Цели:
Познакомить учащихся с новым понятием - импрессионизм, отличие импрессионизма от традиционного искусства, как это новое направление в художественно-изобразительном искусстве воплощается в музыке.
Создать условия для формирования мыслительных операций: сравнить выделения главного, обобщать, доказывать, учить точности и тонкости различия цвета, научить различать звуки, вслушиваться в музыку.
Создать условия для развития коммуникативных умений в ходе урока через работу в группах.
Задачи:
Развивать самостоятельность в получении нового знания.
Прививать навыки сотрудничества в практической деятельности.
Способствовать формированию чувства долга и ответственности, коллективизма не в ущерб индивидуальности.
Воспитывать чувство прекрасного через работу с красками, репродукциями картин художников разных направлений.
Оборудование урока:
Для учителя:
Репродукции картин импрессионистов и традиционных мастеров, таблички со словами, пластинка, открытки, портрет композитора, видеокассета.
Для учащихся:
Цветная бумага, клей, ватман, акварельные краски, кисти.
Реализация:
Активизация умственной деятельности учащихся через групповую работу.
Тип урока: Освоение новых знаний.
Основной метод: Проблемно-поисковый.
Музыкальный ряд: К.Дебюссси “Лунный свет”, Ж.Брель “Вальс”.
Изобразительный ряд:
1. Винсент Ван Гог “Лодки Сен-Мари”. |
1. И.Крамской “Лунная ночь”. |
2. Винсент Ван Гог “Портрет доктора Гаше” |
2. К.Брюллов “Всадница” |
3. Винсент Ван Гог ”Терраса, кафе ночью”. |
3. З.Серебрякова “За туалетом”. |
4. Винсент Ван Гог “Хижины”. |
4. В.Васнецов “Иван царевич на Сером Волке”. |
5. Ярослав Грус “Домик у пруда”. |
5. И.Шишкин “Утро в сосновом лесу”. |
6. Эдуард Мане “Вокзал Сен Лазар”. |
Ход урока: Звучит музыка Ж.Бреля (3 мин.)
У.: Музыка какой страны прозвучала? Почему так думаете? Чем славится Франция? Что вы знаете об этой стране? (2 мин.)
У.: - Сегодня мы совершим путешествие в Париж 1874 г.
В 1874 г. в Париже произошло событие, которое надолго заставило говорить о себе. В этом году на независимой выставке молодых художников были выставлены необычные картины. Одна из них - работа Э.Мане “Впечатление восходящего солнца” (impression - впечатление). Критик Леруа иронически повторил это слово по отношению к участникам выставки: Эдгар Дега, Поль Гоген, Эдуард Мане (на доске вывешиваются таблички с фамилиями художников).
Отсюда и пошло это название, сначала как бранная кличка, а затем определение целого течения (на доске вывешивается слово “импрессионизм”).
Более полувека художников преследовали, не давая им выставиться и не покупая их работы.
Чем же они так раздразнили публику и критику? Чем их работы отличались от работ других художников?
(Учитель обращает внимание ребят на доску, где представлены две группы картин).
У.: - Есть различия в написании картин? Чем они отличаются? Что особенного в них? Что можно сказать о цвете?
Ученики высказывают свое мнение по поводу увиденного, сравнивают картины по манере письма.
У.: Публика была шокирована. Чем? Подбор красок, расплывчатость, набор мазков аля-прима, т.е. пишу быстро, мгновенное впечатление.
- Могли запретить? (Да).
- Что было бы?
- Но не запретили. Почему? (Выслушать предложения детей).
У.: - Франция - цивилизованное государство. Еще в 1789 г. там была революция, провозгласившая лозунг: “Свобода! Равенство! Братство!” Человек - гражданин в этой стране, не “пустой” звук, там уважают личность человека.
- А как же в России того времени? Только-только отменили крепостное право (1861 г.), но до сих пор к простым людям отношение было пренебрежительное. Даже судили за провинности разные суды - для богатых и бедных. Их называли - сословные суды. И новое, непривычное искусство запрещали. А во Франции на первом месте - человек, его чувства. Художники вышли из мастерской на воздух - пленэрная живопись (табличку на доску), научились писать на природе, на улице и утверждали, что художник воспринимает все окружающее так, как он видит. Они создали новую технику письма для более достоверной передачи мира (аля-прима-пишу быстро).
Импрессионизм - это живопись впечатлений, моментов. Из пленэра художники почти всегда исключали черную краску и темные стороны жизни. Мир, как и живопись, был реальный, он оставался светлым праздником. Для воссоздания мира во всей его изменчивости и движении они отходят от привычных представлений о свете и технике живописи. (Учитель включает видеокассету об импрессионистах “Импрессионисты в русских музеях”, фрагмент 3 мин.)
У.: -”Вы, может быть, не любите эту живопись, но вы ее полюбите” - так очертил путь импрессионизма сам Э.Мане еще в 1877 г.
- Это направление в живописи перешло и в музыку. Один из ярких представителей этого направления - французский композитор Клод Дебюсси.
- К.Дебюсси (портрет и табличка с фамилией на доску) 1862 - 1918 г.г. - композитор, дирижер, пианист, музыкальный критик. Окончил Парижскую консерваторию в 1884 г. Как домашний пианист русской меценатки Н.Ф.Фон-Мекк сопровождал ее в путешествиях по Европе. В 1881 и 1882 годах посетил Россию. Выступал как дирижер (в 1913 г. в Москве и Петербурге) и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений, а также как музыкальный критик с 1901 года.
Звучит произведение К.Дебюсси “Лунный свет” (фортепианный вариант) 4 мин.
Учитель просит ребят поделиться своими впечатлениями.
- Каков характер музыки? Какие интонации услышали?
У.: - Какая из представленных картин по наблюдению близка этому произведению? Почему?
О своем творчестве К.Дебюсси сказал: “Я следую моему удовольствию”.
- Слушаем еще раз музыку К.Дебюсси в хоровом звучании. (Можно попросить детей закрыть глаза для более сосредоточенного восприятия) 4 мин.
Учитель еще раз обсуждает с учащимися взаимосвязь музыкальных особенностей с изобразительностью (“из ниоткуда в никуда”).
- Плавный переход цвета, расплывчатость, жизненное содержание, избегают мрачных оттенков (о картинах).
- Музыка содержательная, нежная, лиричная и т.д. переходим к практической части:
1 группа: из предложенных открыток, где вперемежку репродукции импрессионистов и традиционных художников, отобрать работы импрессионистов.
2 группа: из полосок цветной бумаги выложить цветную гамму в стиле импрессионистов. Можно специально вложить черный цвет. Дети должны догадаться и не использовать его в работе.
3 группа: акварельными красками выполняют рисунок в стиле импрессионистов (раскрасить дерево).
4 группа: из цветной бумаги в стиле аппликаций выполняют дерево в импрессионистической манере.
Представители группы защищают свои работы.
Итог урока.
У.: Перечислите, с какими новыми понятиями вы познакомились?
- Назовите, с творчеством какого композитора встретились на уроке?
- Назовите “ключевые слова”.
Рефлексия
- Чему учились на уроке?
- Что вы узнали об особенностях письма импрессионистов?
- Где можно применить эти знания?
- Встретили ли затруднения на уроке?
- Что понравилось?