Цели:
- закрепить и усовершенствовать у учащихся знания теории и практики по оказанию первой медицинской помощи при различных видах кровотечений, вывихах, укусах змей;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, интерес к профессии медика, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества.
ХОД УРОКА
Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы обобщим те знания, которые вы получили на предыдущих уроках по разделу “Основы медицинских знаний”. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
Здоровье – это бесценный …, который преподносит человеку …. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и….
Заботу о здоровье нельзя перекладывать на
плечи только одной медицины. Необходимо
потрудиться и самому, особенно тогда, когда тебе
или другому человеку нужна срочная медицинская
помощь, иначе может случиться трагедия. В этой
ситуации и потребуются ваши знания, умения,
навыки по оказанию первой медицинской помощи.
В течение урока я предлагаю вам быть помощниками
и консультантами доктора Айболита.
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
На доске знак дорожного движения “Пункт первой медицинской помощи”.
Учитель. Ребята, что это за знак?
Дети отвечают.
Учитель. А вот и первые пациенты. Слава, Витя и Коля попали в автодорожную аварию и у них различные виды кровотечений:
- у Славы – капиллярное;
- у Вити – артериальное;
- у Коли – венозное.
Игра “Строим график”.
У каждого ученика на столе приготовлена таблица. Один из учащихся строит график в такой же таблице с обратной стороны створки доски с последующей проверкой. В графике нужно обозначить последовательность оказания первой медицинской помощи в зависимости от опасности вида кровотечения.
Имя |
Вид кровотечения |
1 |
2 |
3 |
Слава | капиллярное | |||
Витя | артериальное | |||
Коля | венозное |
Учитель. Кому из ребят окажете помощь в первую очередь и почему? С помощью чего остановите артериальное кровотечение?
Практическая часть. Наложение кровоостанавливающего жгута.
– Кому из ребят нужно оказать первую
медицинскую помощь?
– Как остановить венозное кровотечение?
– Что сделать перед тем, как наложить давящую
повязку?
– Как остановить капиллярное кровотечение?
Игра “Советы доктора Пилюлькина и доктора Медуницы”.
Самостоятельная работа проводится по группам по уровню сложности.
1 группа.
Закончите предложение.
Любая рана первично ….
Перечислите названия медицинских препаратов, которые используются для дезинфекции раны.
2 группа.
Какие лекарственные растения используются для остановки кровотечения и обеззараживания ран?
а) тысячелистник;
б) лопух;
в) сок подорожника;
г) сок полыни.
3 группа.
Выберите правильный ответ.
При автономном существовании в природе что бы вы использовали в качестве ваты:
а) ромашку;
б) камыш;
в) клевер;
г) пух иван-чая.
Игра “Коломбо”.
Мы знаем, что в крови есть различные кровяные тельца, и у них разное предназначение. Игра “Коломбо” заключается в том, чтобы разыскать эти тельца. Для этого надо действовать в соответствии с планом поиска.
ПЛАН.
Медицинский термин.
Портрет разыскиваемого.
Кличка:“Перевозчик”, “Ловчая сеть”, “Силач”,
“Пожиратель микробов”.
Продолжительность жизни: 8-12 дней, 4 дня, 120 дней,
10-15 дней.
Что является лишним?
Учащиеся работают по группам. Первая группа дает характеристику лейкоцита, вторая – эритроцита, третья – тромбоцита. На доске даны опорные слова и рисунки с изображением данных телец крови.
Ответ: лишним является “Силач”, 10-15 дней
Игра “Вы нам писали, мы вам ответили”.
Учитель зачитывает письма:
Уважаемый Айболит, скажите, пожалуйста, у меня в анализе крови нашли много лейкоцитов. В чем причина?
С уважением Иванов Женя.
Добрый доктор Айболит, это плохо или хорошо, что у меня в крови мало эритроцитов и почему?
Заранее благодарен Семен Иванович.
Физминутка.
– Ребята, встаньте из-за столов и покажите, как правильно нужно поднимать тяжести, например, тяжелую сумку. Как сгруппироваться при падении?
Игра “Скорая помощь”.
Ирина играла с ребятами в “Салки” и при падении ушибла руку. По перечисленным симптомам поставьте диагноз: сильная боль, указательный палец в неестественном положении, опухоль, невозможность двигать пальцем.
– Каковы ваши действия по оказанию помощи
Ирине?
– Что категорически запрещено делать при вывихе?
Игра “Дежурный врач”.
На доске даны рисунки и фотографии из различных книг ядовитых и неядовитых змей.
– На какие две группы можно разделить этих
змей?
– Какая из ядовитых змей обитает в нашей
местности?
– Укусы, каких ядовитых змей смертельны?
– На каком из рисунков след от укуса ядовитой змеи, и по каким признакам вы определили?
Работа по группам.
1 группа. Составить алгоритм оказания первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи.
Проверка по “цепочке”.
2 группа. Перечислить симптомы отравления от укуса ядовитой змеи. (Симптомы: место укуса быстро отекает и меняется цвет, боль, головокружение, жажда, тошнота, рвота, частый и слабый пульс, бледность, нарушение речи и зрения, потеря сознания.)
3 группа. Вставить в карточку пропущенные слова текста алгоритма при оказании первой медицинской помощи.
Карточка. 1. Немедленно … пострадавшего и обеспечить
полный …, чтобы яд не распространился с током …. |
При проверке алгоритма первой начинает отвечать 2 группа.
Игра “Не навреди”.
– Первым врачом, труды которого сохранились до нашего времени, был Гиппократ, он жил в 460 году до н.э. “Не навреди больному!” – говорил Гиппократ. Я надеюсь, что ваши познания в медицине, то, что вы изучили и усвоили на предыдущих уроках, только помогут тем, кому вы будете оказывать первую медицинскую помощь.
Ученики из 1-й группы по “цепочке” дают рекомендации, если рекомендация неверная, то все хлопают в ладоши и исправляют ошибку. 1 группа составляла рекомендации дома. Например.
Если человек упал в обморок, то быстро проверь
пульс на запястье руки.
При открытом переломе наложи повязку и шины.
Укус каракурта не опасен.
Сняв клеща с тела или одежды, раздави его.
При растяжении связок приложи холодный компресс
к поврежденному месту, а затем плотно забинтуй.
Итог. Оценки.
У каждого на столе по три жетона: красный, зеленый, синий.
– Ребята, за работу на уроке оцените себя сами. Если вы считаете, что потрудились на “5”, то поднимите красный жетон, если на “4” – зеленый, а если сегодня, по каким-то причинам, вы не смогли реализовать свои знания, то синий жетон. Вместе с вами трудилась и я, какую оценку вы поставите мне?
Лучшие помощники доктора Айболита получают эмблему.