Урок истории

Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цель: Познакомить учащихся с основными документами о правах и обязанностях человека; рассмотреть статьи о правах человека из Всеобщей декларации прав человека; обсудить основные обязанности школьника; продолжить работу с понятием – гражданин.

На доске:вспомогательные записи для формулировки основного понятия урока: гражданин; кроссворд; плакаты с определениями понятий – права, обязанности; плакаты, содержащие высказывания с этими понятиями; список литературных героев.

Материал для работы в группах: карточки со статьей о правах человека; карточки с именами учащихся для игры “Тайный друг”; карточки с ключевыми словами об обязанностях школьника; карточки для работы с пословицами.

Ход урока: Учитель: Сегодня мы продолжаем разговор о государственном устройстве России.

Прошлый урок нам помог понять - что значит быть гражданином России. Предлагаю вспомнить вместе, о чем мы говорили. (Ответы детей)

На доске опорные слова для формулировки понятия – гражданин, но пока дети не могут прочитать его полностью. Они раскрывают это понятие лишь частично.

(Гражданин – это свободный и ответственный человек.)

пользоваться должен соблюдать

благополучия общества

Учитель: Хорошо, что вы уже сейчас готовы быть полезными обществу, государству, а для этого нужно быть достойным учеником.

Какими же важными качествами должен обладать школьник?

На доске кроссворд; первые буквы каждого слова необходимо выделить:

Дети заполняют кроссворд:

  1. Качество человека, любящего говорить правду. (Правдивость)
  2. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (Разумность)
  3. Антоним существительному “неряшливость”. (Аккуратность)
  4. Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия. (Вежливость)
  5. Качество человека с высоко развитым чувством долга, ревниво относящегося к своим обязанностям. (Ответственность.)

Учитель: Какое слово выделилось? (Право)

- Правильно! Итак, сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях. А что такое права человека? (Ответы детей)

На доске: Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать.

Учитель: Какими же правами обладает человек в нашем государстве? (Ответы детей.)

Существуют документы, в которых отражены права человека. Они называются:

  • Конвенция о правах ребенка
  • Декларация прав человека.

А наша школа – это маленькое государство, в котором мы живем, учимся, работаем. Какими правами обладаете вы – школьники?

Предлагаю рассмотреть ваши права, основываясь на статьи из этих документов.

Работа в группах:

Каждая группа получает карточки с формулировкой статьи.

Задание: обсудить содержание статьи в группе и объяснить ее остальным. Затем выбрать из списка литературных героев того, чьи права были нарушены или реализованы согласно вашей статьи. (Список героев на доске.)

1 группа

  • статья 1 – Все люди рождены свободными и равными в своих правах.
  • статья 3 – Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

2 группа

  • статья 4 – Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
  • статья 5 – Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.

3 группа

  • статья 12 – Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища…
  • статья 17 – Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать его имущества.

4 группа

  • статья 26 – Каждый человек имеет право на образование.
  • статья 24 – Каждый человек имеет право на отдых…

Список героев на доске:

Том Сойер (24)

Старик Хоттабыч (4)

Три поросенка (12)

Сестрица Аленушка и братец Иванушка (5)

Золушка (1)

Филлипок (26)

Красная Шапочка (3)

Буратино (17)

И нам пора немного отдохнуть. Звенит звонок. Переменка.

Подготовленные ученики читают “Вредные советы” Г. Остера.

Учитель: Надеюсь, каждый из вас понимает, что быть внимательными друг к другу никогда не будет лишним.

Есть очень полезная игра “Тайный друг”. Давайте поиграем. У меня подготовлены карточки с вашими именами. Вы наугад выбираете карточку с именем одноклассника и никому не говорите, чье имя вам выпало. В течение недели вы помогаете этому человеку во всем, стараетесь всегда говорить ему только добрые слова. А в конце недели мы подведем итоги игры: кто был самым лучшим, внимательным, добрым “тайным” другом.

Итак, мы можем подвести первые итоги: что же такое права? (Ответы детей.)

На доске плакат:

Твои права кончаются там, где начинаются права другого.

Твои права кончаются там, где начинаются обязанности.

Учитель: Попробуйте объяснить эти высказывания. (Ответы детей.)

Что же такое обязанности? (Ответы детей.)

На доске: Обязанности – это то, что ты должен делать, хочешь ты этого или нет.

Я предлагаю вам необычную эстафету: “Нравится - не нравится”

Я начну. "Мне нравиться в вашем классе, что вы умеете помогать друг другу. Мне не нравится, что иногда вы кричите друг на друга".

Теперь вы. (Ребята высказываются по очереди.)

Учитель: Чтобы нам было хорошо в нашей стране, нашем обществе, нашей школе, мы не должны забывать о своих обязанностях. Какие обязанности должны соблюдать школьники?

Работа в группах.

Каждая группа получает конверт с карточками, на которых написаны ключевые слова. Ребятам нужно, опираясь на слова в карточках сформулировать обязанности школьника.

1 группа:

  1. аккуратно, одежда
  2. звонок на урок, встать

2 группа:

  1. прогул, уважительная причина
  2. поведение на уроке

3 группа:

  1. 1) бережно, школьное имущество
  2. 2) поведение в столовой

4 группа:

  1. 1) поведение на перемене
  2. 2) дежурство

Все составленные формулировки записываются на доске.

Учитель: Что хотели бы дополнить? (Ответы детей.)

- А какая обязанность сейчас для вас самая основная? (Учиться.)

- Следующее задание: Вам нужно дополнить пословицы и объяснить их.

Работа по группам.

  1. Мир освещается…., а человек ….
  2. Красна птица …., а человек ….
  3. Надо учиться, чтобы ……
  4. Ученье и труд….

Учитель: А какие пословицы и поговорки на тему учебы вы знаете?

Молодцы! Вы хорошо поработали. Что же такое обязанности? (Ответы детей.)

Учитель: Что ж нам осталось подвести итог нашим рассуждениям. Вспомните, какой вопрос я задала в начале урока? (Что значит быть гражданином.)

Попробуем уточнить это понятие.

На доске:

(Гражданин – это свободный и ответственный человек, который умеет пользоваться своими правами и должен соблюдать свои обязанности для благополучия общества)

Учитель: Молодцы! Вы ответили, используя новые знания. Я рада, что вы все поняли и во всем разобрались.

Домашнее задание: Сочинить или подобрать частушки о правилах поведения в школе. Мы поместим их в классный уголок и исполним на родительском собрании.

Спасибо за работу на уроке!

Примечание: Материал этого урока может быть использован не только в рамках преподавания истории, но и как вариант проведения классного часа для учащихся 3-5 классов, а так же во внеклассной работе.

Дополнительная литература:

Е. Шабельник, Е. Каширцева. Права на всякий случай.

Е. Шабельник, Е. Каширцева. Ваши права. Журнал “Начальная школа” №7/01.