe est gai. Le singe est petit. Le singe est bon. Le singe est dans une cage.
3 élève: C’est un éléphant. L’éléphant est grand. L’ éléphant est gris. L’ éléphant est dans une cage.
4 élève: C’ est un crocodile. Le crocodile est vert. Le crocodile est méchant. Le crocodile est dans une cage.
5 élève: C’ est un lion. Le lion est grand. Le lion est méchant! Le lion est dans une cage.
6 élève: C’ est un loup. Le loup est gris. Le loup est méchant. Le loup est dans une cage.
(Учащиеся получают желтые лепестки).
Maоtresse: C’ est bien ! Merci. Пиф путешествует по сказке вместе с нами и очень устал. Он голоден. Allons qu café.
(Отрывается оранжевый лепесток.)
Elèves: 1, 2, 3. Tu est le roi! Nous sommes au café.
1 élève: C’est une tarte. J aime la tarte. Je mange la tarte. C’ est bon ! Bon appetit, Pif.
Pif : Merci, c’ est bon.
2 élève: C’ est une orange. J’ aime l’ orange. Je mange l’ orange. C’ est bon. Bon appetit, Pif .
Pif.: Merci, c’ est bon!
(Ученики получают оранжевые лепестки.)
Maоtresse : Mes amis, en route !
(Учитель отрывает синий лепесток.)
Elèves: 1, 2, 3. Tu est le roi!
Maоtresse: Voilа une boоte magique. Prenez un dessin et dites la poésie.
(Учащиеся достают из коробки картинки, иллюстрирующие знакомые стихи и читают их.)
Maоtresse: Mes amis, en route!
(Отрывает следующий лепесток.)
Elèves: 1, 2, 3. Tu es le roi!
Maоtresse: Nous sommes au pays des lettres. Trouvez des lettres D,O,R ;E,M,I, F, A, S,O,L .
(На магнитной доске учащиеся составляют Do – re – mi – fa – sol.)
Do – re – mi – fa – sol. Chantons!
(Учащиеся поют песенку “Frère Jacques”.)
Заключительный этап урока.
Учитель: Сегодня мы путешествовали по сказке. У нас остался последний лепесток. Помните, в сказке Женя, сорвав последний лепесток, пожелала больному мальчику выздороветь. Он выздоровел, и сбылась ее заветная мечта: у нее появился добрый и верный друг. Я срываю этот лепесток и пожелать вам, чтобы у вас у каждого был верный друг и чтобы вы не забывали делать людям добро.За правильные ответы и за активное участие на уроке вы получали маленькие лепестки цветика – семицветика, У самых активных получился цветок.
Maitresse: Je vous remercie pour votre travail! Au revoir. Bonne journée а tous!