Система развивающих контролирующих заданий по истории Древнего мира

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи:

  1. Задания составлены с расчетом на углубление и закрепление знаний по курсу истории Древней Греции.
  2. Задания рассчитаны на расширение кругозора учащихся, развитие любознательности и интереса к истории.
  3. Формировать и фиксировать обществоведческие умения и навыки.
  4. Выполнение кроссвордов и магических квадратов - направлено на развитие внимания, воображения, и запоминания терминов (терминологический тренинг).

Признаки системы проверочных заданий:

  1. Полнота охвата содержания: экономические, политические, социальные отношения; идеология, культура, видные общественные деятели.
  2. Направленность на формирование умений и навыков, связанных с изучением истории; как самостоятельно, так и под руководством учителя (учитель может по необходимости усложнить или облегчить выполнение отдельных заданий).
  3. Задания (условно) разделены на четыре типа сложности:
  4. а) сравнительно простые;
    б) обязательные (программные);
    в) поисково-творческого типа;
    г) задания повышенной сложности помечены звездочкой (* ).

  5. Игровая форма в виде кроссвордов и магических квадратов, позволяет учителю понять, какими терминами владеет ученик.

Древняя Греция.

I часть. Географическое положение древней Греции.

Задание №1 (обязательное). Самостоятельно найдите на карте:

1) о. Крит,
2) о. Фера,
3) о. Лесбос*,
4) Спарту,
5) Аркадию*,
6) гору Олимп,
7) Афины,
8) Средиземное море,
9) Ионическое море,
10) Эгейское море,
11) г. Трою*,

Задание №2 (сравнительно простое). Выберите понятия, относящиеся к географическому положению Древней Греции:

    1. Балканский п-ов.
    2. Апенинский п-ов.
    3. Африка.
    4. Восточная Азия.
    5. Южная Европа.
    6. Альпийские горы*.
    7. п-ов. Пелопоннес.
    8. Фермопильский перешеек.
    9. Пустыни.
    10. Скалистые и обрывистые горы.

Ответ: 1, 5, 7, 8, 10.

Задание №3 (сложное* ). Определи города и природные условия в таблицу:

    1. Страна счастья “Аркадия”.
    2. Гора Олимп.
    3. г. Фивы.
    4. Плодородные земли Мессении.
    5. г. Дельфы.
    6. Скалистые Холмы (Акрополь).
    7. Воспитание идеальных воинов.
    8. п-ов. Пелопоннес.
    9. Иллирия*.

Южная Греция

1, 4, 7, 9.

Средняя Греция

3, 5, 6.

Северная Греция

2, 8, 10.

Задание №4 (поисково-творческого типа). Определи исторического деятеля:

Историк Плутарх в своем произведении ? ? ? ? ? ? считал его основателем и создателем афинского государства. Многие его подвиги похожи на подвиги Геракла (д/з какие подвиги совершил этот герой и почему он не достиг общенациональной славы как Геракл). (ответ: Тесей)

Задание №5 (сложное*) (лингвистический практикум) (д/з). Найти обозначение данных имен. Почему греки давали своим детям такие имена ?

Ксения. Ответ: гостеприимная. Андрей. Ответ: мужчина.

Зоя - жизнь; Алексей - защитник;

Николай - победитель; Евгений - благородный;

Василий - царственный; Антон - противник;

Лариса - ласточка; Никита - непобедимый;

Галина - морская волна; Ирина - мирная;

Дмитрий - посвящен богини Деметре.

II часть. Минойская эра.

Задание №1 (обязательное). Соотнеси подвиги данных героев:

1) Сын Зевса;
2) Сын Посейдона;
3) Победа над Минотавром;
4) Борьба с Антеем;
5) Ненависть Медеи;
6) Ненависть Геры;
7) Борьба с Критским быком;
8) Прокрустово ложе;
9) Служба у Авгея;
10) Сын царя Эгея;

Тесей

2, 3, 5, 8, 10.

Геракл

1, 4, 6, 7, 9.

Задание №2 (игровое). Магический квадрат. (+ - любая буква). Выбери понятие относящиеся к первому этапу истории Греции.

Задание №3 (обязательное). Выбери правильный ответ, связанный с легендой о Миносе.

    1. Зевс превратился в быка.
    2. Зевс муж Геры.
    3. Зевс – похищение Европы.
    4. Зевс приплыл на Родос.
    5. Зевс приплыл на Крит.
    6. Минос - царь Афин.
    7. Минос - царь Крита.
    8. Минос - законодатель Спарты.
    9. "минос" - подобие фараону*.
    10. Дедал построивший лабиринт.

Ответ: 1, 3, 5, 7, 9, 10.

Задание №4 (поисково-творческое). Текст. Определите, где находился данный дворец, с именами каких персонажей мифа он связан (используя слова для справок).

Это самый большой дворец на острове Крит. Он занимал площадь 20тыс.м?. Около 30тыс. человек могли жить на этой территории. Царский дворец расписывался яркими фресками и был украшен резьбой в форме бычьих рогов. Во дворце была совершенная система водоснабжения, где в роли подачи воды использовали глиняные трубы. Слова для справок: Дедал, Ариадна, Федра, Эгей, Ипполит, Минотавр, Геракл, Тесей, Икар, Прокруст.

III часть. Троянский цикл (сложные задания).

Задание №1. Соотнеси автора и его произведения.

Гомер“Аякс – биченосец”
Софокл“Энеда”
Еврипид“Илиада”
Вергилий“Андромаха”

Ответ: Гомер “Илиада”, Софокл “Аякс – биченосец”, Еврипид “Андромаха”, Вергилий “Энеда”.

Задание №2. В данный текст вствьавте пропущенные слова. Кто посвятил свою жизнь поискам Трои?

В конце XIX века ученый ………… отправился на поиски древней Трои. Он был уверен в точности греческого поэта ………… его цель стала – Троя. В ………… приступил к раскопкам на территории …………. Он раскопал руины города, который, по его мнению, был …………. Ученые не пришли к единому мнению, так как город перестраивался восемь раз, слой древней ………… сильно разрушен, или от землетрясений или от войн.

Слова для справок: греческий, Троя, Илиада, Гомер, немецкий, Шлиман, Турция.

Задание №3. Шифрограмма. Троянская война.

  1. Царь Спарты, сын Атрея.
  2. Дочь Леды и Зевса*.
  3. Царь Трои.
  4. Юноша – пастух, судивший спор о красоте.
  5. Хитроумный царь.
  6. Герой Трои.
  7. Родина (остров) царя Одиссея
  8. Плод ставший причиной войны
  9. Жена Гектора
  10. Дар греков троянцам.
  11. Герой греков.
  12. Богиня, выигравшая спор красоты
  13. Уязвимое место Ахиллеса
  14. 1

    М

    12

    9

    2

    Е

    Л

    Е

    Н5

    А

    А

    Н

    Ф

    6

    Н

    Е9

    Р

    Г13

    Д

    Л

    5

    О

    Д18

    И

    С1

    С

    Е

    Й17

    3 П

    Р

    И

    А

    М

    Д

    К

    О

    Й

    И11

    Т

    М8

    Т

    7

    10

    К

    О

    Н

    Ь7

    А

    4

    П16

    А

    Р

    И

    С

    Р3

    11 А

    Х14

    И

    Л

    Л12

    13

    Т2

    А4

    П

    А

    8

    Я

    Б6

    Л

    О10

    К19

    О

    Т15

    А

    К

    А

    Каждая число указанное рядом с буквой является расшифровкой шифрограммы

    Ответ: отрывок из Илиады Гомера “Страшную брань меж Троян и ахиян оставили боги.

    Свирепствовал бой или здесь, или там по долине.

    Воинств один на других устремляющих медные копья”.

    “1 2 3 4 Ш 5 У Ю 6 3 4 5 7 8 9 Ж 2 3 10 15 5 11 4 14 9 15 5 10 1 3 4 В 11 12 11 6 10 13 11 1 В 11 3 9 16 1 2 В 10 В 4 12 6 10 17, 11 12 11 3 18 9 17, 11 12 11 2 4 8 18 10 12 11 5 9 В 10 11 5 4 1 2 В 10 18 11 5 5 4 18 3 У 13 11 14 У 1 2 3 9 8 12 Ю Щ 11 14 8 9 18 5 Ы 9 19 10 16 7 15”

    IV часть. Религия древних Греков.

    Задание №1 (сложная). Исключи лишнее имя. Объясни свой выбор.

      1. Уран, Афина, Гея, Хаос.
      2. Хронос, Рея, Титаны, Гефест, Фурии, Афродита
      3. Гера, Зевс, Гестия, Арес, Аид, Деметра, Посейдон, Эрос.
      4. Афродита, Афина, Артемида, Елена, Геракл

    Ответ: 1) Афина (дочь Зевса), 2) Гефест (сын Зевса), 3) Эрос (сын Афродиты), 4) Елена (жена Минелая).

    Задание №2 (обязательное). Соотнести понятие с именем.

    1. Дельфин1. Дионис
    2. Павлин2. Афина
    3. Молния3. Гермес
    4. Сова4. Зевс
    5. Ястреб5. Аполлон
    6. Лавр6. Арес
    7. Жезл с виноградной лозой*7. Артемида
    8. Лань8. Афродита
    9. Роза и голуби9. Деметра
    10. Пшеничный колос10. Посейдон
    11. Крылатые сандали11. Гера

    Ответ: Дельфин - Посейдон, Павлин – Гера, Молния – Зевс, Сова – Афина, Ястреб – Арес, Лавр – Аполлон, Жезл с виноградной лозой* - Дионис, Лань – Артемида, Роза и голуби – Афродита, Пшеничный колос – Деметра, Крылатые сандалии – Гермес.

    Задание №3 (обязательное). Кроссворд.

      1. Главный храм в Афинах
      2. Место, где приносили жертвы богам
      3. Победа
      4. Материал, из которого построены храмы в Афинах
      5. Колонны вокруг храма*
      6. Принесение вина богам в качестве дара*
      7. Кого в Трои Аполлон наградил даром предвиденья

    2

    3

    1 П

    А

    Н

    Т

    Е

    Ф

    О

    Н

    5

    Л

    И

    П

    Т

    К

    Е

    А

    8

    4

    М

    Р

    А

    М

    О

    Р

    7 О

    Р

    А

    К

    У

    Л

    И

    Ь

    А

    С

    С

    Т

    А

    6

    Л

    И

    Б

    А

    Т

    И

    Й

    Н

    Л

    Д

    Ь

    Р

    А

    Задание №4 (поисково-творческого типа). Греки верили, что когда люди умирали, их души переселялись в загробный мир – подземное царство, которое называлось Аидом. Представьте и опишите, какой путь могли пройти умершие греки в царство мертвых?

    Ответ: вход через разломы или пещеры, сопровождал на земле Гермес до реки Стикс, где их ждал перевозчик Харон. За переправу души должны были платить деньги. После переправы их встречал Минос и др. которые вершили суд. Злые души попадали в тартар. Души праведных на Елисейские поля.

    Задание №4 (сложное*). Соотнеси понятие и его определение.

    1. Пафия. 1. Греческий “Рай”.
    2. Мойоры. 2. Куда ссылались души злых людей.
    3. Великие Мистерии. 3. Воды Забвения.
    4. Саркофаг. 4. Богини судьбы.
    5. Лекифы. 5. Жрица – предсказательница в Дельфах.
    6. Тартар. 6. Рубеж между царством мертвых и живых.
    7. Лета. 7. Праздник Афины.
    8. Елисейские поля. 8. Сосуд – дар, приносимый на кладбище.
    9. Стикс. 9. Каменный гроб (в Греции и Египте).
    10. Анфестерия. 10. Празднество в честь Диметры.

    Ответ: 1 – 5, 2 – 4, 3 – 10, 4 – 9, 5 – 8, 6 – 2, 7 – 3, 8 – 1, 9 – 6, 10 –7.

    V часть. Сельское хозяйство и ремесло в Греции.

    Задание №1 (простое). Выбери, каких животных выращивали греки.

      1. Коровы.
      2. Кошки.
      3. Индюки.
      4. Верблюды.
      5. Куры.
      6. Козы.
      7. Овцы.
      8. Ослы.
      9. Лошади.
      10. Свиньи.
      11. Мулы.
      12. Быки.

    Ответ:1, 3, 5, 7, 8, 10, 12.

    Задание №2 (сложное*). Последовательность с/х работ.

    1. Октябрь.1.Поле оставляли под пар.
    2. Апрель – май.2. Обмолачивали зерно.
    4. Конец мая.3. Вспахивали поле (плугом).
    5. С мая по октябрь.4. Отдых от посевных работ.
     5. Толкли зерно в ступе.
     6. Срезали колосья.
     7. Сбор винограда.
     8. Веяли зерно.
     9. Бросали семена в землю.
     10. Сбор оливок.

    Ответ: Октябрь – 3, 9; Апрель – Май – 6; Конец мая – 2, 5, 8; С мая по октябрь – 1, 4, 7, 10.

    Задание №3. Текст с ошибками.

    Рельеф и климат Греции благоприятствовал развитию сельского хозяйства. Здесь были плодородные почвы, а с гор текли многоводные реки. Земля обрабатывалась повсеместно. Такие области как Фессалия и Беотия имели плодородные почвы.

    С апреля по сентябрь выпадало много дождей, урожай, поэтому выращивали зимой, с октября по апрель.

    Задание №4. Занеси в таблицу.

    1. Изготовляли нужные вещи.6. Использовали труд рабов.
    2. Имели большие наделы земли.7. Имели свой скот.
    3. Нанимали работников.8. Имели лошадей.
    4. Имели отведенное поле.9. Лепешки и каша основная пища.
    5. Распоряжались пастбищами.10. Могли просить милостыню.

    Бедные (нищие) люди

    1, 4, 7, 9, 10.

    Богатые (знатные) люди

    2, 3, 5, 6, 7, 8.

    Задание №5. Ответь на вопросы.

    1. Платон писал “греки теснятся вокруг моря, словно лягушки вокруг болота”. Почему знаменитый философ сказал такие слова?
    2. Какой Вид транспорта предпочитали греки путешествуя?
    3. Где располагались центры античной цивилизации Афины, Сиракузы, Пергам, Александрии?
    4. Пользуясь картой, найдите более удобный маршрут путешествия по Греции?
    5. Какие известные сейчас города возникли как греческие колонии?*
    6. Эллада издавна не могла себя обеспечить необходимым продовольствием, но голод там бывал редко. Почему?
    7. Эллада – “страна городов”. Какие города заслуживают еще такое название?

    VI часть. Социальные слои общества древней Греции.

    Задания №1 (сложное*). С греческой мифологией связаны тысячи афоризмов и речевых оборотов. Определи, к какому мифу относятся перечисленные, сопоставь их.

    1. Спорный вопрос.1. Дамоклов меч.
    2. Нестерпимые мучения.2. Ахиллесова пята.
    3. Подарок с подвохом.3. Драконовские законы.
    4. Бессмысленная работа.4. Со щитом, или на щите.
    5. Забыто навсегда.5. Троянский конь.
    6. Нависшая опасность.6. Кануть в Лету.
    7. Слабое, уязвимое место.7. Танталовы муки.
    8. Неудержимый смех.8. Сизифов труд.
    9. Жестокие меры.9. О яблоке раздора.
    10. Лучше смерть, чем позорная жизнь.10. Гомерический хохот.

    Ответ: 1 – 9, 2 – 7, 3 – 5, 4 – 8, 5 – 6, 6 - 1, 7 – 2, 8 – 10, 9 – 3, 10 – 4.

    Задание №2 (поисково-творческого типа). Кому могла принадлежать данная одежда.

    1. Короткая до колен туника1. Женщины
    2. Туника до щиколоток
    3. Хламида2. Молодые мужчины
    4. Набедренная повязка
    5. Гиматий вокруг тела3. Рабы
    6. Хитон
    7. Гиматий на плече4. Богатые мужчины

    Ответ: Молодые мужчины - короткая до колен туника; Богатые мужчины - туника до щиколоток, хламида, гиматий вокруг тела; рабы -набедренная повязка ; женщины - хитон, гиматий вокруг тела; гиматий на плече

    VII часть. Греко – персидские войны.

    Задание №1. Последовательность событий.

      1. Второе вторжение персов.
      2. Битва при Саламине.
      3. Упадок персидской державы.
      4. Марафонская битва.
      5. Битва при Платеях.
      6. Правление Дария I.
      7. Первое вторжение персов.
      8. Битва при Фермопилах.
      9. Разрушение Афин.
      10. Восстание греческих колоний.

    Ответ: 6, 10, 7, 4, 1, 8, 9, 2, 5, 3.

    Задание №2. Соотнеси имена и их деятельность.

    1. Ксеркс1. Спартанский царь
    2.Фемистокл2. Кто был за подчинение
    3.Дарий3. Поэт, который прославил победы греков
    4.Леонид4. Грек, входивший в войско персов, тиран
    5.Эсхил5. Кто первым подчинил греков
    6.Мильтиад6. Первый царь персов
    7.Кир7. Персидский царь воевал в Греции
    8.Гиппий8. Кто выиграл в сражении Салами
    9.Павсаний9. Кто разгромил персов под Платеями
    10.Жрецы в Дельфах10. Кто предложил строить флот
    11.Еврипид 

    Ответ: 1 – 4, 2 – 10 – 11, 3 – 5, 4 – 8, 5 – 3, 6 – 7, 7 – 1, 8 – 6, 9 – 9, 10 – 2.

    Задание №3. Марафонская битва. В данный текст вставьте пропущенные слова.

    В ………… г. до. н. э. под руководством царя персы разгромили Эретрию. Затем они высадились у ……………… Афиняне собрали армию в …………… во главе стоял …………… Греки выиграли сражение так как ……………………………………………………………………

    Задание №4. Кому принадлежали афоризмы:

    “Бей, но выслушай!” Ответ: Фемистокл.

    “Приди и возьми!” Леонид.

    “Слава Мельтидата не дает мне спать” Фемистокл.