Конспект сюжетного построения дня в первом классе “Заюшкина избушка”.
Цели: Математика: закрепить знания учащихся о таблице сложения и вычитания на 1,2,3. О составе задачи: условие, вопрос, решение, ответ, умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, знание геометрических фигур.
Обучение грамоте: закрепить умение читать слоги, слова со звуками (з’), (з), (с’), (с), сравнивать данные звуки, парные по звонкости и глухости, осуществлять слого-звуковой анализ слов с данными звуками. Запись слов с данными буквами. Списывать с печатного текста. Обогащать словарный запас речи учащихся.
Физкультура: повторить ходьбу и бег в колонне по одному, прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, через шнуры.
Рисование: развивать умение выражать свои чувства и настроение, передавать форму, величину фигур, расположение деталей.
Развивать выдумку, фантазию, логическое мышление, сообразительность. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать речь учащихся.
Воспитывать положительную мотивацию к учению.
Оборудование: таблицы задач, схем, алгоритма задачи, изображение “ избушки” из геометрических фигур, макет корзины с яблоками, предметные картинки, рисунки: туч с написанными слогами, разноцветных зонтиков, зайца, собак, волка, петуха, учебник “АБВГДейка” Л.Ф.Климановой, тетради по письму и по математике.
Начало дня в спортивном зале: ходьба и бег в колонне по одному, по сигналу “ Зайцы” попрыгать на двух ногах на месте, перекрестный шаг, легкий бег, по сигналу “ Поворот” продолжать движение с поворотом на 180 градусов.
В классе:
У: Повернитесь друг к другу и поделитесь своим хорошим настроением.
Сказки мы любим за то, что в них побеждает добро.
Что звери лесные, болотные оказываются очень добрыми.
Стоит ребенок в шапочке зайчика ( как будто плачет).
У: Что случилось, зайчик?
Ученик начинает рассказывать начало сказки “ Заюшкина избушка”.
У: Давайте, ребята, поможем ему. А для этого надо думать, рассуждать, правильно решать примеры и задачи, читать, писать. А главное- работать вместе “Одна голова хорошо, а две лучше”.
На доске рисунок 1 ( у учащихся набор геометрических фигур):
У: Составьте такой же домик из своих геометрических фигур.
– Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит заюшкина избушка.
– Покажите, какая фигура “лишняя”? Почему?
Зайка идет дальше и плачет, а навстречу ему…
У: Чтобы узнать, кого он встретил,
надо выполнить графический диктант в тетради по
математике:
Поставить карандаш на точку.
2 клетки вправо, 1 кл.вверх, в правый нижний угол, 3 кл. вниз. 3 кл. вправо, в правый верхний угол.1 кл. вниз, в левый нижний угол, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 2 кл. вверх. 1 кл. влево, 2 кл. вниз, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх. 2 кл. влево. 2 кл. вверх.
Ну, конечно, это собака.
Надо нарисовать ей шерсть.
Минутка чистописания ( показываю элементы).
Выставляю на наборном полотне предметные картинки собак.
У: Они бегут по траве, эту травку надо нарисовать в тетради для письма:
– рисуем штрихом, чуть касаясь бумаги (тактирование): //////////.
На доске написано предложение: По лесу бегут собаки.
Проводится зрительный диктант:
– списать,
– проверить,
– определить, сколько слов в предложении,
– поставить ударение,
– подчеркнуть гласные.
1 ученик работает у доски. Проверка.
У: Возьмите сигнальные круги (синие и зеленые). Я буду показывать буквы из предложения, а вы покажите, какие это звуки: твердые или мягкие.
Продолжаю рассказывать сказку “ Заюшкина избушка”: Увидели собаки зайку: “ Тяф – тяф – тяф, о чем, зайка, плачешь?
– Как же мне не плакать: была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, пришла весна, стала таять ее избушка. Попросилась она ко мне погреться. Да меня и выгнала.
– Не плачь. Мы тебе поможем.”
(Учитель берет макет корзины с вставленными яблоками.) и говорит за зайку:
– Спасибо, что хотите мне помочь. Здесь у меня в корзине 5 яблок. Вас пятеро. Разделите эти яблоки так, чтобы каждый получил по целому яблоку и одно осталось в корзине.
Ребята, помогите собачкам это сделать.
Д: Взять по одному и одна собака возьмет яблоко вместе с корзиной.
У: Мы решали логическую задачу.
А сейчас я буду говорить тексты, вы должны посоветоваться друг с другом и сказать, какой из них является задачей и почему.
Тексты: – У пяти собак очень крупные и сочные яблоки. Сколько яблок у каждой собаки?
Д: Не задача, потому что нет чисел.
– Было 9 яблок, 10 яблок собаки съели. Сколько яблок осталось?
Д: Не задача, потому что было яблок меньше, чем съели.
– У зайца было 10 яблок, 5 яблок он отдал собакам. Сколько яблок у него осталось?
Д: Это задача: есть условие с числами и вопрос.
Берут кассы цифр: выкладывают решение, отвечают на вопрос (ученик выкладывает на наборном полотне).
На доске алгоритм:
У: Что такое условие? (это то, что известно)
Что такое вопрос? (это то, что нужно узнать)
Учитель продолжает рассказывать сказку о том, как лиса напугала собак, они убежали. А заяц идет дальше и плачет.
Физминутка: (движения с песенкой):
Заинька, походи,
Серенький, походи.
Вот так, вот так. Походи – 2 раза.
И т. д.
Проводится игра “ Почему- потому”:
У: Почему заяц плачет?
Почему собаки убежали?
Почему снег весной тает?
Загадываю загадку: Гуляю я и в дождь, и в зной, характер у меня такой.
Из- под крыши крыша под дождик вышла. (Зонт).
Выкладываем схему слова “ зонт”, даем характеристику звука (з).
Игра “ Вырастим слово”: Можно ли это слово разбить на слоги?
– “ Вырастим слово, чтобы стало 2 слога.(Зонты).
– “ Вырастим слово, чтобы стало 3 слога.( Зонтики).
Вывешиваю картинку, на которой нарисованы зонты с разной расцветкой:
У: Найти два одинаковых зонта, показать на веере их номера.
Артикуляционная разминка.
– Что записано на тучах?
– 1 ряд: прочесть слоги внутри левой тучки. 2 ряд: правой тучки. 3 ряд: внутри правой и левой тучки.
– Что записано вне туч?
Игра “ Доскажи словечко” со слогами, записанными на тучах.
Сравнение звуков (с),(с ) и ( з),(з ) парных по звонкости и глухости.
У каждого ученика листок с печатным текстом:
У: В тексте букву з подчеркнуть, букву с обвести.
Работа по учебнику Климановой Л.Ф. “ АБВГДейка”, стр. 113:
– чтение слов в столбиках (по цепочке): наблюдение за произношением согласных на конце слов.
– игра “ Какое слово я задумала”: выставляю схему слова, ученики находят его и читают.
Оценивают работу друг друга в паре по “линеечке”.
Пальчиковая гимнастика
Работа в тетради по письму: письмо слов с буквами з и с .
Учащиеся отхлопывают ритмический рисунок слов: громкий хлопок- ударный слог.
– Чтение текста по учебнику с творческим дополнением:
– Что произошло с зайцем летом? Что произошло с зонтом?
У: Какие звуки и букву мы изучили? Чем интересны эти звуки? (ответы учащихся).
Рисование по впечатлению от прочитанного и придуманного текста.
Продолжение дня в спортивном зале:
А) Общеразвивающие упражнения (по плану),
Б) Основное движение: прыжки на правой и левой ноге через шнуры (2–3 раза).
В классе:
Учитель продолжает рассказывать сказку “ Заюшкина избушка” (встреча с волком).
Волк предлагает зайцу успокоиться и съесть морковку и грибы.
На доске таблица:
Морковок – 6 штук,
Грибов – …на 2 меньше.
Сколько грибов?
У: Что записано на доске? (Краткая запись задачи).
Составьте задачу по краткой записи. Что сказано в условии? Что спрашивается в вопросе? Грибов станет больше или меньше? Почему?
На доске с х е м ы . (рис.2, рис.3)
Дифференциация: сильные- самостоятельньно записывают решение .
У: Подумайте, какая из схем подходит к нашей задаче?
Слабые ( с предметными картинками):
У: Положите в верхний ряд 6 морковок, в нижний- грибы. Сколько грибов положили?
Как узнали? Что значит “ меньше”?
Решение записывают в тетрадь и 1 ученик на доске.
С сильными заполняем схему:
У: Как вы догадались?
Вместе даем ответ.
У: Составьте задачу со словом “ больше”:
Морковок – 6 штук,
грибов-… на 2 больше.
Сколько грибов?
Дифференциация: сильные – записывают решение .
Слабые – У: Что значит число 6 в записи? Число 2? Каким действием будем решать?
Почему? Что значит число 8?
Записывают решение ( 1 ученик у доски).
С сильными: заполняем схему.
Вместе: Что значит “ больше”?
У: – Чем похожи эти задачи? Чем отличаются? От чего зависит выбор действия?
Вывод: Выбор действия зависит от главного слова: если слово “больше”, тогда выполняем действие сложение. Если главное слово “меньше”, то выполняем действие вычитание. П.Ч. мы находим число больше или меньше данного.
Физминутка : Я говорю слова, если в них есть звук (з, з’) – потянитесь вверх,
если есть звук( с, с‘) – присядьте: зайка, коса, коза, несу, везу, розы, росы, весы, возы.
Продолжение сказки: встреча с петухом.
Работа с веером: решение примеров на сложение и вычитание 1,2,3,4.
У: – Как вы думаете, чем должна закончиться сказка?
Учащиеся проговаривают свое окончание сказки (оно совпадает с концовкой русской народной сказки).
Игра “Какой заяц?” “Какая лиса”: учащиеся дают определения героям, нравственную оценку поступкам и действиям.
У: Что нового узнали на уроке? Что было самым трудным? Что было самым интересным?
Кто испытывал трудности? (проводится оценивание по “ линеечке”, листочки сдаются учителю для оценивания).
День заканчивает в спортивном зале: подвижная игра “Зайцы и лиса”.