Цель: Познакомить учащихся с основными документами о правах и обязанностях человека; рассмотреть статьи о правах человека из Всеобщей декларации прав человека; обсудить основные обязанности школьника; продолжить работу с понятием – гражданин.
На доске:вспомогательные записи для формулировки основного понятия урока: гражданин; кроссворд; плакаты с определениями понятий – права, обязанности; плакаты, содержащие высказывания с этими понятиями; список литературных героев.
Материал для работы в группах: карточки со статьей о правах человека; карточки с именами учащихся для игры “Тайный друг”; карточки с ключевыми словами об обязанностях школьника; карточки для работы с пословицами.
Ход урока: Учитель: Сегодня мы продолжаем разговор о государственном устройстве России.
Прошлый урок нам помог понять - что значит быть гражданином России. Предлагаю вспомнить вместе, о чем мы говорили. (Ответы детей)
На доске опорные слова для формулировки понятия – гражданин, но пока дети не могут прочитать его полностью. Они раскрывают это понятие лишь частично.
(Гражданин – это свободный и ответственный человек.)
пользоваться должен соблюдать
благополучия общества
Учитель: Хорошо, что вы уже сейчас готовы быть полезными обществу, государству, а для этого нужно быть достойным учеником.
Какими же важными качествами должен обладать школьник?
На доске кроссворд; первые буквы каждого слова необходимо выделить:
Дети заполняют кроссворд:
- Качество человека, любящего говорить правду. (Правдивость)
- Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (Разумность)
- Антоним существительному “неряшливость”. (Аккуратность)
- Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия. (Вежливость)
- Качество человека с высоко развитым чувством долга, ревниво относящегося к своим обязанностям. (Ответственность.)
Учитель: Какое слово выделилось? (Право)
- Правильно! Итак, сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях. А что такое права человека? (Ответы детей)
На доске: Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать.
Учитель: Какими же правами обладает человек в нашем государстве? (Ответы детей.)
Существуют документы, в которых отражены права человека. Они называются:
- Конвенция о правах ребенка
- Декларация прав человека.
А наша школа – это маленькое государство, в котором мы живем, учимся, работаем. Какими правами обладаете вы – школьники?
Предлагаю рассмотреть ваши права, основываясь на статьи из этих документов.
Работа в группах:
Каждая группа получает карточки с формулировкой статьи.
Задание: обсудить содержание статьи в группе и объяснить ее остальным. Затем выбрать из списка литературных героев того, чьи права были нарушены или реализованы согласно вашей статьи. (Список героев на доске.)
1 группа
- статья 1 – Все люди рождены свободными и равными в своих правах.
- статья 3 – Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
2 группа
- статья 4 – Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
- статья 5 – Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.
3 группа
- статья 12 – Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища…
- статья 17 – Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать его имущества.
4 группа
- статья 26 – Каждый человек имеет право на образование.
- статья 24 – Каждый человек имеет право на отдых…
Список героев на доске:
Том Сойер (24)
Старик Хоттабыч (4)
Три поросенка (12)
Сестрица Аленушка и братец Иванушка (5)
Золушка (1)
Филлипок (26)
Красная Шапочка (3)
Буратино (17)
И нам пора немного отдохнуть. Звенит звонок. Переменка.
Подготовленные ученики читают “Вредные советы” Г. Остера.
Учитель: Надеюсь, каждый из вас понимает, что быть внимательными друг к другу никогда не будет лишним.
Есть очень полезная игра “Тайный друг”. Давайте поиграем. У меня подготовлены карточки с вашими именами. Вы наугад выбираете карточку с именем одноклассника и никому не говорите, чье имя вам выпало. В течение недели вы помогаете этому человеку во всем, стараетесь всегда говорить ему только добрые слова. А в конце недели мы подведем итоги игры: кто был самым лучшим, внимательным, добрым “тайным” другом.
Итак, мы можем подвести первые итоги: что же такое права? (Ответы детей.)
На доске плакат:
Твои права кончаются там, где начинаются права другого.
Твои права кончаются там, где начинаются обязанности.
Учитель: Попробуйте объяснить эти высказывания. (Ответы детей.)
Что же такое обязанности? (Ответы детей.)
На доске: Обязанности – это то, что ты должен делать, хочешь ты этого или нет.
Я предлагаю вам необычную эстафету: “Нравится - не нравится”
Я начну. "Мне нравиться в вашем классе, что вы умеете помогать друг другу. Мне не нравится, что иногда вы кричите друг на друга".
Теперь вы. (Ребята высказываются по очереди.)
Учитель: Чтобы нам было хорошо в нашей стране, нашем обществе, нашей школе, мы не должны забывать о своих обязанностях. Какие обязанности должны соблюдать школьники?
Работа в группах.
Каждая группа получает конверт с карточками, на которых написаны ключевые слова. Ребятам нужно, опираясь на слова в карточках сформулировать обязанности школьника.
1 группа:
- аккуратно, одежда
- звонок на урок, встать
2 группа:
- прогул, уважительная причина
- поведение на уроке
3 группа:
- 1) бережно, школьное имущество
- 2) поведение в столовой
4 группа:
- 1) поведение на перемене
- 2) дежурство
Все составленные формулировки записываются на доске.
Учитель: Что хотели бы дополнить? (Ответы детей.)
- А какая обязанность сейчас для вас самая основная? (Учиться.)
- Следующее задание: Вам нужно дополнить пословицы и объяснить их.
Работа по группам.
- Мир освещается…., а человек ….
- Красна птица …., а человек ….
- Надо учиться, чтобы ……
- Ученье и труд….
Учитель: А какие пословицы и поговорки на тему учебы вы знаете?
Молодцы! Вы хорошо поработали. Что же такое обязанности? (Ответы детей.)
Учитель: Что ж нам осталось подвести итог нашим рассуждениям. Вспомните, какой вопрос я задала в начале урока? (Что значит быть гражданином.)
Попробуем уточнить это понятие.
На доске:
(Гражданин – это свободный и ответственный человек, который умеет пользоваться своими правами и должен соблюдать свои обязанности для благополучия общества)
Учитель: Молодцы! Вы ответили, используя новые знания. Я рада, что вы все поняли и во всем разобрались.
Домашнее задание: Сочинить или подобрать частушки о правилах поведения в школе. Мы поместим их в классный уголок и исполним на родительском собрании.
Спасибо за работу на уроке!
Примечание: Материал этого урока может быть использован не только в рамках преподавания истории, но и как вариант проведения классного часа для учащихся 3-5 классов, а так же во внеклассной работе.
Дополнительная литература:
Е. Шабельник, Е. Каширцева. Права на всякий случай.
Е. Шабельник, Е. Каширцева. Ваши права. Журнал “Начальная школа” №7/01.