Содержание современного образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, а также формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы, картины мира (Закон РФ “Об образовании”) [1].
Общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке способствует интегрированное обучение.
Интегрированное обучение – система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на основе чего формируется у детей целостное восприятие мира.
Очень важно сформировать у детей целостную картину мира. При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью слова, звука, линии, цвета можно раскрыть один и тот же образ окружающего нас мира или наше состояние. В этом случае отдельные знания, полученные на уроках, будут складываться в одну большую “картинку – представление”, способствующую созданию истинной системы знаний и правильному миропониманию.
Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам [7]. Интегрированное обучение осуществляется через интегрированные уроки и применение интегрированных курсов.
В педагогике под интегрированным уроком следует понимать урок, в котором вокруг единой темы объединяется материал нескольких предметов [5].
Основой разработки интегрированных уроков является интегративно-тематический подход, обоснованный Г. Ф. Федорцом, в котором за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема (раздел) учебной дисциплины.
Ведущие положения каждой темы подчинены ведущим идеям, т. е. происходит конкретизация ведущих идей предмета в процессе изучения темы.
Ведущие идеи учебного предмета – это такие положения (понятия, законы, принципы, закономерности, теории), которые выражают сущность изучаемого материала, сообщают ему внутреннее единство и органическую целостность. Таким образом, они выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных предметов, являясь “стержнем”, “осью” этого содержания, вокруг которых и происходит объединение, концентрация учебного материала, т. е ведущие идеи как бы “сшивают” узлы знаний (учебные темы) в единую систему.
Интегративно-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, т. е. в изучаемой теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно. Нужно пересмотреть материал таким образом, чтобы данное явление воспринималось учащимися целостно, комплексно, т. е. учесть взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющих рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии [10].
Часто на практике интегрированный урок сочетает в себе материал разных учебных дисциплин, где привлечение сведений из других предметов является только “фоном” для основного предмета. С нашей точки зрения, при интегрированном обучении учебные предметы должны быть самостоятельными и равноправными по содержанию, структуре и по количеству времени, отводимого на изучение данного объекта.
В. Н. Максимова одной из формы организации интегрированного обучения предлагает использовать “интегрированный” учебный день – проведение в одном классе в течение учебного дня нескольких предметных уроков, объединенных раскрытием общей комплексной проблемы. Последний урок такого дня систематизирует и обобщает конкретные данные, которые учащиеся узнают на предшествующих уроках. Задачи “интегрированного” учебного дня подчиняются задачам предметного обучения и общепредметным учебно-воспитательным целям [4].
Считаем, что при такой организации обучения “стираются” границы между учебными предметами, что способствует целостному восприятию изучаемого явления.
Нас заинтересовал вопрос о влиянии интегрированного обучения на формирование способности к речевому творчеству у младших школьников.
Речь ребенка является ключевым моментом в общем развитии. От уровня развития речи и мышления зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.
Развитие речи учащихся – одно из главных направлений работы в начальных классах. Изучению этого вопроса посвящены исследования Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Н. С. Рождественского, Т. Г. Рамзаевой, М. С. Соловейчик, Л. И. Тикуновой и других.
Под речевым творчеством мы понимаем создание высказываний в устной или письменной форме, соответствующих данной теме, подчиненные основной мысли, при помощи предложений, расположенных в определенной последовательности.
Творчество – естественное состояние ребенка в период дошкольного детства. Школа ставит его в определенные рамки заданности: можно творить лишь тогда, когда предложит учитель, лишь только в той форме, которая соответствует уроку (письмо, рисование, труд).
Важнейшим препятствием для творчества, таким образом, выступает ограничение “свободы полета” всякое внешнее принуждение: жесткие временные, пространственные и предметные рамки, невозможность свободного выбора собеседников и сотрудников и т. п. [9].
Преодолеть это возможно при помощи вертикального тематизма, разработанного И. В. Кошминой, где принцип объединения нескольких школьных предметов – диалог на заданную тему. Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая фраза, образно-словесный символ, лейтмотив проходит через несколько уроков и позволяет предметам вступить в диалог [3].
Итогом работы над темой должны стать общие, объединяющие творческие задания для детей: рисунок, сочинение, движение под музыку на данную тему, сценический этюд и т.д.
Апробируя данную методику на практике, мы получили результаты, которые позволяют судить об ее эффективности и о положительном влиянии интегрированного обучения на формирование способности к речевому творчеству у младших школьников.
Речь всегда сопровождает собой общение людей. На уроке, прежде чем преступить к подготовке конкретного речевого произношения, по рекомендации М. С. Соловейчик, необходимо позаботиться о создании определенной ситуации общения, о возникновении у детей потребности вступить в него [8].
Руководствуясь данным правилом, мы, прежде всего, начинаем с накопления чувственного опыта ребенка, который в последствии, при наличии определенной речевой ситуации, выливается в небольшую творческую работу – минисочинение по данной теме.
Общеобразовательная программа [6] позволяет объединить некоторые предметы в одну общую тему. Например: “Моя любимая игрушка” (2 кл., 1-4). Данная тема соединяет четыре учебных предмета: чтение, рисование, музыка, русский язык.
На уроке внеклассного чтения происходит знакомство с произведениями, которые посвящены игрушкам (А. Барто, В. Драгунский и др.). Проводится беседа о бережном отношении к ним.
К уроку рисования дети приносят свои любимые игрушки. Во вступительной беседе они рассказывают о них, почему считают их любимыми. После чего, руководствуясь методикой урока рисования, выполняется рисунок игрушки (предлагается оформить его в виде книжечки – сложенный пополам альбомный лист).
На уроке музыки используются песенные импровизации, придумывание мелодий к текстам стихотворений А. Барто “Игрушки”.
Завершающим уроком по данной теме является урок русского языка, где учащиеся пишут минисочинение “Моя любимая игрушка” и заканчивают оформление книжечки: вписывают рассказ на листок с изображением игрушки.
Обязательно проводится выставка работ. Они помещаются на стенд для того, чтобы дать возможность учащимся ознакомиться с работами своих одноклассников.
При таком построении обучения учитель не только формирует навыки правильного, выразительного чтения, грамотной речи учащихся, но и обогащает ее за счет интенсивной словарной работы и глубокого проникновения в лексическое значение слова, развивает чувство прекрасного, эстетический вкус, умение эмоционально воспринимать музыку, импровизировать, подбирать мелодии к стихотворениям, рисовать предметы с натуры, по представлению.
Такие уроки способствуют развитию творческого потенциала личности учащихся, интересы для них, а значит, надолго запоминаются [2].
Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которая пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении.
Примерные темы интегрированных уроков для 2 класса (1-4)
“Моя любимая игрушка”
1. Чтение – знакомство с произведениями, которые посвящены игрушкам.
2. Музыка – песенные импровизации, придумывание мелодий к текстам стихотворений А. Барто “Игрушки”.
3. Изобразительное искусство – рисование по представлению любимой игрушки.
4. Русский язык – сочинение “Моя любимая игрушка”.
“Подарок Зимы”
1. Чтение – стихи и рассказы о первом снеге.
2. Музыка – “Танец снежинок” из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”
3. Трудовое обучение вырезание снежинок из салфеток
4. Изобразительное искусство – декоративное рисование “Вологодская снежинка”.
5. Русский язык – сочинение о снежинке. Оформляется на ватмане в виде классной газеты.
“Новогоднее чудо”
1. Чтение – стихотворения о новогоднем празднике, елочке.
2. Музыка – М. Красев “Елочка”, Т. Потапенко “Елочная песенка” и др.
3. Трудовое обучение – “В лесу родилась елочка” - лепка из пластилина.
4. Изобразительное искусство – рисование елочных украшений с натуры.
5. Русский язык – сочинение “Новогоднее чудо”.
Тема заканчивается новогодним утренником.
“Зимушка-Зима”
1. Чтение – стихи русских поэтов о зиме.
2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года”.
3. Трудовое обучение – “Снеговик” аппликация.
4. Изобразительное искусство – рисование на тему “Наши зимние забавы” и конкурс рисунков “Зимние узоры”.
5. Окружающий мир – экскурсия “В гости к зиме”.
6. Русский язык – сочинение “Зимушка-Зима”.
“Моя мамочка”
1. Чтение – стихи о маме.
2. Музыка – В. Иванников “Самая хорошая”.
3. Трудовое обучение – подарок для мамы.
4. Изобразительное искусство – мамин портрет.
5. Русский язык – сочинение “Моя мамочка”.
Тема заканчивается утренником “Мамин праздник”.
“Космическое путешествие”
1. Чтение – рассказы и стихи о космосе.
2. Трудовое обучение – изготовление объемной игрушки – ракеты.
3. Изобразительное искусство – рисование космического коробля.
4. Внеклассное занятие – “12 апреля – День космонавтики”.
5. Русский язык – сочинение “Ты да я, да мы с тобой” (путешествие на Марс).
“Весна-красна”
1. Чтение –знакомство с произведениями о весне.
2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года” и др.
3. Трудовое обучение – изготовление кораблика в технике оригами.
4. Изобразительное искусство – веточка вербы.
5. Русский язык – сочинение “Весна-красна”.
Таким образом, интегрированное обучение приобретает особую значимость. Оно способствует глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной устной и письменной речи, способствует гармоничному развитию личности. Нужно совсем немного: творчески подойти к изучаемому материалу. При этом каждый учитель сохраняет свою индивидуальность, свои с годами наработанные программы и планы уроков.
Библиографический список
1. Закон РФ “Об образовании”. – М.: Аст. Астрель, 2001 – 76 с.
2. Ильенко Л. П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М.: Аркти, 2001 – 62 с.
3. Кошмина И. В. Межпредметные связи в начальной школе. – М.: Владос, 2001 – 144 с.
4. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987 – 159 с.
5. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000 – 400 с.
6. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4), в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2001.
7. Руднянская Е. И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. – Волгоград: Учитель, 2002 – 72 с.
8. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. /Под редакцией М. С. Соловейчик. - М., 1993.
9. Турчанинова Ю. Свобода учиться и учить //Директор школы – 1997 – № 1 – с 38-47.
10. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Л., 1983.