Ведущий.
Мы живем в стране, которая называется…/Россия/
Россияне, русские, русичи…
Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки.
Род, родился, Родина, родословная – все эти слова родственные /родственники/, однокоренные .
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне – россияне,
Издревле, кто вы?
/Хором/ Мы славяне!
Да, мы – славяне! И русские, и украинцы,
и болгары, белорусы, чехи поляки,
сербы, хорваты, словаки – все славяне.
Близки у нас и культура, и обычаи, и письменность.
Все это увидите на нашем фестивале.
Ученик 1.
Из родной Беларуси
Я встречаю зарю,
Всем мальчишкам, девочкам
“Добрый дзень!” – говорю.
Ученик 2.
Утром нива росистая,
Даль прозрачная, ясная
Отзовется Россия.
– Здравствуй! – скажет она.
Ученик 3.
Слышу голос родимый
Городов , деревень.
Говорит Украина:
– Добрый дэнь!
– Здоровэнько буллы!
Ученик 4.
Слово дружбы взовьемся
Над болгарской землей:
Добро живота!
Мы услышим с тобой.
Ученик 5.
И куда не поеду
В те ли, эти края,-
Всюду, словом привета
Встретят братья, друзья.
Ведущий.
Потому что,
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи ,поляне,
Скажите, кто вы?
/ Хором/ Мы – славяне!
Начинается фестиваль славянской культуры, посвященный Дню славянской письменности!
В течении недели каждый класс представляет культуру выбранной ими страны.
Дети готовят рисунки национальных орнаментов, костюмы, выступления.
В выступлении можно представить устное народное творчество (инсценирование сказок, небылиц, потешек, народные песни, танцы, игры)
Праздник славянской письменности и культуры
(Зал оформлен рисунками детей, таблицами, плакатами с текстами, написанными современным славянским шрифтом).
Ведущий.
В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина,
Заняты школьники делом –
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым.
Ручками пишут и мелом:
“Нам не нужна война!”
В это трудно поверить, но когда-то у нас не было печатных книг.
Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Так они и назывались… /рисуночные письма/. Каждый предмет у наших предков что-нибудь обозначал, символизировал. Например, в одной древней летописи говорится: “ Нашли хазары полян в лесах, и сказали хазары: “Платите нам дань”. Подумали поляне и дали с каждой избы по мечу. Понесли эту дань хазары к своему князю и старейшинам. Сказали старейшины хазарские : “Не добра эта дань, мы доискались ее оружием односторонним – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи, они будут брать дань с нас и других”.
Ученики 1.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
Ученик 2.
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Ведущий.
– Как называется запись событий по годам? /Летопись/
– Как называется одна из первых летописей на Руси? / “Повесть временных лет”/
– Как звали летописца, написавшего ее? /Нестор/
– Писал он уже буквами. Когда же появились буквы?
Предполагают, что уже в IX веке были книги, написанные “русскими буквами”. Но до нас они не дошли. А книги более позднего периода написаны уже буквами старославянской азбуки “кириллицы”.
– Почему она так называлась? /Ответы детей/
/Звучит колокольный звон в аудиозаписи/
Ученик 3.
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Ученик 4.
Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Ученик 5.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Ведущий.
Итак, сегодня 24 мая все славяне отмечают День славянской письменности.
/Держит в руках книгу “Русская азбука”./
Сия зримая мала книжица
По-реченному алфавица,
Напечатана бысть по царскому велению
Всем младым детям к научению.
/Работа по с. 214– 215 учебникам “Русская азбука”./
– Кирилл и Мефодий на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни.
Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам , а для этого можно было придумать славянские буквы .
Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука готова. Но придумать – это пол дела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать . Это оказалось трудно, и один Кирилл не мог справиться . Ему стал помогать старший брат.
-Первая книга, которая переведена на славянский язык –… /какая?/ /Евангелие/
– Это событие произошло в … /863 году/
– На Руси письменность пришла после крещения ее. Когда это было? /988 году/
– Как звали князя, который взялся за крещение Руси? /Владимир/
С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочиненную в древности братьями – просветителями Кириллом и Мефодием.
Каждый год 24 мая славяне отмечают особый праздник – День славянской письменности.
Славянский алфавит был создан на основе греческой письменности. Строго говоря – кириллица это не единственная раннеславянская письменность. Многие ученые считают , что глаголица существовала еще до Кирилла.
Вот перед Вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы (рис. 1).
Рис. 1
Этими значками можно было записать простые слова.
Расшифруйте это слово: (рис. 2).
Рис. 2
Задание: Кто пойдет и расшифрует предложение?
Если какой-то буквы нет, ставьте прочерк. (Рис. 3).
Рис. 3
( “Солнце всех солнц есть сердце”)
– Итак, 24 мая, /какого года?/ 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита. Они постарались , чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой. Они помнили о том , чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом.
Часть букв они взяли из греческого алфавита, а часть специально создали для передачи тех звуков, которых не было в греческом языке. Это буквы /карточки со старославянскими буквами: Б, Ж, Ц, Ш, У, Ю, Я/
– Давайте, сравним греческие и славянские буквы. (Рис. 4).
Рис. 4
Если прочесть название первых букв греческого алфавита, возникает вопрос: а почему он так назван?
/альфа + бета/вета/ = алфавит/
Так сегодня мы называем порядковое сочетание букв любого языка.
А теперь прочитаем название букв славянского алфавита.
Так почему названная книга, по которой вы учились читать – Азбукой?
– Посмотрим на первый славянский алфавит – кириллицу.
Аз-я;
Буки– буквы, книги;
Веди – ведать, знать;
Глаголь – говорю, слово;
Добро – добро;
Есть– есть;
Живете – жизнь;
Земля– земля;
И – и;
Како – как ;
Люди – люди;
Мыслите – мыслите;
– Почему буквы стоят именно в таком порядке?
Что хотели сказать потомкам создатели азбуки?
Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?
Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст.
/Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.
Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю./
То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.
Так какая первая буква?
– Аз.
– Не зря созданы пословицы:
Сперва АЗ да БУКИ, потом и науки.
/Дети говорят или читают пословицы об учении./
Игра “Собери пословицу”
/От каждого класса выходит по 6 человек, получают полоски бумаги с частью пословицы./
Задание: составить целую пословицу.
1 класс.
Ум без книги, как птица без крыльев.
Что писано пером, не вырубишь топором.
Не красна птица пером, красна умом.
2 класс.
Хорошую книгу читать не в тягость.
Испокон века растит человека.
Золото добывают из земли, а знания с книги.
3 класс.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.
Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.
4 класс.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Хлеб питает тепло, а книга питает разум.
– Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки.
“Аз, буки, веди, страшны как медведи.”
“Азбуку учат на всю избу кричат.”
– Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья – гордость всего славянского народа.
Ведь благодаря им мы узнали жемчужины народной мудрости.
В каких произведениях мы встречаем мудрые слова?
/Дети называют: пословицы и поговорки, сказки, загадки, скороговорки, частушки,потешки и т.д./
– Ну-ка, попробуйте отгадать старинные народные загадки славянских народов.
1. Русская:
Был я копан,
Был я топтан,
Был я на пожаре,
Был я на кружале,
Сто голов кормил.
Сделался стар,
Пеленаться стал.
Выбросили в окно –
И собакам не нужен!
/Горшок/
2. Украинская:
Нас семь братьев.
Летами мы равны, а именами разные.
/Дни недели/
3. Сербская:
Когда видишь, то ее не видишь,
А когда не видишь, то ее видишь.
4. Чешская:
Белые пчелы на землю сели,
Пришел огонь, их не стало.
/ Снежинки/
5. Словацкая:
Кого бьют по голове, чтобы ровно шел. /Гвоздь./
6. Белорусская:
Маленький, легонький, а тяжко поднять. /Горячий уголек/
7. Польская:
В нарядной одежде, а ходит босиком. /Павлин./
8. Болгарская:
От одного очага весь свет греется. /Солнце./
– Благодаря книгам, до нас дошли такие жемчужины устного народного творчества как приставалки.
/Обращаясь к одному ученику/
– Что лучше: вишня или слива?
– Вишня.
– Пуговица лишняя. /Дергает за пуговицу./
– Слива, слива.
– Пуговица красивая.
/И другие приставалки./
Далее проводятся конкурсы и игры.
- Конкурс дразнилок.
- Конкурс народных частушек.
Заключение
Ученик.
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.
Игра – конкурс “Составь слово”.
/ Приглашаются по четыре человека от каждого класса /
Задание: из предложенных букв составить слово.
1 кл. – земля.
2 кл. – Родина.
3 кл. – славяне.
4 кл. – праздник.
Ведущий.
Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.
/Награждение активных участников фестиваля./