Без культуры существование на планете
человека лишается смысла.
Д.С. Лихачев.
К словам Д.С. Лихачева можно добавить, что без гигиенической культуры подрастающего поколения – тем более.
Гигиеническая культура детей и их здоровый образ жизни остаются на сегодняшний день, к большому сожалению, на низком уровне.
Данные социологического исследования показывают несоблюдение элементарных гигиенических правил:
- каждый третий россиянин не моет руки перед едой или после туалета;
- каждый четвертый не моет руки после возвращения с улицы;
- трое из четверых не моют руки после игры или ухода за домашними животными.
Конечно, сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью. Время поставило другие, более сложные проблемы: необходимо заниматься вопросами здорового питания молодежи, активизировать борьбу против курения, наркомании, злоупотребления спиртными напитками, укрепления физического и духовного здоровья молодежи, просвещением в области репродуктивного здоровья и психологического комфорта.
Доказано, что около 80% заболеваний провоцируют психологические факторы. Психологический комфорт – гигиена будущего. Необходимо научить школьников противостоять стрессам, избегать конфликтов.
Опыт показывает, что решение проблем здорового детства должно быть связано не только с традиционно медицинскими и гигиеническими мероприятиями, а в первую очередь, с новыми технологиями, когда составляющие их компоненты органически вплетаются в ткань образовательного процесса. Стереотип общественного мышления возлагает ответственность за здоровье на структуры здравоохранения и правопорядка.
К сожалению, такой подход к проблеме ни в практическом, ни в моральном плане не представляет перспективы. Первопричина лежит в совершенно другой плоскости, а именно в сфере активного воспитания человека. В школе взят курс на новое направление в просветительской деятельности – музейную педагогику: подготовку к открытию музея гигиены.
Концепция создания музея гигиены.
Предстоящая модернизация образования предполагает сохранение здоровья обучающихся педагогическими средствами. Для этого мы предлагаем использовать свой главный ресурс – ЗНАНИЕ.
Доказано, что в своем становлении человек тесно связан с пространством. Поэтому создание музея гигиены становится актуальным. В будущем музее предполагается собрать экспонаты гигиенической культуры. Для этих целей разработан для каждого класса маршрутный лист станций творческого поиска по гигиеническим предметам. Эмблемой музея выбран веник – символ чистоты и гигиены.
Цель: разработка и внедрение специального пространства по концентрации вокруг ребенка элементов гигиены и приобретения позитивного опыта через эту предметную среду в области культуры. Обеспечение комплексных мер по сохранению здоровья школьников.
Задача: главной задачей музея будет не просто демонстрация коллекции, а формирование у детей гигиенической культуры посредством энергетики музейного материала на основе наук музееведения, педагогики и психологии.
Деятельность музея гигиены
Направление |
Организация деятельности |
Преобладающая функция | Образовательная (сохранение коллекции и организация досуга – “здорового отдыха”, а также “нетрадиционное использование традиционных функций”, с учетом специфики аудитории) |
Образовательная роль | Развитие личности ребенка, передача знаний |
Фонды
|
Любые гигиенические предметы, даже выполненные детьми (главное, “чтобы они сохраняли прошлое, иллюстрировали настоящее и освещали будущее”):1) выбранные для детей; 2) выставленные для детей; 3) интерпретируемые для детей; 4) в пространстве для детей |
Здание | Рекреационное пространство в школе, организованное особым образом |
Содержательная направленность деятельности музея | Определяется спецификой аудитории, отраслью знаний |
Проведение исследований школьниками | Экспериментальный и интегративный (акцент на социально-педагогические исследования для планирования учета результативности воздействия) |
Ведущая деятельность | Педагогическая (задача освоения музейной реальности в ее педагогическом аспекте) |
Характер работы | Творческий (музей-театр), регламентированный, студийный (клубный, движение “ЗОЖ”) |
Основные формы работы с посетителями | Интерактивные экскурсии (вовлечение посетителя в активную деятельность); комплексные (логико-аналитическое, чувственное, психомоторное восприятие): свободный выбор содержания и форм освоения самим посетителем |
Адресность | Обращение к детям, подросткам (ориентация на индивидуального посетителя) |
Характер обращения с посетителем | Как с субъектом – равноправным участником коммуникативного процесса, диалога (активный посетитель) |
Тематика экспозиций | Соотносится с коллекциями и не ограничена (диктуется потребностями посетителей) |
Способы экспонирования | Постоянные и сменные, разнообразные мероприятия для детей и с участием детей |
Ведущие идеи создания музея гигиены:
- музей гигиены может стать местом и инструментом для решения проблем в области повышения гигиенической культуры школьников;
- ценность будущей коллекции не только в количестве экземпляров, а и в том, что ученик о них узнает;
- каждый класс – коллекционер;
- совершенствование содержания воспитания;
- расширение кругозора школьников в процессе собирательства;
- изучение, исследование предметов коллекционирования;
- привлечение обучающихся к организации внутреннего пространства школы.
Этапы внедрения социально-педагогического проекта “Музей гигиены”
I этап:
- предполагает разработку концепции, технологию внедрения;
- проведение разъяснительной работы среди учеников и учителей “Зачем?” и “Что собирать?”;
- распространение “Обращений”, выпуск проспекта “Музей гигиены”.
II этап:
- разработка маршрута “станций” коллекционирования для классов;
- систематизация собранного материала;
- разработка эскизов экспозиций будущего музея;
- обсуждение итогов данного этапа;
- разработка положения о школьном музее гигиены;
- приобретение оборудования.
III этап:
- оформление дизайнером, художников пространства музея;
- обсуждение выполнения этапов на кординационно-валеологическом совете;
- оформление результатов внедрения проекта;
- презентация музея гигиены.
Ожидаемые результаты внедрения проекта “Музея гигиены”:
- создание центра по воспитанию гигиенической культуры;
- выработка устойчивости у школьников к негативным внешним раздражителям (курению, наркомании, алкоголю и т. д.);
- формирование гигиенических навыков;
- распространение положительного опыта внедрения проекта “музея гигиены” в регионе как нетрадиционную технологию воспитания.
Материально-техническая база
Финансовые дополнительные затраты
Приложение 1.
Приложение 2.
Маршрутный лист творческого коллекционирования объектов для открытия школьного музея гигиены.
№ маршр. |
Примерные станции творческого поиска |
Задания |
1. |
Энциклопедия |
Найти определение объекта поиска |
2. |
Изобретение |
Кто и когда придумал данный предмет? |
3. |
История |
Как этот предмет выглядел в далеком прошлом, были ли они вообще тогда? |
4. |
Индустрия |
Собрать коллекцию предметов объекта поиска на современном этапе. Указать состав материала предмета |
5. |
Изготовитель |
Фабрика, завод в России или за рубежом. Творческая переписка с ними: история завода, выпускающего данную продукцию; заинтересовать их в оказании помощи по созданию школьного музея. |
6. |
Искусство |
Виды искусств, посвященные объекту поиска (стихи, рассказы, картины, песни, скульптуры, пословицы, легенды, сведения об авторе и т. д.) |
7. |
Филателия |
Коллекционирование почтовых марок (с изображением объекта поиска) |
8. |
Фалеристика |
Коллекционирование значков (с изображением объекта поиска) |
9. |
Филокартия |
Коллекционирование открыток (с изображением объекта поиска) |
10. |
Филумения |
Коллекционирование этикеток от спичечных коробков (малая графика с изображением объекта поиска) |
11. |
Филофония |
Коллекционирование звукозаписей (об объекте поиска) |
12. |
Карта |
На контурной карте отметить флажком города, где производится продукция объекта поиска |
13. |
Инструкция |
Правила пользования, меры предосторожности, техника безопасности, этикет |
14. |
Портфолио |
Систематизировать собранный материал |
15. |
Содружество |
При поиске материала, если попутно попадает материал по объекту поиска других классов, необходимо поделится вашей находкой |
16, |
Презентация |
Творческое представление классом собранной коллекции |