Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни .Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Не менее очевидно, что изменить его очень трудно. Но и это можно сделать радостью, а не преодолением. Эту проблему я решаю на занятиях факультативного курса “Полезные привычки”.
Цель программы - овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями о правильном образе жизни, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам (употребление табака, алкоголя).
Работа по данной программе интересна и полезна для детей, так как учит младших школьников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать свое поведение, преодолевать стресс и тревогу.
Программа содержит четыре раздела: “Положительный образ Я”, “Общение”, “Принятие решений”, “Информация о табаке и алкоголе”. На занятиях я использую разные формы групповой работы: кооперативное обучение, “мозговой штурм”, групповую дискуссию, ролевое моделирование, упражнения-энергизаторы. Работая в группах по 4-8 человек, дети взаимодействуют, совместно решают общую задачу. Это способствует формированию коммуникативной, социальной и личностной компетентности, развивает эмоциональную сферу ребенка. Мозговой штурм использую в рамках заданной темы для стимуляции речевой активности детей. Ученики высказывают идеи или мнения без предварительного обсуждения. Ролевое моделирование осуществляется в форме ролевых игр, телевизионных шоу. В игровой деятельности дети под контролем учителя узнают правила социально желательного поведения. Ученики пытаются действовать так, как это бывает в реальной жизни. Упражнения-энергизаторы хороши тем, что предполагают развитие активности разных анализаторов и восстанавливают энергию детей. Дети, получающие удовольствие от игры, чувствуют себя включенными в работу.
Установлению положительной психологической атмосферы способствует отсутствие оценок на занятиях. Не рекомендуется выставлять отметки. В самом деле, нужно ли оценивать в баллах открытость и честность в дискуссии или степень включения ученика в общую работу группы? Важным элементом подобного обучения является оценка уроков самими учениками. Она отражает, вовлечены ли эмоционально ученики в происходящее на уроке, а также то, что они усвоили. Для меня важна такая обратная связь. Я получаю ее, посмотрев оценку, выставленную учениками в рабочих тетрадях.
Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков, разделенных на 4 блока, по два урока в каждом. В каждом классе темы уроков повторяются. Это сделано для того, чтобы по мере развития учеников каждая из тем рассматривалась все более полно, что соответствует возрастающему объему знаний.
Планирование уроков для 1 класса
Урок 1. Я – неповторимый человек.
Урок 2. Культура моей страны и Я.
Урок 3. Чувства.
Урок 4. О чем говорят чувства.
Урок 5. Множество решений.
Урок 6. Решения и здоровье.
Урок 7. Нужные и ненужные тебе лекарства.
Урок 8. Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор.
Дети должны знать:
полезные для здоровья поступки;
вредные для здоровья поступки;
знать самого себя и свои возможности;
шаги принятия решений.
Дети должны уметь:
критически относиться к употреблению табака и алкоголя;
избегать неприятных чувств;
делать здоровый выбор в ситуации пассивного курения.
Планирование уроков для 2 класса
Урок 1. Вкусы и увлечения.
Урок 2. Учусь находить новых друзей и интересные занятия.
Урок 3. О чем говорят выразительные движения?
Урок 4. Учусь понимать людей.
Урок 5. Опасные и безопасные ситуации.
Урок 6. Учусь принимать решения в опасных ситуациях.
Урок 7. Реклама табака и алкоголя.
Урок 8. Правда об алкоголе.
Дети должны знать:
полезные для здоровья занятия;
выразительные движения;
шаги принятия решений;
какие вредные для здоровья вещества содержатся в алкогольных напитках.
Дети должны уметь:
принимать решения в опасных ситуациях;
отказать человеку, предлагающему попробовать спиртные напитки;
находить друзей по интересам.
Планирование уроков для 3 класса
Урок 1. Мой характер.
Урок 2. Учусь оценивать сам себя.
Урок 3. Учусь взаимодействовать.
Урок 4. Учусь настаивать на своем.
Урок 5. Я становлюсь увереннее.
Урок 6. Когда на меня оказывают давление.
Урок 7. Курение (первая часть).
Урок 8. Курение (вторая часть).
Дети должны знать:
черты характера людей;
причины неуверенности в себе;
о вредном влиянии курения для здоровья;
интересные и безопасные способы времяпровождения;
последствия курения.
Дети должны уметь:
оценивать себя;
неагрессивно отстаивать свои позиции;
отказать в ситуации давления;
самостоятельно принимать решения в ситуации давления.
Планирование уроков для 4 класса:
Урок 1. Самоуважение.
Урок 2. Привычки.
Урок 3. Дружба (первая часть).
Урок 4. Дружба (вторая часть).
Урок 5. Учусь сопротивляться давлению.
Урок 6. Учусь говорить “нет”.
Урок 7. И снова алкоголь.
Урок 8. Алкоголь в компании.
Дети должны знать:
качества, достойные уважения;
привычки, укрепляющие здоровье;
важные для дружбы качества;
виды давления;
формы отказа от табака и алкоголя;
последствия употребления табака и алкоголя.
Дети должны уметь:
проявлять дружбу;
сопротивляться давлению;
говорить “нет”в опасных ситуациях.
Далее привожу конспект занятия, проведенного во втором классе.
Тема урока: О чем говорят выразительные движения.
Цели урока:
познакомить с невербальными способами общения;
привлечь внимание детей к выразительным движениям.
Оборудование:
жетоны с изображением клоуна;
карточки со словами “общение”, “праздник”, “разговор”, “игра”, “ссора”, “жесты”, “мимика”, “выразительные движения”, “радость”, “гнев”, “печаль”;
рисунки с изображением жестов регулировщика;
фломастеры.
Ход урока
Организационный момент.
-Чему мы учимся на уроке “Полезные привычки”?
Упражнение-энергизатор
-Начнем урок с игры, которая называется “Давайте пожмем друг другу руки”
Я прошу выйти и встать в круг тех, кто умеет играть на музыкальных инструментах.
Пожмите друг другу руки.
Я прошу выйти в круг тех, у кого есть собака. Пожмите друг другу руки.
Я прошу выйти в круг тех, кто имеет брата или сестру.
Я прошу выйти тех, кто пришел в школу с хорошим настроением.
-Всегда ли вам хотелось выйти в круг, когда я давала задание? Почему?
-Узнали что-то новое друг о друге?
-И я за такой короткий промежуток времени узнала о вас очень много. А произошло это благодаря общению. Вы сегодня на уроке получите возможность общаться друг с другом разными способами.
-А чтобы урок получился интересным, разделимся на группы. У меня в руках жетоны с изображением клоуна (раздаю детям). Рассмотрите клоуна. У кого клоун в синей кепке, садитесь за первый стол. В красной кепке – за второй стол. В зеленой кепке – за третий стол. В желтой кепке - за четвертый стол
“Мозговой штурм”
-“Общение” (карточку со словом на доску) – что это такое?
(Дети отвечают, я прикрепляю на доску слова: праздник, разговор, ссора, игра …)
-Вы все правы. А в толковом словаре дается такое определение этому понятию: “Общение – это когда разные люди обсуждают что-то их всех интересующее”.
-Что происходит во время общения? (Передача информации, обмен опытом)
-Какие условия надо соблюдать, чтобы общение состоялось? (Принимать собеседника таким, какой он есть).
-Какие способы общения вы знаете?
-Жесты, мимика (на доску прикрепить карточки с этими словами) – как назвать это в общем? (Выразительные движения).
Работа в группах
-Начинаем работать в группах. В каждой группе должен быть человек, который руководит работой. Тот, кто в самой светлой одежде, организует работу в группе. Выступать у доски от имени группы будет тот, у кого самые темные волосы.
-А теперь послушайте задание. Рассмотрите рисунки, которые находятся на ваших столах [1]. Постарайтесь ответить на вопросы:
-Какие жесты изображены?
-Что обозначают эти жесты?
-Какое значение они имеют для общения?
(Идет обсуждение проблемы в группах. Представитель от каждой группы выступает перед всем классом).
-Об этих жестах, выразительных движениях люди специально договорились, чтобы удобнее было общаться. Во время общения важную роль играют мышцы лица. Это мимические мышцы. Они позволяют узнать настроение собеседника.
-Посмотрите на доску. Вы видите изображение детских лиц.
- Прочитайте слова на табличках: “радость”, “гнев”, “печаль”.
- Под каждой табличкой прикрепите изображение детских лиц.
- Вы согласны? Нет? Покажите сигнал (жест пальцами). Почему?
- А теперь постарайтесь изобразить разное настроение сами. Возьмите в руки жетон с изображением клоуна. Представьте себе, что он провинился перед вами. Рассердитесь на него!
- А теперь поделитесь с ним своей печалью.
- Повернитесь друг к другу. Порадуйтесь тому, что вы сейчас вместе и прекрасно общаетесь.
- Вы не раз слышали выражение “Написано на лице”. Что оно обозначает?
-По выражению лица и выразительным движениям можно догадаться не только о настроении человека, но и о его заботах, образе жизни. Поэтому, неудивительно, что существует специальный театр, где на протяжении всего спектакля не произносится ни слова. Все представление состоит из мимики и жестов. Это “Театр мимики и жеста”.
Ролевое моделирование.
-Сейчас мы проведем игру, которая называется “Телевизор без звука”.Я вам предложу название телевизионной передачи. Это название вы сохраните в тайне. В группах приготовьте, а потом покажите эту телевизионную передачу, но без звука, с помощью выразительных движений. Остальные ребята постараются отгадать название этой телепередачи. (Раздаю детям карточки с названиями телепередач: “Новости”, “Олимпийские игры”, Дог- шоу “Я и моя собака”, “Концерт А Пугачевой”).
Перед выступлением детей задаю вопрос:
- Какие выразительные движения помогли отгадать название передачи?
Другие виды общения.
Вы учились общаться с помощью выразительных движений. Но интереснее и богаче становится общение, когда люди общаются и с помощью выразительных движений, и с помощью слов.
- Рассмотрите на доске рисунки с изображением детей и прочитайте фразы (“Мне так грустно”, “Поздравляю тебя с днем рождения!”).
- Какие мысли у вас появились?
- Как вы определили, что именно эти фразы говорят дети?
- Какой вывод нужно сделать? (Выразительные движения и то, что говорят люди, должны соответствовать друг другу).
- А чтобы в этом убедиться, проведем эксперимент.
- Два ребенка здороваются друг с другом, отворачиваясь, показывая друг другу нежелание встречаться.
- Мальчик поздравляет девочку с днем 8 Марта, выражая при этом грусть.
- Какие несовпадения заметили?
Вывод: несоответствие выразительных движений и слов путает собеседника, создает трудности в общении, заставляет усомниться в правдивости сказанного.
Итог урока.
- Наш урок называется “Полезные привычки”. Как вы думаете, почему общение - это полезная привычка? (Правильное общение приносит радость, удовольствие. С помощью общения мы познаем мир и себя).
- Что важное для себя узнали на уроке?
Оценка урока детьми.
- Я получила удовольствие от общения с вами. Я хочу узнать, как вы оцениваете свою работу на уроке. Рассмотрите изображение клоуна. Все ли в порядке? Нарисуйте рот, чтобы у клоуна было такое выражение лица, которое соответствует вашему настроению после нашего с вами общения.
- Вы изобразили веселых клоунов. Значит свою работу на уроке вы оцениваете на “отлично”.
- Я оцениваю вашу работу так (Показываю веселого человечка).
- У вас хорошее настроение, у меня хорошее настроение. Чтобы с таким настроением расстаться, закончим урок игрой.
Упражнение-энергизатор.
Встаньте в круг. Обнимите друг друга сзади за талию. Наклоняемся назад и произносим звук А сначала тихо, потом все громче и громче.( Повторить 2 раза).
Литература
- Учебник для второго класса “Полезные привычки”. Авторы Т. Б. Гречаная, Л.С. Колесова
- Учебное пособие “Полезные привычки”. Авторы Т. Б. Гречаная, Л.С. Колесова.