Проверка знаний - важный элемент процесса обучения. С какими проблемами сталкивается учитель информатики при проведении зачетного урока, например, после прохождении темы “Текстовый редактор Word”?
Во-первых, необходимо проверить теоретические знания: термины, определения и т.д., например: абзац, редактирование, форматирование. В тоже время необходимо оценить уровень практических умений работы с компьютером, выполнения определенных действий в текстовом редакторе. Следовательно, нужно провести и письменную работу, и практическую работу. Как успеть все сделать на одном уроке? Решение этой проблемы в пользу чего-либо одного – теории или практики, скорее всего, окажется неверным. Образованный человек, умеющий создавать на компьютере прекрасные рисунки, также должен знать, что графика бывает векторная и растровая, чем она отличается, и как это отличие влияет на работу с ней. Это поможет ему правильно выбрать программное средство для получения лучшего результата.
Во-вторых, извечная проблема любого контроля знаний: подсказки и списывание. Поэтому традиционные два варианта заданий на письменной или практической работе заставляют задуматься об адекватности оценки знаний и умений.
В-третьих, проблема организации практической работы. Ведь не секрет, что скорость работы учеников с компьютером разная, к тому же время непрерывной работы за компьютером ограничено санитарными нормами.
Для решения этих проблем необходимо организовать индивидуальную деятельность учащихся по выполнению и практических, и теоретических заданий. Как это сделать? Обычно в кабинете информатики компьютеры располагаются по периметру класса, в центре находятся парты. Поэтому при проведении обычной работы все ученики либо сидят за партами, либо за компьютерами, а значит, на полную самостоятельность выполнения заданий рассчитывать не приходится. Разделим учебную группу на две подгруппы. Получим примерно по 6-7 человек в каждой подгруппе и сможем “уединить” ученика, посадив по одному человеку за партой и по одному за компьютером (сосед располагается через 1 или 2 компьютера). Время урока так же разделим на две части: практическая и теоретическая. Этим обеспечим разные типы заданий для подгрупп и сделаем бессмысленным общение между ними.
В итоге в первой части урока первая подгруппа выполняет теоретические задания, вторая - практические, во второй части урока подгруппы меняются местами. Таким образом, учитель организует индивидуальную работу ученика, а так же проверяет и теорию, и практику.
Приведем возможный ход урока.
Деятельность учителя |
Предполагаемая деятельность учащихся |
Организационный
момент
(5 мин / 7мин) приветствие учащихся перекличка есть ли вопросы? озвучивание темы, целей и хода урока |
Учащиеся приветствуют учителя, дежурный
сообщает информацию об отсутствующих. Домашнее задание предыдущего урока - подготовиться к зачету. Если у учащихся остались или появились вопросы, неясности – они могут обратиться к учителю. Озвучиваются “правила” проведения зачета: можно ли пользоваться тетрадями, учебниками и состав групп. |
1 часть (15 мин / 35мин) Учитель раздает
карточки с заданиями, |
1 подгруппа - выполняет в тетради
теоретические задания, 2 подгруппа - выполняет практические задания на компьютере |
Смена
деятельности (5 мин / 7мин) Учитель фиксирует
выполнение практических заданий и |
Учащиеся 1 и 2 подгруппы постепенно меняются местами |
2 часть (15 мин / 35мин) Учитель раздает
карточки с заданиями, |
1 подгруппа - выполняет
практические задания на компьютере 2 подгруппа - выполняет в тетради теоретические задания |
Заключение
урока (5 мин / 7мин) Учитель фиксирует выполнение
практических заданий, |
Все
учащиеся заканчивают работу Учащиеся слушают учителя. |
Комментарии к схеме урока:
1. Во время организационного момента отвечаем только на конкретные вопросы, кратко, в полемику не вступаем.
2. Что делать с теми, кто закончил работу раньше? Во-первых, лучше, что бы это был ученик, сидящий за компьютером, т.к. ему можно дать задание второй части. Для этого в первую подгруппу отбираются ученики, быстро работающие за компьютером. В этом случае смена деятельности происходит по мере выполнения заданий. Для тех, кто сделал все до конца урока, желательно подготовить дополнительное задание (тест, кроссворд и т.д.), успешное выполнение которого можно поощрить.
3. Как проверять работу? Практическая часть может состоять из отдельных заданий или заданий, которые связаны между собой. В первом случае ученик выполняет одно задание и сразу показывает его учителю. Во втором случае ученик выполняет все практические задания, а затем показывает результат учителю. Учитель проверяет правильность выполнения и либо фиксирует результат, либо указывает на ошибки. Если время позволяет ученик может попробовать исправить недочеты и еще раз представить свою работу учителю. Теоретическую часть на уроке не проверяем.
Подготовка к уроку.
Естественно, большую роль в успехе урока играет подготовка заданий. Как подобрать задания и распределить их по вариантам?
Выделяем те теоретические и практические вопросы и моменты, которые необходимо проверить после прохождения конкретной темы. Например, после освоения текстового редактора ученики должны уметь:
1) работать с файлами (открывать, сохранять в разных форматах);
2) редактировать текст (набор, работа с блоком, поиск и замена, ошибки);
3) форматировать текст (шрифт, абзац, страница);
4) работать с таблицами;
5) вставлять различные объекты.
Получилось пять тем. Для одного варианта из каждой темы формулируем задание, проверяющее одно конкретное умение. Например,
1) открыть два файла C:\DOC\1.doc и C:\DOC\2.doc;
2) половину второго файла скопировать в первый;
3) применить центральное выравнивание, шрифт Tahoma;
4) добавить таблицу 3х2;
5) создать заголовок с применением фигурного текста.
Такое выделение проверяемых тем позволяет создавать множество равноценных вариантов заданий: в каждом варианте сохраняются выделенные темы, а сами задания меняются. Проверка отдельных конкретных умений дает равные шансы всем ученикам независимо от скорости их работы с компьютером. Оптимальный вариант - пять заданий, в этом случае очень просто оценивать работу: оценка = количество верных ответов. Если же тем для проверки больше, можно их сгруппировать.
Принцип составления теоретических заданий тот же. Для учащихся 5–6-х классов, у которых скорость письма не велика, текст задания можно формулировать таким образом, чтобы ученику требовалось написать одно или несколько слов.
Идеальное количество вариантов для группы в 14 человек – 7, минимально – 4. В этом случае у соседей всегда будут разные задания. Практические и теоретические задания составляем таким образом, чтобы они могли быть выполнены за половину времени отведенного на зачет: для 1 урока – 15-20 мин (3-4 мин на одно задание), для 2-х спаренных - 35-40мин.
Ниже приводятся примеры заданий.
ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ “ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. КЛАВИАТУРА”.
ТЕОРИЯ
1.“Лиса почуяла запах зайца “ - это пример (хранение, передача, обработка) информации.
2.“Вы читаете письмо”. Укажите источник и приемник информации.
3.Какая клавиша фиксирует режим больших букв?
4.Какая клавиша помогает набрать большую букву?
5.Для каждого вида информации выберите соответствующий пример: плакат, почтовый индекс, стихи, пение птиц.
ПРАКТИКА
Наберите следующие символы. Введите свою фамилию и имя
ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ “EXCEL”
ТЕОРИЯ
- Как правильно записать в ячейку формулу?
- В ячейке должно выводиться не число 2, а 2 р. Что надо сделать?
- Как быстро ввести дни недели, не печатая их все?
- Что такое абсолютный адрес ячейки?
- Каких элементов не хватает на данной диаграмме?
ПРАКТИКА
- Откройте файл ВАРИАНТ_1.XLS, лист - ТРАНСПОРТ
- В выделенные ячейки введите соответствующие формулы.
- Проездной билет на месяц стоит 500 руб. Определите сколько поездок нужно совершать на наземном транспорте каждый рабочий день, чтобы окупить затраты, при условии, что наземным транспортом не пользуются в субботу и воскресенье, а на метро приходится каждый день по 1 поездке.
- Постройте круговую диаграмму, отражающую % - ное соотношение затрат на каждый вид транспорта за неделю.
- Заполните таблицу на листе КЛАСС. Найдите среднее, общее, максимальное и минимальное значение для РОСТА и ВЕСА.
Стоимость одной поездки |
7руб |
|||||||
Кол-во поездок |
Стоимость за неделю |
|||||||
Вид транспорта | Пон | Вт | Ср | Чет | Пят | Суб | Вос. | |
Метро | 2 |
2 |
||||||
Автобус | 1 |
2 |
1 |
|||||
Троллейбус | 2 |
1 |
2 |
3 |
||||
Трамвай | 2 |
1 |
1 |
|||||
Всего за неделю |
0 |
рублей |
Имя
Рост
Вес
Варя 171
50
Стас 156
40
Тоня 163
51
Иван 185
45
Средний Обший Максимальный Минимальный
ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ “ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА”
ТЕОРИЯ
- Можно ли по имени файла узнать, какая информация содержится в файле?
- Что такое диск? Как правильно записать имя диска?
- Какие действия можно выполнить с файлами?
- \came E: gjec\patе.baаt Перечислите ошибки в полном имени файла.
- E:\terror.bat. На каком диске и в каком каталоге находится данный файл.
ПРАКТИКА
1.Отформатируйте дискету
2.Запустите файл C:\UTIL\AMOUSE\test.exe
3.Скопируйте файл E:\USER\sword.com на диск А: в каталог DOMIK
4.Просмотрите файл D:\ROBOTLAN\Micpc.txt
5.Создайте на диске А: каталог WORK
ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ “WINDOWS”
ТЕОРИЯ
1.Опишите способы переименования объектов.
2.Чем различаются между собой окна "Мой компьютер" и "Проводник"?
3.Опишите способы создания текстового файла.
4.Что такое свойства объекта?
5.Перечислите все способы запуска приложений Windows.
ПРАКТИКА
1. Откройте окно "Мой компьютер" Отключите строку состояния, панель инструментов, расположите информацию в окне в виде таблицы, уменьшите окно до появления полосок прокрутки.
2. Запустите программу дефрагментации диска D:.
3. Создайте папку Зачёт на диске Е. Скопируйте несколько файлов с диска D с расширением (ТХТ) в папку Зачет.
4. Запустите программу WordPad. Напишите вашу фамилию, имя, номер варианта.
5. Запустите программу фонограф. Прослушайте звуковой файл.
ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ “WORD”
ТЕОРИЯ
1. Необходимо отменить сделанные изменения в тексте. Опишите возможный порядок действий.
2. Каким образом можно сделать красивую фигурную надпись на титульном листе документа? Какие параметры влияют на вид этой надписи?
3. Дан текст.В окне "Поиск и замена" набраны следующие параметры
Какой текст можно получить? Напишите те строки, в которых будет выполнена замена.
4. Что такое абзацные интервалы? На что влияет увеличение интервала после абзаца?
5. Как можно перенести блок текста?
ПРАКТИКА
1) Открыть все файлы подходящие под маску PART?.DOC Создать новый файл, скопировав все файлы в один (по порядку номеров).
2) Вставить в текст соответствующий рисунок.
3) Заменить в тексте слово "СОБАКА" на "СОБАЧКА".
4) Оформите текст полужирным курсивом, по центру, заголовок расположите справа, шрифт более мелкий.
5) Сохранить созданный файл на диске Е: в каталоге PRO под именем MAIN.DOC
ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ “ACCESS”
ТЕОРИЯ
1. Допишите предложение: “К основным функциям СУБД по обработке данных относятся:…”
2. Приведите примеры БД сетевого типа.
3. Какой вид представления базы данных показан на рисунке? Сколько полей и сколько записей можно увидеть?
4. Что такое ЗАПРОС ? Как с ним работать?
5. Дайте определения словам: поле, запись, таблица, база данных.
ПРАКТИКА
1. Открыть базу данных GEOGRAFЕ, добавить две записи.
2. Создать простую форму для заполнения базы данных.
3. Найти записи, в которых столица начинается на букву "Д"..
4. Вывести на экран страны АФРИКИ с наименьшей плотностью населения.
5. В отчете записи сортируются по МАТЕРИКУ и СТРАНЕ, подсчитывается общее народонаселение.
ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ “МАССИВЫ”
ТЕОРИЯ
1. Запишите команду для объявления одномерного символьного массива из 20 элементов, двумерного целочисленного массива из 100 элементов.
2. Объявлены массивы А(20), В$(10,2). Сколько элементов в каждом массиве? Какой индекс имеет последний элемент массива? Какой индекс имеет средний элемент массива? Содержатся ли в массиве элементы: А%(12), А(24), В$(2,2), В(10,10), В$(10,-2)?
3. Дана программа:
DIM X(10)
FOR I=1 TO 10
X(I)=2*I
?"Х("I")" ; X(I)
NEXT
Напишите комментарий к каждой строке (поясните выполняемое действие).
Что можно увидеть на экране после выполнения программы?
Измените программу так, чтобы каждый элемент массива был равен собственному индексу со знаком минус.
ПРАКТИКА
1. Программа заполняет массив A(20) (данные вводит пользователь с клавиатуры), печатает его на экране и находит среднее арифметическое всех элементов массива.
2. Ввести массив а(n) вещественного типа и вещественное число х. Определить, сколько элементов массива больше х, меньше х и равно х. Вывести результат на экран.
ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ “КОМАНДНЫЕ ФАЙЛЫ”
ТЕОРИЯ
1. Запишите предложение, вставляя пропущенные слова:
Командный файл – это ….. файл, с расширением ….., в котором содержатся …..
2. Пользователю нужно было составить командный файл, который удаляет файлы с расширением TXT с диска G из каталога TXT и копирует все файлы с дискеты в каталог DOS диска C. Пользователь написал следующее:ECHO ON
RD G:\TXT
COPY F:\*.* G:\DOSВерно ли пользователь выполнил задание? Ответ поясните.
3. Дан командный файл. Напишите комментарий к каждой строке (какое действие она выполняет).ECHO HELLO
MD B:\PROBA
COPY F:\DELO\*.DOC B:\PROBA
TIME
ПРАКТИКА
Создайте командный файл , выполняющий следующие действия :
1. Выводит на экран фразу “Внимание! Идет распаковка архива!”.
2. Распаковывается многотомный файл-архив PROVERKA на диск F: в каталог PROVERIL
3. Выводит содержимое каталога PROVERIL диска F: на экран.
4. Выводит на экран текущую версию ОС.
5. Выводит на экран фразу ”Все команды выполнены!”, которая видна до нажатия любой клавиши.
ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ “ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР
ТЕОРИЯ
1. Что такое “прозрачный фон”? Когда он используется?
2. Как вставить фотографию в картину?
3. Что вы знаете о растровой графике?
ПРАКТИКА
Используя средства редактора, автофигуры и готовые рисунки создайте изображение.
ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: КРОССВОРД “КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА”
По горизонтали:
3. Увеличивает часть изображения для поточечного редактирования.
4. Простейшая фигура, нарисованная одной командой.
5. Удаляет часть изображения, но может и рисовать.
7. Выделенная часть изображения.
9. Минимальный элемент изображения.
11. Выполняет действия над изображением.
12. Устройство для быстрого ввода большого количества информации, в том числе и графической, в компьютер.
13. Тип компьютерной графики, в котором изображение хранится в виде математических формул.
По вертикали:
1. Эта операция позволяет "размножить" часть изображения.
2. Чем различаются графические файлы разного типа?
4. Набор цветов.
6.Тип компьютерной графики, в котором изображение хранится в виде оцифрованных точек.
8. N-кратное увеличение или уменьшение всего рисунка.
10. Программа для создания и обработки графической информации.