Благодаря системе комплексных игр-занятий "Письмо в большой мир" есть возможность избежать перегрузки детей, так как дети не замечают, как организованная часть занятия перетекает в свободную игру. Стремление заниматься разными видами деятельности, желание попробовать себя в разных сферах – это и есть широта интересов ребенка, которую формирует педагог посредством комплексных интегрированных занятий.
Все занятия строятся, исходя из интересов детей, и они лишены жесткой регламентации, а темп общегрупповой работы – произвольный.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный:
а) Беседа о планете Земля.
в) Сочинение и отправка писем животным.
2. Основной:
а) Условия составления ответных писем.
в) Поступление писем и последующая работа по их содержанию.
3. Заключительный:
а) Анализ проделанной работы.
в) Разработка других циклов игр-занятий на основе приобретенного опыта.
1.
а) На подготовительном этапе проводятся беседы с детьми о нашей планете Земля, о многообразии животного и растительного мира, о роли человека в сохранении природы.
В беседах следует заострить внимание детей на то, что в природе нет животных и растений ненужных, лишних, а уничтожение животного и растительного мира может привести к гибели всего человечества.
Педагогу важно во время беседы создать такое эмоциональное настроение, какое позволит детям откликнуться и начать рассказывать о тех живых существах, которые их интересуют, и они хотят о них узнать еще больше.
А когда дети начинают задавать всевозможные вопросы о животных, то тогда педагог предлагает детям задать эти вопросы непосредственно интересующему их живому существу, т.е. написать ему письмо.
Мотивированная таким образом детская деятельность становится более результативной, и будет способствовать развитию способностей каждого ребенка в группе.
в) Каждый ребенок с помощью взрослых (педагогов, родителей) сочиняет письмо тому животному, которое его интересует. По предложению педагога ребенок рисует животное, которому адресуется письмо и свой портрет. Каждый конверт с рисунками ребенка и его письмом запечатывается и подписывается педагогом. Письма детей собираются, и вся группа во главе с педагогом идет на почту отправлять корреспонденцию. (По договоренности с работниками почты.) Отправка писем может быть объединена с экскурсией на почту и знакомством с ее работой.
Одним из главных условий этих игр-занятий является предельная достоверность на всех их этапах. Дети должны поверить в происходящее, и из этого вытекают следующие требования к работе педагога:
- умение верить в игру и играть,
- понимать ребенка и уметь подчеркнуть его индивидуальность,
- способность принять ребенка таким, каков он есть,
- терпение и терпимость,
- артистизм,
- умение вовлечь в воспитательно-образовательный процесс семью.
Первый этап работы заканчивается отправкой писем, а затем наступает второй, самый ответственный этап работы, требующий от педагога концентрации всех его возможностей. Педагогу предстоит работа по составлению ответных писем детям от имени живых существ, и эту работу нельзя затягивать, так как дети живут ожиданием ответа.
2.
а) Текст ответного письма содержит информацию об образе жизни, повадках животного и природных условиях его существования, что и дает ответы на интересующие ребенка вопросы. В письмо включаются просьбы-задания от имени животного для ребенка и его друзей. Текст сопровождается дидактическим и раздаточным материалами, имеющими разносторонний характер. Например:
- графический диктант
- опыты-эксперименты
- чтение известных детям слов
- рисование различными методами (штрихом, графикой)
- аппликация
- поделки по типу оригами
- задания математического содержания
Содержание писем – личное творчество педагога!
в) Письма в группу "приходят" с учетом плана воспитательно-образовательного процесса. Обязательное условие – письма доставляются "почтальоном". Дети должны верить игре.
Все письма сугубо индивидуальны, но дети так устроены, что если что-то и пришло им лично, все равно это надо прочитать для всех. Это прекрасно, потому что дает возможность педагогу построить воспитательно-образовательный процесс так, чтобы вовлечь всех детей в работу по письму.
Так как письмо составляется педагогом таким образом, чтобы в работе над ним было задействовано несколько видов деятельности, то по этому все в этот день (как правило, письмо доставляется во время завтрака или сразу после него) подчинено работе над письмом.
В этой работе особенно привлекательна совместная деятельность педагогов, детей и их родителей (сочинить сказку и зарисовать ее, склеить сундучок, сделать кормушку для птиц и т.п.).
Все письма с детскими работами остаются в группе и находятся в доступном месте. Каждый ребенок в любое время может изучать содержимое конвертов (поделки из бумаги, рисунки, иллюстрации, схемы, географические карты и т. д.), причем дети неоднократно просят перечитать им письма и опять слушают их с большим интересом.
Продолжительность второго этапа не ограничена строгими временными рамками. Несомненно, она зависит от количества детей в группе, от количества наработанного материала, и самое главное, будет ли эта работа вызывать интерес у детей.
Краткое содержание некоторых игр-занятий проведенных по письмам детей в подготовительной к школе группе:
Тема игры-занятия |
Виды деятельности |
Цели и задачи |
Письмо из чащи леса от Волка-Волчищи. | 1.Познавательное развитие: - чтение и беседа по письму Волка. |
Вызвать у детей симпатию и интерес к представителю дикой природы. |
2.Речевое развитие: - рассказывание педагогом украинской народной сказки "Жил-был Волк". |
Познакомить детей со сказкой, как жанром устного народного творчества. | |
3.Продуктивная деятельность - рисование методом штриха. |
Создание художественного образа Волка. Развитие мелкой моторики руки. | |
Письмо от Белочки. | 1.Познавательное развитие: - чтение и беседа по письму из леса от Белочки. |
Помочь детям запомнить отличительные особенности образа жизни лесного зверька. |
2.Математическое развитие: - работа с геометрическими формами. |
Закрепление знаний геометрических фигур и развитие воображения. | |
3.Продуктивная деятельность: -создание образа животного методом аппликации из готовых геометрических форм. |
Учить детей составлять предметы из готовых геометрических форм и располагать их на листе бумаги. | |
4.Прорисовка по клеточкам (елочки, грибочки, шишки ). | Подготовка руки к письму. | |
Письмо из Африки от Слона-Слоновича. | 1.Познавательное развитие: -чтение письма, изучение географической карты, глобуса. |
Знакомство детей с представителем дикой природы жарких стран и его образом жизни. |
2.Творческая игра "Цирковые артисты". | Модулирование типичных школьных ситуаций по обучению счету, рисованию и формирование произвольности поведения. | |
3.Продуктивная деятельность: - рисование слона по образцу и зарисовка карандашом. |
Развитие художественного вкуса и умение держать учебную задачу. | |
Письмо из леса, из норы около раскидистой сосны от Лисички-Сестрички. | 1.Познавательное развитие: - чтение и беседа по письму Лисы - опыт "Кучерявый парень" |
Показать создание художественного
образа Лисы-хитрюги, как следствие образа жизни
хищника. Показать, какие условия необходимы для прорастания семян горчицы. |
2.Математическое развитие: - составление арифметических задач. |
Развитие логического мышления. | |
3.Продуктивная деятельность: - рисование карандашом графическим методом. |
Развитие умения составлять узор из завитков, крючков, кружков. Развитие произвольности движения руки. | |
Письмо из леса у озера от Снегиря-Красавца. | 1.Познавательное развитие: - чтение и беседа по письму - опыт "Снежные чудеса" |
Знакомство с пернатыми и с образом
жизни мигрирующих птиц. Развитие внимания и наблюдательности. |
2.Продуктивная деятельность: - рисование красками - конструирование по типу "оригами" |
Учить изображать новую позу птицы –
птица сидящая на ветке. Развитие мелкой моторики руки и пространственного воображения. |
|
Письмо из Тихого океана от Дельфина-Дельфиновича. | 1.Познавательное развитие: - чтение письма и работа с глобусом |
Дать понятие о мировом океане и познакомить детей с подводным царством. |
2.Продуктивная деятельность: - конструирование подводного царства из бросового и природного материала |
Учить создавать из подручного материала задуманную конструкцию. Учить детей участию в совместной работе. | |
3.Продуктивная деятельность: - рисование рыбок |
Развитие умения поэтапного изображения и использования разнообразной цветовой гаммы. | |
Письмо из глухой деревни от собаки-дворняжки. | 1.Познавательное развитие: - чтение и беседа по письму |
Формирование представления о собаке как о верном и бескорыстном друге |
2.Речевое развитие: - заучивание загадок про собаку |
Развитие образного мышления детей. | |
3.Продуктивная деятельность: - конструирование по типу "оригами" |
Развитие мелкой моторики руки и пространственного воображения. | |
Письмо с опушки леса от Зайки-Зазнайки. | 1.Познавательное развитие: - чтение и беседа по письму |
Знакомство с образом жизни зайца-русака и его повадками. |
2.Обучение детей грамоте: - работа по книге-игре |
Звуковой анализ слова. Графическое изображение предложения. Активизация речи детей. Закрепление умения чтения знаковых слов. | |
3.Продуктивная деятельность: - рисование зайцев по клеточкам |
Подготовка руки к письму. |
3.
а) Проанализировав работу по циклу игр-занятий, можно утвердительно сказать, что перед педагогом открывается возможность попробовать свои силы в индивидуально-ориентированном подходе в организации воспитательно-образовательного процесса, который позволяет решить следующие задачи по развитию и воспитанию детей:
- успешная подготовка к обучению в школе,
- умение творчески подойти к любому делу,
- умение сочувствовать и сопереживать всему живому,
- экологическое воспитание,
- мотивация в формировании таких черт характера, как доброта, чуткость, отзывчивость.
б) Такие циклы можно разработать и на другие темы. Письма можно писать, например людям редких профессий (космонавтам, полярникам, водолазам и т.п.), и все виды деятельности детей и занятия построить на этой основе.
Используемая литература:
Н.Рыжова "Наш дом – природа".
Журнал "Дошкольное воспитание" №7 2000г.