О родной природе поэт А. Круглов писал:
Полюби родную ниву,
Полюби зеленый бор.
И на землю, и на небо
Устремляй пытливый взор –
И узнаешь, как вокруг нас
Мир прекрасен и велик.
И действительно, как не любить богатую и суровую природу нашего Забайкалья, его жаркое лето, морозную и снежную зиму, цветущую весну и теплую осень!
Прекрасен Байкал, красивы наши горы с высокими снежными вершинами. Как богат наш родной край!
Природу надо любить, а полюбить ее можно, если хорошо узнаешь обо всем, что происходит вокруг тебя – и в лесу, и в реке, и в поле. Изучая природу, можно увидеть много интересного, занимательного и увлекательного. Любить родную природу – это значит охранять и беречь ее красоту, умножать и развивать ее богатство.
Существующие учебники не вмещают всего разнообразия материала по ознакомлению с ближайшим окружением ребенка:
Сведений о жизни и деятельности выдающихся ученых, о научном поиске, о заповедниках, о видах растений и животных, нуждающихся в охране; об охране природы своего края. Представление об экологической катастрофе, о роли экологии в защите окружающей нас среды.
Данная программа является дополнением к изучаемому курсу природоведения в начальной школе.
Цели программы:
Задачи:
- Знакомиться с жизнью растений и животных края;
- читать литературу о животных и растениях края;
- ходить на экскурсии;
- вести наблюдения за погодой, за изменением жизни растений, животных края;
- посадить деревья около школы;
- сделать клумбу и посадить цветы;
- изучить правила поведения в окружающей природной среде; формировать бережное отношение к природе; научить видеть красивое в обычном;
- учиться делать выводы по результатам наблюдений;
- учиться осознавать необходимость бережного отношения к природе;
- развивать творческие способности;
- провести праздник “ Птицы – наши друзья”;
- принимать участие в конкурсах, выставках детских работ.
Методической основой программы, является самостоятельное творчество детей с использованием игр, изобразительной и театральной деятельности, чтения, экскурсий, бесед, викторин, праздников, конкурсов, наблюдений.
Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы. Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.
Формы контроля:
Выполнение домашних творческих заданий.
- Работа с литературой (реферат).
- Участие в конкурсах.
- Стендовая защита.
- Защита доклада.
- Коллективные игры.
- Викторины.
- Индивидуальные тестирования детей.
- Анализ творческих работ детей (рисунков, стихов, рассказов).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 КЛАСС (1-4)
Тема: Введение - 1 час
Тема 1: О себе - 8 часов
Тема 2: Растения края - 12 часов
Тема 3: Птицы моего края - 12 часов
3 КЛАСС (1-4)
Тема: Введение - 1 час
Тема 1: Баргузинский заповедник глазами детей - 25 часов
(2003год – Год особо охраняемых природных территорий)
4 КЛАСС (1-4)
Тема: Введение - 1 час
Тема 1: Республика Бурятия - 8 часов
Тема 2: Разнообразие природы Бурятии - 7 часов
Тема 3: Славное море – священный Байкал - 8 часов
Примерное планирование материала
2 класс (1-4)
п/ п |
№ занятий |
дата |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
Кол-во часов |
|
|
|
Тема: Введение. Знакомство с программой отряда “Куматканы”. |
1 час |
1 |
|
|
Тема: О себе. | 6 часов |
|
1. |
|
Мое имя. Мой возраст. Что я за человек. Мой день рождения. Мои родители. |
1 час |
|
2. |
|
Профессии моих родителей. | 1 час |
|
3. |
|
Мой портрет в лучах солнца. В центре солнечного круга нарисовать портрет или наклеить фотографию. Вдоль луча солнца написать все самое хорошее о себе. |
1 час |
|
4. |
|
Какой я? Что означает мое имя? Что мне больше всего нравится в себе? Что я хочу изменить в своей жизни? Что меня радует, что печалит? Кем я хочу стать? |
1 час |
|
5. |
|
Мой адрес. Улица, город, край. Знакомство с картой Бурятии, городом Северобайкальском. |
1 час |
|
6. |
|
Я рисую свой дом (выставка рисунков). | 1 час |
|
7. |
|
Практическое занятие. | 1 час |
|
8. |
|
Моя родословная. | 1 час |
п/п |
№ занятия |
дата |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ |
Кол-во часов |
2 |
|
|
Тема: Растения края. | 12 часов | |
1. |
|
“Что за чудо этот лес!” - экскурсия. | Наблюдение за многообразием растений леса. Познакомиться с жизненными формами растений в лесу. | 1 час | |
2. |
|
“Где растут растения” - наблюдения. | Показать, что растения можно встретить всюду, но в разных средах обитания растут разные растения. | 1 час | |
3. |
|
Этажи леса. | Рассмотреть какие этажи растений существуют в нашем крае. | 1 час | |
4. |
Что такое дерево? | Познакомить с характерными для деревьев частями, с внутренним строением дерева. | 1 час | ||
5. |
Чудо растения – лист. | Совершить путешествие в чудесную страну “Листопадию”, где познакомиться с разнообразием листьев. | 1 час | ||
6. |
Для чего дереву нужны листья? | Помочь осознать значимость листьев для растений. | 1 час | ||
7. |
Для чего дереву нужна почва? | Подвести детей к понятию о почве как важном компоненте природы для роста и развития растений. | 1 час | ||
8. |
Листопадные и вечнозеленые растения края. | Составить таблицу растений края. | 1 час | ||
9. |
“В красоте увидеть чудо”. | Конкурс рисунков “Мое любимое дерево”. | 1 час | ||
10. |
Конкурс рассказов “Я- дерево”. | 1 час | |||
11. |
Красота вокруг нас. | Посадка деревьев, разбивка клумбы и посадка цветов около школы. | 1 час | ||
12. |
Участие в 4 Всероссийском конкурсе учебно-исследовательских экологических проектов “Человек на Земле”. |
п/п |
№ затятия |
дата |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ |
Кол-во часов |
3. |
Тема: птицы моего края. | 12 часов | |||
1. |
Жизнь птиц зимой – экскурсия. | Обратить внимание на трудности зимующих птиц. | 1 час | ||
2. |
“Что за прелесть эти птички”. | Учиться узнавать наиболее распространенных птиц края по внешнему виду. | 1 час | ||
3. |
“Лучшая кормушка” - конкурс. | Научиться изготавливать кормушки. Познакомиться с образцами различных типов кормушек. | 1 час | ||
4. |
Подкормка птиц (практическое занятие). | Воспитывать любовь к птицам. Учить подкармливать птиц. | 1 час | ||
5. |
Пернатые обитатели населенных пунктов нашего края. | Познакомить с птицами поселений человека. | 1 час | ||
6. |
Лесные птицы края. | Составить таблицу некоторых лесных птиц по мере их появления весной. | 1 час | ||
7. |
Птицы моего края. Конкурс рисунков “Моя любимая птица”. | Провести конкурс рисунков “Моя любимая птица”. | 1 час | ||
8. |
Конкурс “Рассказ о любимой птице и случае с ней”. | Провести конкурс “ Рассказ о любимой птице и случае с ней”. | 1 час | ||
9. |
Знаешь ли ты птиц родного края? (Викторина). | Викторина. | 1 час | ||
10. |
Голоса птиц. (Таблица). | Составить таблицу голосов некоторых птиц. | 1 час | ||
11. |
“Птицы – наши друзья” - праздник. | Провести праздник. Подготовить стихи, песни, сценки. | 1 час | ||
12. |
Птицы моего края. (Участие в конкурсе). | Участие в конкурсе “Мурзилка”. Подготовка материала. | 1 час |
Примерное планирование материала
3 класс (1-4)
п/п |
№ занятия |
дата |
Тема занятия |
Цель занятия |
Кол-во часов |
Тема: Введение. | Познакомить с программой. | 1час |
|||
2. |
Тема: Баргузинский заповедник глазами детей. |
20 часов |
|||
1. |
Заповедники. Что это такое? Зачем они нужны? (Беседа). | Формировать доброе отношение к природе, а затем уже ее познавать и думать, зачем ее охранять. | 1 час |
||
2. |
Викторина “Баргузинский заповедник”. | Выявить знания детей о заповеднике. | 1 час |
||
3. 4. 5. |
История создания Баргузинского заповедника. Основоположники создания. | Познакомить с основоположниками Баргузинского заповедника и целями его создания. | 3 часа |
||
6. |
Викторина “Байкал и Баргузинский заповедник”. | Показать необходимость создания заповедника для охраны животных. | 1 час |
||
7. |
“Поле чудес” - игра-конкурс. | Развивать интерес к природе родного края, смекалку, догадливость, творческие способности. | 1 час |
||
8. |
Возьмемся за руки, друзья! (Устный журнал). | Воспитание у учащихся высоких нравственных чувств; чувства долга, чести, ответственности за то, что совершается на земле, чувства уважения к людям экологических профессий. |
1 час |
||
9. |
Викторина “Баргузинский заповедник”. | Проверка знаний о Баргузинском заповеднике. | 1 час | ||
10. |
Выставка рисунков “Заповедная сказка”. | Развитие творческих способностей учащихся, чувства красоты. | 1 час | ||
11. |
Экологическая игра “Угадай животное”. | Проверка знаний о животных края. | 1 час |
||
12. |
Конкурс-викторина “Баргузинский заповедник”. | Развивать умение дружно и согласованно решать вопросы, слаженно работать. | 1 час |
||
13. |
Викторина-атракцион, загадки. | Развивать творческие способности. | 1 час | ||
14. 15. 16. |
Экскурсия на Центральную усадьбу Баргузинского заповедника. | Познакомить с сотрудниками заповедника. Воспитывать уважение к людям лесных и экологических профессий. | 3 часа |
||
17. |
Животный мир заповедника. | Познакомить с животными заповедника. | 1 час |
||
18. |
Растительный мир заповедника. | Познакомить с растениями заповедника. | 1 час |
||
19. |
Красная книга. | Познакомить с растениями и животными, включенными в Красную книгу Бурятии. | 1 час |
||
20. |
Красная книга России. | Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу России. | 1 час |
||
21. 22. |
В музее заповедника – заочное путешествие. | Познакомиться с экспонатами музея. | 2 часа |
||
23. 24. |
Театрализованное представление “На лесной поляне”. | Создание атмосферы доброжелательности, теплоты человеческих отношений. | 2 часа |
||
25. |
Систематизация знаний о Баргузинском заповеднике (сочинение). | 1 час |
Примерное планирование материала
4 класс
п\п |
№ занятия |
дата |
Тема занятия |
Цель занятия |
Кол-во часов |
Тема: Введение. | Познакомить с программой курса. | 1 час |
|||
1. |
Тема: Республика Бурятия. |
8 часов |
|||
1. |
География Бурятии. | Познакомить с картой Бурятии. | 1 час |
||
2. |
История заселения Бурятии. | Познакомить с заселением Бурятии. | 1 час |
||
3. |
Наши районы и города. | Познакомиться с географией Бурятии. | 1 час |
||
4. |
Знаменитые люди – уроженцы Бурятии. | Познакомиться с историей своего родного края. | 1 час |
||
5. |
Посещение музея. | 1 час |
|||
6. |
В грозные годы войны. | Показать, что с первых дней войны трудящиеся Бурятии делали все, чтобы помочь скорее разгромить врага. | 1 час |
||
7. |
Промышленность и сельское хозяйство Бурятии. | 1 час |
|||
8. |
Викторина “Моя Бурятия”. | Подведение итогов, проверка знаний. | 1 час |
||
2. |
Тема: Разнообразие природы Бурятии. |
7 часов |
|||
1. |
Климаты. | 1 час |
|||
2. |
Природные зоны. | 1 час |
|||
3. |
Растительность, почвы. | 1 час |
|||
4. |
Животный мир. | 1 час |
|||
5. |
Дары подземных кладовых. | 1 час |
|||
6. |
Реки и озера. | 1 час |
|||
7. |
Игра-викторина “Звездный час”. | Подведение итогов, проверка знаний. | 1 час |
||
3. |
Тема: Славное море – священный Байкал. |
8 часов |
|||
1. |
Творческая мастерская письма “Байкал”. | Расширение представлений об озере Байкал, формирование экологической культуры школьников. | 1 час |
||
2. |
“Природа – это мы!” - игра. | Развитие познавательного интереса учащихся к родному краю. | 1 час |
||
3. |
Экскурсия на Байкал. | 1 час |
|||
4. |
Уборка территории Байкала от мусора. | 1 час |
|||
5. |
Конкурс рисунков о Байкале. | 1 час |
|||
6. |
Викторина о Байкале. | 1 час |
|||
7. |
Праздник “День Байкала” (На берегу Байкала). | 1 час |
|||
8. |
Литературно-поэтическая композиция “Ради жизни на земле”. | 1 час |
Ученик должен:
- Уметь различать основные растения изучаемых природных сообществ своей местности;
- Уметь различать основных представителей животного мира природы сообществ своей местности;
- Бережно относиться к природе, уметь определить вариант личного участия в охране природы, рационально использовать природные ресурсы;
- Использовать навыки культурного поведения, меры предосторожности в природе;
- Уметь делать выводы по результатам наблюдений;
- Получить представление о флоре и фауне Баргузинского заповедника, о Республике Бурятия.
ЛИТЕРАТУРА
- Беляева В.С., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. Изд. Произведение г. Москва.
- Старков И.А., Стариков П.С. Зоологические экскурсии в природу. Бурятское книжное издательство. Г. Улан-Удэ.
- Постоенко Г.А. Экологические зарисовки. Информационный методический бюллетень “Волна”, - 1995. - №4-5. – с. 45-46.
- Радионова О.А. Ты природу береги! Начальная школа. – 1995.-№5.
- Жамцарано Ц.Ж. Бурятия. (Краеведческое пособие для внеклассного чтения в 4 классе), Улан-Удэ. Бурятское книжное издательство,1985 г.
- Земля – наш дом. – Серия “Экологическая библиотека ИСАР – Сибирь”. Выпуск 1. – Новосибирск: ИСАР – Сибирь, 1999 г.
- Земля – наш дом. – Серия “Экологическая библиотека ИСАР – Сибирь”. Выпуск 2. – Новосибирск: ИСАР – Сибирь, 1999 г.
- Земля – наш дом. – Серия “Экологическая библиотека ИСАР – Сибирь”. Выпуск 3. – Новосибирск: ИСАР – Сибирь, 1999 г.
- Земля – наш дом. – Серия “Экологическая библиотека ИСАР – Сибирь”. Выпуск 4. – Новосибирск: ИСАР – Сибирь, 1999 г.
- Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе – 3-е изд. – М,: Педагогика, 1983 г.
- Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы: - М.,:Просвещение,1986 г.
- “Возьмемся за руки, друзья”. Сборник информационно – методических материалов по экологическому просвещению. Выпуск 3./Сост. Л.Д.Базарова – Улан – Удэ: Издательство ОАО “Республиканская типография”, 2001 г.
- “Возьмемся за руки, друзья”. Сборник информационно – методических материалов по экологическому просвещению. Выпуск 2./Сост. Л.Д. Базарова – Улан – Удэ: Издательство ОАО “Республиканская типография”, 2001г.