Урок разработан для учащихся 3–го класса по программе 1–4 по теме: "Зубы и уход за ними".
Оборудование:
- 6 правил по уходу за зубами;
- 2 формулы (микробы+сахар=кислота, кислота
полость
кариес; - макет зуба;
- плакат 2–х городов (город Ослепительной улыбки и город Ужасов);
- изображение Джуно;
- изображение Эрфа;
- три зубные щетки с разными щетинками;
- макет челюсти;
- "семейное обязательство" (для каждого ребенка);
- личный блокнот учащегося "Кто я такой" (у каждого ребенка);
- магнитофон;
- аудио – кассета с фонограммами песен "Улыбка", "Зубы", "Знай свое тело";
- морковь (у каждого ребенка);
- фотография личная у каждого ребенка;
- таблица "Чистим зубы" у каждого ребенка;
- зеркало (у каждого ребенка);
- зубная щетка в футляре (у каждого ребенка);
- салфетка (у каждого ребенка);
- ручка.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
III. ХОД УРОКА
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
На столах лежит морковь. Возьмите и откусите кусочек. Вкусно? |
Да |
Когда вы откусывали морковку, легко ли было? |
Да, нет |
Сегодня на уроке мы вместе разберемся, почему ваши ответы были разными. А сейчас отгадайте, пожалуйста, загадку:
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю!
(Зубы)
Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о зубах. А отправимся мы в город Ослепительной улыбки, в гости к Джуно (открывается доска, на плакате нарисован веселый зубик и над ним надпись: город Ослепительной улыбки). Ребята, посмотрите в каком прекрасном, красивом, веселом городе живет Джуно (открывается вторая половина доски, на ней изображен грустный зубик в окружении беззубых людей со страшными улыбками, между этими городами плакат с закрытыми правилами и 2 формулы). В каком грустном городе живет у нас Эрф в окружении этих ужасных людей.
| Как вы думаете, ребята, почему Эрф живет в этом городе? | Он не чистит зубы и так далее |
Давайте возьмем с собой Эрфа в наше путешествие. Но нам необходимо вспомнить правила и научить Эрфа этим правилам, которые помогут нам сохранить зубы здоровыми и красивыми. В путь! А для начала путешествия мы должны вспомнить строение зуба.
IV. РАБОТА В ТЕТРАДЯХ
Возьмите в руки ручки, откройте стр. 11 вашей книги и давайте ответим на вопрос (ребенок читает предложение, называет пропущенное слово, если он называет слово правильно, то дети хлопают в ладоши, а учитель на модели зуба показывает).
- Белая часть зуба называется – коронка.
- Остальная часть зуба спрятана в десне
- Корень – прочно удерживает и защищает зуб.
- Эмаль – очень твердая и защищает зуб.
- В пульпе находятся кровеносные сосуды и нервы.
Мы вместе с вами вспомнили строение зуба. Эрф теперь тоже будет знать. Приятно видеть людей со здоровыми, красивыми зубами, но все – таки зубы иногда разрушаются.
| Ребята, а что же разрушает зубы? | Разные ответы детей |
| Отчего образуется кислота? | Если много и часто будешь употреблять сладкую пищу, которая в союзе с микробами образует кислоту. |
На доске вывешивается формула:
Микробы + Сахар = Кислота
V. ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ.
Из всего этого мы сформулируем 1 правило:
СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛАДКОЙ ПИЩИ.
| Какие продукты относятся к сладкой пище? | Сахар, конфеты, печенья |
| А Эрф питается правильно? | Нет. Он питается не здоровой пищей |
Ребята, нам нужно помочь Эрфу заполнить пропуски в предложениях, чтобы он не допустил ошибок. Откройте стр 12 и найдите предложения (выполняется аналогичная работа см стр. 4).
1. Когда кислота разрушает эмаль зуба, начинается кариес.
2. Вскоре возникает отверстие, или появление полости.
3. Кариес распространяется.
| Что такое кариес? | Кариес – это процесс разрушения твердых тканей зуба, приводящих к появлению полости. |
На доске появляется формула:
![]()
| Чтобы избежать кариеса, что нужно делать? | Чистить зубы |
| Сколько раз в день? | 2 раза в день |
Открывается второе правило:
ЧИСТИТЬ ЗУБЫ 2 РАЗА В ДЕНЬ
Вам раздали таблички, чтобы вы отмечали в них, сколько раз в день вы чистите зубы. Поднимите таблички, все ли у вас получилось?
| Трудно ли вам, ребята, было чистить зубы 2 раза в день? Почему нужно чистить зубы 2 раза в день? | Стихотворение рассказывает ребенок Мы
чистим, чистим зубы (Звучит музыка "Зубы, зубы", и дети стоя исполняют песню) |
| А чем же мы пользуемся, когда чистим зубы? У меня в руках 3 зубные щетки, скажите какой зубной щеткой нужно пользоваться? (Старая щетка, с ровной поверхностью, неровной щетиной). | Зубной щеткой. Дети выбирают щетку с ровной поверхностью |
| Какой зубной щеткой нужно пользоваться: с искусственной щетиной или натуральной. | Искусственной |
Вот и третье правило:
ЧИСТИТЬ ЗУБЫ ЩЕТКОЙ С ИСКУССТВЕННОЙ ЩЕТИНОЙ
| Какие преимущества у щетки с искусственной щетиной? | В такой щетке меньше заводится микробов. |
| Какие вы знаете правила хранения щетки? | Хранить щетки на открытом воздухе щетиной
вверх, предварительно намылив (не заводятся
микробы). Менять щетку 4 раза в год (лучше чистятся зубы). Никогда не использовать свою зубную щетку для каких – либо других целей, помимо чистки зубов. Никогда не позволять кому–нибудь другому пользоваться своей зубной щеткой. |
| Существуют ли правила чистки зубов? | Да. |
Следующее правило будет звучать так: (Эрф вместе с нами путешествует по правилам).
СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ТЕХНИКУ ЧИСТКИ ЗУБОВ
Вспомним, есть ли мудрые слова о зубах?
Зубы говорят друг другу:
Чисти чаще нас по кругу
(один ребенок проговаривает вслух, затем хором).
Кто покажет и расскажет, как правильно чистить зубы?
(Выходит ребенок к доске, берет игрушечногоy бегемотика и рассказывает основные правила, а дети встают, берут в руки щетку, зеркало и повторяют).
– С открытым ртом чистим передние зубы, сначала верхние передние движением сверху вниз, затем нижние – движением снизу–вверх (с внешней и внутренней стороны);
– аналогично чистим коренные зубы. Движением вперед назад, только когда чистишь коренные сверху.
Все научились правильно чистить зубы?
Можете ли вы кого–нибудь научить правильно чистить зубы?
| Чтобы зубы сохранили свое здоровье, как мы еще им можем помочь? | Из ответов детей открывается 5 правило |
УПОТРЕБЛЯТЬ ФРУКТЫ И ОВОЩИ |
|
| Подготовленный ребенок рассказывает стихотворение о вкусной и здоровой пище. | Часто кушать, как попало Вам, ребята, не пристало Если сам себе не враг, Перекусывай вот так: Молоко, орехи, сыр, Овощи, поп–корн, кефир Вам тогда не повредит Кариес – зубной бандит. |
| Какие фрукты и овощи особенно полезны для зубов? | Бананы, яблоки, морковь |
| Почему же морковь полезна для зубов? | Она твердая и в ней много витаминов |
Значит, мы с вами должны употреблять в пищу морковь, для профилактики зубов мы с вами должны посещать зубного доктора.
Cейчас вам передадут семейные обязательства, которые вы отдадите родителям. Родители ознакомятся, а вы на следующее занятие принесете.
И наше 6 заключительное правило:
ПОСЕЩАЙТЕ СТОМАТОЛОГА 2 РАЗА В ГОД
Подготовленный ребенок рассказывает стихотворение:
Как поел, почисти зубки!
Делай так два раза в сутки
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты,
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идет
В год два раза на прием
И тогда улыбки свет
Сохраним на много лет!
А я вам тоже приготовила небольшой отрывок. Назовите автора и название произведения:
А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит.
Ах, у ее малюток,
У бедных акулят,
Уже 12 суток
Зубки болят!К.Чуковский "Айболит"
Да, правильно.
После осмотра доктора Айболита даже акула стала веселой
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто ее щекочет.
Вывод:
Вот эти 6 правил, которые помогут сохранить зубы здоровыми и красивыми.
Каждый человек должен следить за своими зубами и тогда он будет здоров.
Он всегда будет жить в городе "Ослепительной улыбки". Нельзя забывать, что зубы – это зеркало организма и отношения к своему здоровью.
Мы все прибыли в этот волшебный город. Я думаю не только наш Эрф исправился, но и некоторые ребята тоже задумались.
А сейчас я вам предлагаю подарить этому городу свои замечательные улыбки.
Дети выходят со своими фотографиями и кладут их в карманчики, которые наклеены на плакате "Ослепительная улыбка".
VI. ИТОГ УРОКА
| Вам нравится этот город? | Да |
| Что вам больше всего запомнилось во время путешествия? | Новые знания |
| Что нового вы узнали из этого путешествия? | Как беречь зубы |
| Чтобы не болели зубы, что нам нужно делать? Чем же мы сегодня занимались на уроке? Чтобы настроение у нас оставалось хорошим мы с вами споем песню "Улыбка" | Ответы детей |
Дети встают вкруг и поют песню.
Урок закончен. Спасибо.