ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ С ПРЯМЫМ УГЛОМ, ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ РЕШАТЬ СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ С ВЫРАЖЕНИЯМИ СО СКОБКАМИ.
ОБОРУДОВАНИЕ: ТРЕУГОЛЬНИК, ЛИСТ ТЕТРАДНЫЙ, ОТКРЫТКИ.
ХОД УРОКА.
1.ВВЕДЕНИЕ В УРОК.
То считаю втихомолку я,
То опять на счетах щелкаю.
Если правильно считать,
То всегда получишь “5”.
2. УСТНЫЙ СЧЕТ.
У 3+6+5 Р 10-8+7 А 9+9-1 Ж 7+8+1 Б 10-4+5 Д 14-4-5
5 9 14 16 11 17
2.ПРЕДСТАВИТЬ ЧИСЛА В ВИДЕ СУММЫ ДВУХ СЛАГАЕМЫХ.
12; 16; 17;
3. СКАЗОЧНАЯ ЗАГАДКА.
Оправляясь в Изумрудный город, для себя и своих друзей Элли взяла 14 яблок. 7 яблок съели за первый день пути. Сколько яблок осталось у Элли?
4.У КОГО ЗОРКИЙ ГЛАЗ.
Сообразите по чертежу, который путь длиннее – ломаный синего цвета или ломаный зеленого цвета. Сначала определите это на глаз, а затем проверьте измерением.
(Ответ: длина ломаной линии синего цвета равна длине ломаной линии зеленого цвета).
Знакомство с новым материалом.
Вы сидите за столами. Есть ли углы у столов? Покажите угол вашего стола вашего стола? Сколько всего углов у стола? Как можно схематично нарисовать поверхность стола?
(Стол может быть квадратным и прямоугольным)
- Как называется 1 фигура, которую мы начертили? (Квадрат). Как по другому можно назвать квадрат? (Четырехугольник).
- Какие слова спрятались в слове 4угольник? Значит мы решили верно, что у стола 4 угла?
- Можно ли сказать, что у второй фигуры тоже 4 угла? (Да).
- Значит, это тоже четырехугольник? (Да).
- Как по другому можно вторую фигуру? (Прямоугольник)
- Какие слова спрятались в слове Прямоугольник? (Прямой и угол).
- Значит, у стола все углы прямые.
- Назовите предметы, в которых вы видите прямые углы.
- Как вы узнали, что эти предметы имеют прямые углы? (На глаз).
Измеряя на глаз, мы можем ошибаться. Послушайте, как предлагает проверять прямые углы Карандашу, Самоделкину, Буратино и Карандашу и Незнайке, героям книги “Путешествие по стране Геометрии” архитектор Андрей Петрович.
“…..Тогда, - сказал А.П., – ты можешь убедиться, что на моем чертеже все углы одинаковые, прямые. Вот тебе открытка. Каждый угол у открытки прямой. Приложи-ка её к углам на чертеже. Незнайка приложил открытку”.
На плакате нарисован домик. Учитель прикладывает открытку.
– Да! Стороны совпали. Значит, у крыши прямой угол.
– Проверим углы у окна, у двери. (Выполняют дети)
– Как открыткой проверить прямой угол?
– Проверьте своей открыткой, прямые ли углы вашей тетради, пенала?
(По вариантам)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
- стр. 36 зад.1.
- Как вы будете измерять углы? (С помощью открытки).
- Каждый ли день вы носите с собой открытки? (НЕТ!)
- У кого какие есть идеи? С помощью чего можно измерить углы?
- Оказывается, самому можно изготовить прямой угол из любого бумажного листа, которые у вас всегда под рукой.
(У детей на столе тетрадные листочки).
- Сложить и перегнуть бумагу по прямой, по клеточкам. (Учитель показывает как нужно выполнять.)
- Перегнуть еще раз, чтобы совпали части прямой. Этим углом проверим и найдем прямые углы.
- На классном чертежном треугольнике один угол прямой, а два других не прямые.
От вершины по лучу
Словно с горки покачу.
Он зовется “Сторона”
РАБОТА НАД ПРОЙДЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ.
1. Решение составной задачи 2 под руководством учителя.
- Что известно в задаче? (Было10 столов, поставили 6 столов, вынесли 1 стол).
- Какой главный вопрос в задаче? (Сколько столов стало в столовой?)
- Как узнать, сколько столов стало после того, как поставили 6 столов?
- Как узнать, сколько столов стало?
- Как мы узнаем, сколько столов осталось?
Итак, сколько действий в этой задаче? (Два)
- Какое первое действие? (10 + 6)
- Что мы узнали, выполнив это действие?
- Что будем делать во втором действии?
- Что узнаем, выполнив это действие?
Запись решения задачи (по действиям с пояснением):
10 + 6 = 16 (с) - стало в столовой. (10 + 6) - 1=15
16 - 1 = 15 (с) - стало в столовой.
Ответ: 15 столов.
№ 3.
Решить примеры парами, сравнить и сказать, одинаковыми ли будут результаты.
- Почему ответы получились разными?
- Вспомните правило выполнение примеров со скобками.
№ 5. Сам-но с проверкой.
Дома. № 3 стр. 36
Итог урока. Где можно найти прямой угол? Назовите инструмент измерения прямых углов.