Марий Эл - край рек и озер

Разделы: География


Цель урока:

1. Закрепление знаний о водах суши;
2. Продолжить формирования навыков работы с контурными картами;
3. Воспитание экологической культуры учащихся на примере родного края.

Оборудование:

физические карты России и Марий Эл,
стенд с кроссвордом,
бутылка Кленовогорской минеральной воды,
контурные карты по Республике Марий Эл.

ХОД УРОКА

  1. Введение в игровую ситуацию:
  2. 1.Сообщение учителя о теме урока и главной цели: “Познакомиться с реками и озерами Марийского края и нанести крупнейшие реки на контурную карту. Данный урок несколько необычен, это не просто урок, а урок аукцион. Слово “аукцион” произошло от греческого – “ауктио” – продажа товара с публичного торга, при котором товар, предварительно выставляют для осмотра. У нас сегодня товар остается в тайне до конца урока. Для того, чтобы приобрести этот товар вы должны показать свои знания. Ваши знания будут оцениваться жетонами разной стоимости – 3 евро, 2 евро, 1 евро в зависимости от правильного ответа и стоимости вопроса. Мой помощник будет раздавать вам жетоны в течение урока. В конце урока у вас накопится капитал – определенная сумма и вы можете приобрести данный товар на свои деньги.

  3. Проведение аукциона и выполнение работы на контурной карте.

1) Первая часть аукциона – разгадывание кроссворда. Но сначала несколько вопросов:

  • Какие воды суши есть на территории нашей республики? (Реки, озера, болота, подземные воды);
  • Как вы думаете, реки нашей республики относятся к бассейну, какой реки? (Волга).

2) Теперь переходим к кроссворду и одновременно работаем на контурной карте

Рисунок 1

  1. Река, приток Волги уступает по величине только Каме и Оке (Ветлуга);
  2. Течет на северо-востоке республики с очень бурным течением весной. Самый большой уклон (Немда);
  3. Течет на западе республики по берегам много болотной руды? (Рутка);
  4. Река не замерзает зимой, течет по Кленовой горе (Илеть);
  5. Самый большой приток реки Илеть (Юшут);
  6. Самая длинная и многоводная река Европы (Волга);
  7. Протекает в районе, где самые холодные ремы (Лаж).

Теперь давайте найдем реку, на которой находится столица нашей республики г. Йошкар-Ола (М.Кокшага), а река Б. Кокшага по длине больше Малой на 50 км.

3) Сделаем выводы:

Все реки республики имеют преимущественно снеговое питание с весенним половодьем и все они относятся к бассейну реки Волга. Падение рек небольшое.

3.1 Красивы реки нашего края, но озера Марийские еще краше. Большинство из них расположены в живописных местах и имеет научное и оздоровительное значение.

Давайте вспомним!

  • На какие группы делятся озерные котловины по происхождению? (Ледниковые, тектонические, запрудные, карстовые или провальные, озера старицы, вулканические, остаточные);
  • Какие озера по происхождению котловин можно встретить у нас? (Карстовые, озера старицы).

3.2.Самые глубокие озера нашего края – карстовые или провальные. Их больше всего на Марийско-Вятском Увале, который сложен известняковыми горными породами. Эти озера образовались в следствии карстовых процессов. Что это за процессы? (Разрушение горных пород подземными водами). Самое глубокое озеро республики – Табашинское или Зрив – 56 м его глубина (показ по карте. Оршанский район), а самое большое по площади наш Яльчик – 150 га, 1,81 кв. м.

3.3. Озера пойменные или озера старицы расположены в долинах рек. Самое крупное озеро-старица – Мангач, в долине реки Сура.

  • Почему озера называются старицы? (Старые русла рек).

3.4. И наконец, на Марийской низменности много неглубоких по площади междонных озер – они занимают котловины между холмами этой низменноcти – одно из самых больших таких озер Сорочья – восток Марийской низменности.

3.5. Около 30 озер Марийского края признаны памятниками природы и определены меры по их охране. Вы заметили, как строго стало с проездом на озеро Яльчик и к озеру Глухое? А причина в том, что озеро Глухое – по праву считавшейся одним из самых красивых озер республики, обмелело за последние 10 лет на 3 метра. Ученые выяснили причину – уплотнение грунта из-за большого количества туристов – уменьшилось количество грунтовых вод – меньше стало воды и в озере.

3.6. В водности рек и озер большую роль играют болота их у нас очень много, особенно в западной части, на Марийской низменности. Но за последние 50 лет из-за вырубки лесов и разработок торфяников количество болот резко сократилось, а значит уменьшилась водность рек и озер. Пример реки Немда, даже 10 лет назад не говоря о 20 годах, эта была самая стремительная река в нашем крае. Сейчас скорость течения упало в 2 раза – причина осушение болот в этом районе.

4) Вода, как и лес, национальное богатство нашего края марийского. И не случайно знания о воде у народа мари отражены в загадках и поговорках:

Учащиеся приводят примеры таких загадок и поговорок.

  • Течет, течет не вытечет (река);
  • Раздевается – ревет, одевается – трещит
  • Вода близка, да гора склизка
  • Вода все кроет, а берег роет
  • Еду, еду – следу нету, режу, режу – крови нету, рублю, рублю – щепок нету (вода), и другие.

Отгадывание учащихся оценивается жетонами.

5) Вывод учителя: “Марийский край – край рек и озер не случайны эти слова. И думаю на уроке вы в этом убедились. А количество народных поговорок и загадок, их глубокий смысл, говорит о большой роли воды в жизни человека. Нам осталось только выяснить, сколько же рек и речушек протекает по республике, сколько озер в нашем крае?” (476 рек, больше 5 км длиной; 200 озер).

Учащиеся называют цифры и получают жетоны за правильные ответы.

III. Подведение итогов.

1. Учитель продолжает урок и ставит перед учащимися следующий вопрос:

  • Какая вода в республике самая дорогая, ценная?

После рассуждений учащихся приходят к ответу “Кленовогорская минеральная вода”.

  • Итак товар на лицо? Начинаем аукцион.

Первоначальная цена - … !

Кто больше?

Когда торг закончен, ученик который заработал больше всех евро, получает бутылку воды и оценку “5”, остальные обменивают свои “евро” на другие оценки (“4” и “5”, по желанию “3”) в зависимости от набранной суммы.

IV. Домашнее задание.

  1. Оформить контурную карту.
  2. Прочитать статью в учебнике по Марий Эл “Охрана природы”. Стр. _____