Использование метода проекта в учебной деятельности

Разделы: География


Огромную роль в развитии школьников играет проектное обучение, которое носит преимущественно исследовательский характер.

Проект «Экскурсия в мир камней»

Паспорт проекта

  • Данный проект адресован учащимся 5 класса в курсе природоведение при изучении темы «Земля». (Урок: горные породы, минералы, полезные ископаемые.)

Цель данного проекта:  усвоение программного материала по теме «Земля» через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности.

Последовательность действий учителя и учащихся.

I этап. Подготовительный

Цель

  • Пробуждение интереса учащихся к данной проблеме и желания включиться в работу над проектом.

Вступительное слово учителя

Земная кора состоит из горных пород. Они очень разнообразны по своему цвету, блеску, температуре плавления и многим другим свойствам. Различают три генетических класса горных пород: осадочные, возникшие при разрушении и переотложении продуктов этого разрушения; магматические, образовавшиеся в результате затвердения магмы в толще земной коры или на поверхности; метаморфические, получившиеся при изменении других горных пород (первично-осадочных и магматических) в глубинах земной коры под действием тепла и давления.

Демонстрация коллекции горных пород

Определите, какой из трёх генетических групп принадлежат эти горные породы.

II этап. Концептуализация. Программирование.

Цель

  • Построение ориентировочной схемы действий. Обсуждение вариантов решения, составления маршрута получения результатов, способов и средств деятельности.

Дискуссия

У нас нет сейчас возможности абсолютно правильно определить генетическую группу, к которой принадлежит каждый из этих экземпляров горных пород. Каждая группа имеет свои определённые характеристики: результат образования, цвет, блеск, температура плавления.

Поэтому я предлагаю объединиться в творческие группы и распределить предметы исследования – образцы горных пород.

III этап. Планирование

Цель

  • Продумывание плана деятельности, распределение заданий в работе.

1 группа – Описать свойства базальта по готовому плану.

2 группа – Описать свойства гранита по готовому плану.

3 группа - Описать свойства мрамора по готовому плану.

4 группа - Описать свойства известняка по готовому плану.

5 группа - Описать свойства слюдяного сланца по готовому плану.

6 группа - Описать свойства полосатого гнейса по готовому плану.

7 группа - Описать свойства мела по готовому плану.

8 группа - Описать свойства песчаника по готовому плану.

IV этап. Практический

Цель

  • Получение продукта результата.

Самостоятельная работа учащихся.

V этап. Аналитический

Цель

  • Сбор и обработка данных, сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы.

Консультация с учителем-предметником.

VI этап. Контрольно-коррекционный

Цель

  • Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок.

Консультация с учителем-предметником.

VII этап. Заключительный

Цель

  • Защита проекта «Экскурсия в мир камней»

Творческие группы представляют описание экспонатов. Остальные учащиеся класса фиксируют необходимые результаты в следующую таблицу:

Название горной породы Результат образования Цвет Блеск Температура плавления Генетическая группа
           

После заполнения таблицы учащиеся делают выводы о принадлежности данных образцов горных пород к определённым генетическим группам.