Комбинированно-интегрированный урок в 6-м классе по географии и развитию речи по теме: "Язык снега"

Разделы: География


ПЛАН РАБОТЫ:

План урока

Действия

учителя

учащихся

1. Зимняя зарисовка (музыка). Включает магнитофон. Прослушивают музыку.
2. Определение темы урока. Предлагает высказаться об услышанном.
Подводит итог высказываниям учеников.
Объявляет тему урока.
Делятся мыслями и чувствами, вызванными музыкой.
3. Рождение снега. Рассказ, приглашение к диалогу. Вступают в диалог.
4. Словарь снега. Запись слов на доске. Записывают слова и словосочетания, связанные со словом снег.
5. Мастерская писателей и поэтов. Дает задания по учебнику Читают тексты и их анализируют. Читают стихи.
6. Снежное покрывало земли – лесная книга. Рассказ.
Знакомство с атласом следов на снегу.
Работа с текстом «Автографы на снегу».
7.Жители бескрайних снежных просторов. Рассказ.
8. Словарь слов народов САХА о снеге. Читает словарь снега. Составляют предложения стихи со словом снег на разных языках народов Севера.
9. Описание зимнего пейзажа. Установка на выполнение работы по созданию описательного текста. По картине описывают пейзаж используя словарь снега народов САХА.

РУСОВЕД: Начинаем урок развития речи. Сегодня он у нас необычный, так как решить поставленные на уроке задачи, повторить признаки описания, умение видеть особенность описательных текстов, подготовиться к творческой работе - описание зимней природы, нам помогут не только знания, приобретенные вами на уроках развития речи, но и знания по географии.
Послушайте музыку. Что вы мысленно представляете себе? Какие картины возникают перед глазами?

Звучит музыка.

Поделитесь мыслями, ощущениями, чувствами, вызванными музыкой.

Высказываются все желающие.

Вы правы ребята, речь на уроке пойдёт о зиме. У каждого времени года своё очарование, своя неповторимость, уникальность, свои характерные признаки, свой словарь. А для зимы главным является язык снега. Тему сегодняшнего урока мы так и определим «ЯЗЫК СНЕГА».
Откройте тетради, запишите число и тему урока.

ГЕОГРАФ: Мельчайшие, невидимые капельки пара, поднимаясь высоко в атмосферу, переходят из газообразного состояния в твёрдое. Каждая снежинка построена из маленьких льдинок. Снежинки растут из мелких ледяных кристалликов, имеющих форму шестигранников.
Они, замерзая, смерзаются друг с другом, образуя заворожительно красивые снежинки, ледяные градинки, снежную крупу или колючий мелкий снег - это зависит от температуры воздуха. Ранней весной разгребёшь снег, а около земли то не снежинки лежат, которые выпали ранней зимой, а кристаллики льда - фирн. Это тепло земли сотворило с ним такое чудо. 0н родился над землёй в виде почти невесомых снежинок, но прошло какое-то время, и он поплыл по реке льдинками, закачался по волнам океана айсбергами.
Запишите слова, обозначающие разные типы снега и термины, связанные со словом снег, обозначающие явления природы.

В тетрадь записывают слова: снег, снежная крупа, град, изморозь, снежная буря, метель, пурга, буран, позёмка, наст, пороша, фирн...

Что может быть более непостоянным, более изменчивым, чем снег? Сейчас он белый, пышный, завтра осел, стал серым и мокрым, или твёрдым и плотным.Есть такой снег, из которого хорошо лепить снеговиков, а есть такой, из которого и снежок не слепишь! В какую погоду снег лепится, а в какую не лепится? Интересный всё-таки снег, иногда он сухой, иногда - сырой, иногда скрипит под ногами, иногда нет? Почему? В какую погоду можно услышать, как скрипит снег под ногами? Почему в тёплый день скрипа не слышно?

РУСОВЕД: А теперь давайте заглянем в мастерскую писателей, посмотрим, как они показывают своеобразие зимней природы. Откройте «Речь», стр. 105 текст 253 Соколова-Микитова. Читаем выразительно. Определите тему текста. Определите основную мысль. Как его можно озаглавить?
В каком предложении она сформулирована?
Как автор раскрывает основную мысль текста? Какие признаки зимнего леса он называет? Сугробы, какие? Стволы берёз, ветви елей, ожерелье шишек, стайки красногрудых клестов. Выделите слова, характерные для зимнего пейзажа. Прочитайте текст 254. Определите тему текста. Озаглавьте текст. В этом тексте свой язык снега. Какой? Приведите примеры. ... Обратили внимание: без помощи какой части речи не могут обойтись описательные тексты?
И конечно мастерство писателей в использовании изобразительных средств языка: эпитеты чистые сугробы, весёлый свист; метафоры стволы молодых берёз согнулись, сугробы свешивались над речкой, мыс ухнет, сядет гора снега покатится; сравнения кружевные белые арки, тяжёлые шапки снега, ожерелье шишек. Именно это помогает нарисовать яркую образную картину зимней природы, и вы должны учиться видеть прекрасное в природе, уметь описать увиденное, прежде всего, быть очень наблюдательными. Например, цвет снега зависит от погоды: в пасмурную погоду снег видится серым, блеклым, невзрачным …, а в солнечный день, каким мы его видим?
Вспомните стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
……………………………………
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И … речка подо льдом блестит.

Поэтому, когда мы создаём описательный текст, мы должны это учитывать, учиться наблюдать.

ГЕОГРАФ: В полярных и приполярных районах нашей планеты и у нас в Якутии большую часть года земля покрыта белым покрывалом - снегом. Он спасает животных от суровой зимы, а растения от вымерзания. Снег - это ещё и книга, которую пишут лесные жители. Следы животных и птиц на снегу поведают о многих тайнах лесного царства.

 

Действительно снег - это лесная книга, которую может прочитать далеко не каждый человек. Давайте посмотрим, как может внимательный человек, хорошо знающий природу, прочитать следу на снегу.

Каждой группе выдаётся текст и атлас следов. Прочитайте текст и найдите следы данного животного или птицы в атласе. Затем текст читается вслух. Происходит обмен информацией.

Но не только лесные жители приспособились к суровой и долгой зиме, к бескрайним снежным просторам, но и человек тоже. Люди, живущие в местах, где снег является неотъемлемой частью, его используют, как строительный материал. Например, эскимосы Северной Америки. Из глыб снега, единственного строительного материала, которого всегда у них в достатке они строят дом-иглу, который является высшим достижением изобретательности. Жители Гренландии не понимали, что глыба снега пориста, содержит миллионы наполненных воздухом ячеек, что она плохо проводит тепло, а, следовательно, превосходное изолирующее вещество, зато они по опыту знали, какой тёплый дом из снега. Форма иглу может быть разной, но вход в них всегда располагается ниже пола, что сохраняет в жилище тепло.

Почему холодный воздух с улицы не попадает во внутрь? А почему внутри тепло?

Народы Севера, а народы Якутии являются таковыми, жизнь которых связана со снегом придумали много слов для обозначения снега и его форм. Посмотрите, пожалуйста, предлагаемый «Словарь».

СЛОВАРЬ СЛОВ О СНЕГЕ НАРОДОВ СЕВЕРА РОССИИ.

Якутский язык САХА.

ХААР - снег

КЫРАХА ХААР - первый снег, пороша

КЮОМЮРЮО ХААР - фирн, снег в виде кристаллов

ТОБУРАХ ДОЛОЙ - град

КЫХЫН ХААРДААХ - снежная зима

МУУС - лёд

ТИБИН, ХААР СИЛЛИЭР - метель

ТЫМНЫЫ - мороз

МУУС ЧОПЧУ - сосулька

ХААР ТОХТООТО - снег перестал

БЫЛЫТ-облако БУУРХА - пурга

ХААР МАХАН - белоснежный

Юкагирский язык ЮКАГИРЫ

ЭРИМЭНЬ - иметь снег, быть белоснежным

ЭРИМЭ - снег, зима

Эвенкийский язык ЭВЕНКИ.

ИМАНДА - снег

БОНА - град

Эвенский язык ЭВЕНЫ

ИМАНДА - снег

ХИМАНДА - снег в виде кристаллов

СЛОВАРЬ СЛОВ О СНЕГЕ ЭСКИМОСОВ КАНАДЫ.

АНУИ - падающий снег

АПИ - снег на земле

ПУКАК - «сахаристый» снег, состоящий из круглых кристаллов, легко перекатывающихся друг через друга. Этот снег вызывает лавины.

СИКУОКУ - кружащийся, в вихре и передуваемый снег

УПСИК - уплотнённый ветром снег

КИМОАГУК - передув снега.

СИКУОКУТОАКУ - снег с твёрдой коркой на поверхности.

Каждой группе выдаётся карточка со словом снег, но на разных языках.

Используя данное слово, придумайте небольшое стихотворение или несколько предложений, так, чтобы всем остальным было ясно его значение при чтении.

  • 1 группа – хаар

  • 2 группа – ануи

  • 3 группа – иманна

  • 4 группа – эримэ

Читаем работы, обсуждаем…

РУСОВЕД: А теперь, ребята, мы предлагаем вам стать на короткое хоть время писателями и используя язык снега наров Севера, а именно язык народа Саха (якутский) составить небольшой текст описание иллюстрации. Постарайтесь использовать как можно больше слов из предложенного словаря. Знакомимся со словарём, прочитываем. Группы работают и через 15 минут зачитывают свои рассказы. Во время чтения другие группы пытаются угадать, понять значение новых слов.

В конце урока используем якутские загадки:

  • От матери родившись, мать сотворяет - рождает. (Снег)

  • Без шума приходит, а с шумом уходит. (Снег)

  • Между небом и землёй шаман, камлая, ходит. (Метель)

  • И свистит, и бьётся, да с ним драться нельзя. (Пурга)

  • Сам вода водичкой, да в воде плавает. (Лёд)

  • Есть бесценный хрустальный камень. (Лёд)

Домашнее задание: собрать материал к сочинению, упр 259, текст   «Речь».