Цель: создать условия, при которых учащиеся смогли бы ответить на вопросы: “Что такое словообразовательный тип и как он образуется?”; составить алгоритм определения словообразовательного типа; выяснить, в каком случае словообразовательные типы будут синонимичны, а в каком – омонимичны.
Ход урока.
I этап
– создание “ситуации успеха”.а) Каждой группе предлагается карточка со словами и инструкциями по выполнению работы (всего 5 групп).
1 группа 2 группа 3 группа храбрец<—
мудрец<—
глупец<—братец<—
морозец<—
хлебец<—журавлиный<—
орлиный<—
лебединый<—4 группа 5 группа ходьба <—
резьба <—
молотьба <—хождение <—
глажение <—
чтение <—
Инструкция.
* Запишите слова.
* Найдите для них производящие. Что общего в производных словах?
* Составьте словообразовательную схему к этим словам (Сл. сх. = ……).
* Каково словообразовательное значение у производных слов? (Сл. зн. = ……)
б) Представитель от каждой группы объясняет, какие выводы они сделали, работая по инструкции с предложенными словами (выводы оформлены в виде схем на альбомных листах, которые во время выступления каждой группы крепятся на доске).
II этап
– постановка и решение учебной задачи.(появляется запись на доске)
Словообразовательный тип.
У. Как образуется словообразовательный тип? Ответ на этот вопрос оформите в виде схемы.
варианты схем:
У. На какой вопрос содержится ответ в ваших схемах?
Что такое словообразовательный тип и как он образуется? (Записать на доске)
* Запишите слова:
датчанин харьковчанин ростовчанин |
новгородец рязанец горец |
* Определите, принадлежат ли слова каждого столбика к одному Сл. Т. Почему?
* Что общего между словами Сл.Т1 и Сл. Т2.?
* Оформите свои выводы в виде схемы.
У. На какой вопрос вы ответили?
(В каком случае Сл.Т. будут синонимичны?) Зписать на доске.
3) * Запишите слова:
горец<—
храбрец<—
* Определите Сл.Т. каждого слова. Сравните их.
* Свои выводы оформите в виде схемы.
У. На какой вопрос вы ответили?
(В каком случае Сл.Т. будут омонимичны?) Записать на доске.
III этап
– Составление алгоритма.У. Составьте алгоритм определения Сл.Т. Укажите в нём, как вы определите синонимичность и омонимичность словообразовательных типов.
Алгоритм.
Ищу производящее слово.
Выделяю в производном слове производящую базу и формант.
Составляю Сл.сх.
Определяю Сл.зн.
Сравниваю Сл.сх. и Сл. зн.
У. Проверьте правильность составления алгоритма по таблице.
IV этап
– Рефлексия.У. Проверьте, принадлежат ли к одному Сл. Т. слова: