Цель: Познакомить учащихся с разнообразием небесных тел, их расположением в космосе и взаимодействием; учить ориентироваться в пространстве; довести до сознания учащихся неразрывную связь человека и космоса; закрепить знания главных и промежуточных географических направлений.
Оборудование: таблицы:“ Планеты солнечной системы”, "Звёздное небо”, индивидуальные карточки для проведения самостоятельной работы, учебник “Мы окружающий мир”, звёздочки (для выставления оценок).
Ход урока:
I.Организационно-психологический момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, формирование положительного настроя.
II. Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний учащихся по вопросам:
– С какими главными географическими направлениями вы познакомились?
– Что означают их названия?
– Как образуются промежуточные географические направления?
– Как на карте располагаются север, юг, восток и запад? Покажите.
III. Подготовительная работа к изучению нового материала.
а). Игра “Лишнее слово”
– Что не подходит к ряду названий:
Венера, Марс, Земля, Луна, Юпитер, Нептун?
Сообщение ученика: Луна небесное тело, естественный спутник Земли, она вращается вокруг нашей планеты, делая один оборот за 29 с половиной суток. Вместе с землёй луна движется по орбите вокруг солнца и всегда обращена к нам одной своей стороной. Луна хорошо видна невооружённым глазом, но светит она, как и планеты, отраженным солнечным светом. Кроме луны- остальные названия - это планеты. Всего в солнечной системе 9 планет. Планеты cветят отражённым светом, но находятся далеко от Земли, их легко принять за звёзды, но планеты в отличие от звёзд в течение ночи перемещаются по небу.
б) Работа с таблицей “ Планеты солнечной системы” на 48 странице учебника.
Посмотрите на таблицу, назовите 9 планет Солнечной системы.
– Запишите в тетрадь названия планет: Меркурий, Венера, Марс, Земля, Юпитер, Нептун, Плутон, Уран, Сатурн.
в) Работа с учебником. Стр. 51.
– Прочитайте задание, определите, всё ли правильно нарисовал художник? Что заметили?
Все небесные светила гораздо дальше луны и, следовательно, должны ею заслоняться - их можно видеть только за краем неосвещённой части луны.
IV. Изучение нового материала.
– Теперь мы знаем стороны Света и умеем найти
нужное направление днём.
– А как же ориентироваться ночью?
– Закройте глаза и представьте: ясная ночь, мы на
улице поднимаем голову вверх и что мы видим?
Можно увидеть множество сверкающих небесных тел. Среди них есть такие, которые перемещаются по небу: это естественный спутник Земли – Луна и другие планеты. А есть постоянно находящиеся примерно на одном участке неба звёзды. Одни светят ярко, другие слабо. И люди придумали, как использовать эти природные космические ориентиры.
– Людям, каких профессий это необходимо знать?
(Mорякам, путешественникам, космонавтам и др.)
– Кто занимается изучением звёзд и других
небесных тел?
– Какими качествами должен обладать астроном?
– С помощью какого прибора можно увидеть звезду
на небе?
V. Физминутка.
– Представьте, что мы находимся в обсерватории, здании, оборудованном для астрономических и метеорологических наблюдений.
– Прежде, чем астроному смотреть на звёзды, он открывает купол обсерватории (руки перед собой, раздвигаем)
Выдвигаем телескоп (поднимаем голову вверх)
Правой рукой – крутим (маховые движения)
Левой рукой – изображаем движение телескопа
Протираем тряпочкой объектив телескопа (шх-шх)
А там, в небе зажигаются звёзды – (чпок).
– Самой известной для вас звездой является Солнце. А вообще звезд – многие миллионы. Даже с помощью телескопа мы не сможем увидеть их все, а значит, не можем знать все звёзды. На небе можно увидеть рисунки. Звёзды располагаются группами. Люди мысленно соединили звёзды воображаемой линией и получились фигуры, напоминающие людей или животных - получился целый зоопарк.
– А как называются эти группы звёзд? (Cозвездие)
Работа по карточкам.
– У каждого ученика карточка с изображением
звёзд (рис.1). Соедините звёзды отрезками. Рисунок
какого созвездия получился? (Большой медведицы).
– Найдите эти созвездия на карте “ Звёздного
неба” (форзац учебника). Сравните эти созвездия.
– В чем сходство и различие созвездий?
– На что похожи созвездия по очертанию?
Загадка: Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?
Сообщение ученика: В Китае это созвездие называли кастрюля. В Средней Азии, где было много лошадей, называли – “ Конь на привязи”. Конечно, медведь и ковш совсем не похожи друг на друга. Но рядом есть и другие менее яркие звёзды. Все вместе они напоминают голову и ноги зверя, а ручка ковша – его длинный хвост, хотя у настоящего медведя хвост не длинный, а совсем коротенький. В созвездие Большой Медведицы вмещается 125 звёзд. Семь из них являются главным её украшением и среди этих семи одна звезда, которая будто застыла на одном месте.
– Что это за звезда? (Это Полярная звезда)
– Как же её найти на небе? (В созвездии Малой
Медведицы, на конце ручки ковша. В нем она – самая
яркая звезда.)
– “Звезда путешественников”. Что это значит?
Она указывает на север. Если бы мы были на северном полюсе, она была бы у нас над головой. Если стоять лицом к Полярной звезде, то это будет север, за спиной юг, слева запад, справа восток. Звезда, указывающая путь людям в тёмноте ночи. В старину люди называли Полярную звезду колом, а остальные звёзды малой медведицы – овцами, которые всё бродят на привязи вокруг кола
Работа по карточкам. Задание: перед вами два
рисунка – взаимное расположение созвездий
Большой и Малой медведиц. Посмотрите на рисунки и
определите, на каком рисунке правильно
расположена полярная звезда. (Рис 2 и 3)
– Найти Полярную звезду нетрудно. Представьте
себе на небе черту, проведенную через две крайние
звезды Большой Медведицы.
– А потом на этой черте отметьте пять отрезков, и
попадёте как раз на Полярную звезду.
(Проверить на карте звёздного неба)
– Так повелось у нас, что каждому родившемуся
человеку соответствует своё созвездие.
– А вы знаете, под каким созвездием родились?
Дети называют свои созвездия.
– Посчитайте, сколько записано на доске
созвездий?
– 12.
– Почему?
– 12 месяцев.
– Посмотрите на карту звездного неба, они
расположены по большому кругу небесной сферы, по
которому солнце совершает движение вокруг Земли.
Сам круг стал называться Зодиаком, от греческого
слова “зодиа” – животное. По расположению
созвездий люди узнавали, когда следует начинать
пахать, когда сеять, снимать урожай, когда
наступит сезон дождя или холода.
Игра для астрономов. На доске записаны слова: Солнце, Земля, Луна, Юпитер, Полярная, Марс, Андромеда, Венера, Вега, Плутон.
Задание: распределить по группам небесные тела: спутники, планеты, звёзды.
VI. Подведение итогов урока.
– Сегодня на уроке мы говорили о небесных телах
– Что интересного вы узнали на уроке?
– Сегодня вы все были астрономами, т.е. учёными,
которые занимаются изучением небесных тел, и
оценки вы получили в виде небесных тел –
звездочек.
VII. Домашнее задание.
– Дома вы ещё раз прочтете о небесных телах на 51 и 52 сраницах учебника и ответите на вопросы:
- Какую звезду можно увидеть днём?
- Куда днём исчезают другие звёзды?
Вечером вместе с родителями попробуйте найти Полярную звезду и определите главные географические направления.
Сочините сказку “ Почему Маленькая Медведица всегда находится рядом с Большой Медведицей.”
Спасибо за урок!