Огромную роль в развитии школьников играет проектное обучение, которое носит преимущественно исследовательский характер.
Проект «Экскурсия в мир камней»
Паспорт проекта
- Данный проект адресован учащимся 5 класса в курсе природоведение при изучении темы «Земля». (Урок: горные породы, минералы, полезные ископаемые.)
Цель данного проекта: усвоение программного материала по теме «Земля» через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности.
Последовательность действий учителя и учащихся.
I этап. Подготовительный
Цель
- Пробуждение интереса учащихся к данной проблеме и желания включиться в работу над проектом.
Вступительное слово учителя
Земная кора состоит из горных пород. Они очень разнообразны по своему цвету, блеску, температуре плавления и многим другим свойствам. Различают три генетических класса горных пород: осадочные, возникшие при разрушении и переотложении продуктов этого разрушения; магматические, образовавшиеся в результате затвердения магмы в толще земной коры или на поверхности; метаморфические, получившиеся при изменении других горных пород (первично-осадочных и магматических) в глубинах земной коры под действием тепла и давления.
Демонстрация коллекции горных пород
Определите, какой из трёх генетических групп принадлежат эти горные породы.
II этап. Концептуализация. Программирование.
Цель
- Построение ориентировочной схемы действий. Обсуждение вариантов решения, составления маршрута получения результатов, способов и средств деятельности.
Дискуссия
У нас нет сейчас возможности абсолютно правильно определить генетическую группу, к которой принадлежит каждый из этих экземпляров горных пород. Каждая группа имеет свои определённые характеристики: результат образования, цвет, блеск, температура плавления.
Поэтому я предлагаю объединиться в творческие группы и распределить предметы исследования – образцы горных пород.
III этап. Планирование
Цель
- Продумывание плана деятельности, распределение заданий в работе.
1 группа – Описать свойства базальта по готовому плану.
2 группа – Описать свойства гранита по готовому плану.
3 группа - Описать свойства мрамора по готовому плану.
4 группа - Описать свойства известняка по готовому плану.
5 группа - Описать свойства слюдяного сланца по готовому плану.
6 группа - Описать свойства полосатого гнейса по готовому плану.
7 группа - Описать свойства мела по готовому плану.
8 группа - Описать свойства песчаника по готовому плану.
IV этап. Практический
Цель
- Получение продукта результата.
Самостоятельная работа учащихся.
V этап. Аналитический
Цель
- Сбор и обработка данных, сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы.
Консультация с учителем-предметником.
VI этап. Контрольно-коррекционный
Цель
- Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок.
Консультация с учителем-предметником.
VII этап. Заключительный
Цель
- Защита проекта «Экскурсия в мир камней»
Творческие группы представляют описание экспонатов. Остальные учащиеся класса фиксируют необходимые результаты в следующую таблицу:
Название горной породы | Результат образования | Цвет | Блеск | Температура плавления | Генетическая группа |
После заполнения таблицы учащиеся делают выводы о принадлежности данных образцов горных пород к определённым генетическим группам.