Интегрированный урок черчения и геометрии в 7-м классе по теме: "Окружность. Геометрические построения"

Разделы: Математика


Цели:

  • показать, что знания, полученные при изучении одного предмета можно применять на уроках других предметов;
  • обеспечить усвоение понятия окружность и ее элементы;
  • формировать навыки деления угла пополам, окружности на 4, 6, 8 равных частей;
  • развивать мышление, творческую деятельность учащихся и их умения контролировать свои действия.

Оборудование: чертежные инструменты, индивидуальные карточки-задания, цветная бумага, ножницы, цветные карандаши.

Тип урока: формирование новых знаний.

План урока:

  • Организационный момент.
  • Изучение нового материала по теме “Окружность”.
  • Упражнения на его закрепление.
  • Изучение нового материала по теме “Геометрические построения”.
  • Практическое применение геометрических построений.
  • Домашнее задание.
  • Подведение итогов.

В течение урока при выполнении построений помощь учащимся оказывают учитель математики, учитель черчения, Шар, Окружность.

Ход урока

  1. Организационный момент.
    1. Вступительное слово учителя.
    2. Окружность, Шар - гости урока (чтение по ролям).
    3. Окружность:

      Я - окружность! Шару я родня.

      Шар:

      Не может в этом быть сомненья.

      Окружность:

      Произошли Вы от меня
      При помощи вращенья.
      Внутри меня есть точка не простая.

      Шар:

      А кто сей важный пункт?

      Окружность:

      Зовется Центром он.
      От точек всех моих он равноудален.

      Шар:

      В каких же отношениях ты с прямой?

      Окружность:

      Смотря с какой?

      Шар:

      Ну если, например, с тобой прямая
      В точках двух пересечется?

      Окружность:

      Внутри меня ее отрезок Хордою зовется,
      Чем ближе к центру, тем она длиннее...
      Еще скажу я вам когда идет прямая,
      Меня в двух точках рассекая,
      Ее Секущей линией зовут.
      Добавлю я, что в древности глубокой,
      В дни первой юности моей,
      На 360 частей моя длина была разделена.
      Частями этими мне дуги измеряют,
      Их градусами называют.

    4. Сообщение темы и плана урока (запись на доске).

      • П л а н

      • Окружность и ее элементы.
      • Деление окружности на 4, 6, 8 равных частей.
      • Деление угла пополам.
      • Применение способов деления окружности при выполнении заданий.
  2. Изучение нового материала по теме “Окружность”.
    1. П.21 учебника “Геометрия 7-9” (Атанасян Л.С.).
    2. Работа по карточкам В-1, В-2, В-3, В-4.

    Карточка В-1

    1. Прочитать п.21 учебника.
    2. Выписать в тетрадь основные термины новой темы. Записать на доске.
    3. Выполнить устно № 143.

    Карточка В-2

    1. Прочитать п.21 учебника.
    2. Ответить на вопрос 16 на стр.48.
    3. Выполнить устно № 143.

    Карточка В-3

    1. Прочитать п.21 учебника.
    2. Выполнить устно № 243 учебника.
    3. Сравнить (найти общее и различие) понятия:
    4. а) радиус и хорда;
      б) круг и окружность.

    Карточка В-4

    1. Прочитать п.21 учебника.
    2. Выполнить устно № 143.
    3. Придумать интересные вопросы к № 143.
  3. Упражнения на закрепление изученного.
    1. Выполнение № 143 (устно).
    2. Выполнение заданий по карточкам В-3, В-4 (всеми учащимися).
    3. Сообщение исторических сведений (ученики готовят заранее):
    • “радиус” (в переводе с латинского – луч) впервые встречается в “геометрии” французского ученого Рамуса, изданной в 1569 г, затем у Ф.Виета; термин “радиус” становится общепринятым лишь в конце XVII века.
    • “хорда” (от греческого “хорде” – струна) был введен в современном смысле европейскими учеными в XII-XIII веках.
  4. Изучение нового материала по теме “Геометрические построения”.
    1. Работа по учебнику “Черчение 7-8” (А.Д. Ботвинников) §15.2, пункт “Деление окружности на четыре равные части”.
    2. Выполнение построения окружности и деление ее на 4 равные части при помощи построения взаимно перпендикулярных диаметров.
    3. Построить хорды AD и BD, доказать что они равны; построить хорды АС и ВD, доказать, что они равны.
    4. Опережающая информация о правильных многоугольниках.
    5. Вопрос: как разделить окружность на 8 равных частей? Из предложенных ответов выбрать деление угла пополам.
    6. Деление угла пополам при помощи циркуля (объяснение учителя). Доказать <СОВ = <AОС. Один человек - у доски, остальные - в тетрадях.
    7. Задание: разделить тупой, прямой углы пополам (2 человека у доски).

    8. Деление окружности на 8 равных частей (используя способ деления угла пополам при помощи циркуля).
  5. Практическое применение геометрических построений.
    1. Анализ графического состава изображений.
    2. Анализ графического состава изображений.
    3. Вопрос: как разделить окружность на 6 равных частей?

    4. Деление окружности на 6 равных частей; работу выполнять на цветной бумаге (объяснение учителя).
    5. Соединить точки через одну: 6-2-4-6 и 1-3-5-1.
    6. Вырезать по контуру и разрезать по штриховой линии.
    7. Согнуть по сплошным основным линиям. Отогнуть к центру концы звезды. Наложить элемент А на элемент Б и приклеить. Склеить между собой концы двух таких звезд.
  6. Домашнее задание.
    1. По геометрии: п.21; 23.2; № 144в, 145.
    2. По черчению: §15.2; стр.101.
  7. Подведение итогов.
    1. Слово учителю.
    2. Окружность и Шар.

    Окружность:

    Чтобы строить дома,
    Чтобы в космос летать
    Надо много уметь,
    Надо многое знать.

    Шар:

    Ну а в этом, ребята, без сомненья
    Вам помогут геометрия с черченьем!