Программа "Мой край и я" (факультативный курс)

Разделы: Начальная школа


О родной природе поэт А. Круглов писал:

Полюби родную ниву,
Полюби зеленый бор.
И на землю, и на небо
Устремляй пытливый взор –
И узнаешь, как вокруг нас
Мир прекрасен и велик.

И действительно, как не любить богатую и суровую природу нашего Забайкалья, его жаркое лето, морозную и снежную зиму, цветущую весну и теплую осень!

Прекрасен Байкал, красивы наши горы с высокими снежными вершинами. Как богат наш родной край!

Природу надо любить, а полюбить ее можно, если хорошо узнаешь обо всем, что происходит вокруг тебя – и в лесу, и в реке, и в поле. Изучая природу, можно увидеть много интересного, занимательного и увлекательного. Любить родную природу – это значит охранять и беречь ее красоту, умножать и развивать ее богатство.

Существующие учебники не вмещают всего разнообразия материала по ознакомлению с ближайшим окружением ребенка:

Сведений о жизни и деятельности выдающихся ученых, о научном поиске, о заповедниках, о видах растений и животных, нуждающихся в охране; об охране природы своего края. Представление об экологической катастрофе, о роли экологии в защите окружающей нас среды.

Данная программа является дополнением к изучаемому курсу природоведения в начальной школе.

Цели программы:

  1. Дидактическая – формировать представление о взаимоотношениях современных людей и природы; формировать умения и навыки исследовательской деятельности детей.
  2. Воспитательная – воспитывать добрые отношения детей друг к другу; воспитывать умение видеть красоту природы; доброе отношение к природе в целом; стремление не причинять вреда природе.
  3. Развивающая – ознакомление с окружающим природным и социальным миром, познание родного края и получение самых элементарных навыков общения с природой и людьми; развитие творческого потенциала и логического мышления детей.

Задачи:

- Знакомиться с жизнью растений и животных края;

- читать литературу о животных и растениях края;

- ходить на экскурсии;

- вести наблюдения за погодой, за изменением жизни растений, животных края;

- посадить деревья около школы;

- сделать клумбу и посадить цветы;

- изучить правила поведения в окружающей природной среде; формировать бережное отношение к природе; научить видеть красивое в обычном;

- учиться делать выводы по результатам наблюдений;

- учиться осознавать необходимость бережного отношения к природе;

- развивать творческие способности;

- провести праздник “ Птицы – наши друзья”;

- принимать участие в конкурсах, выставках детских работ.

Методической основой программы, является самостоятельное творчество детей с использованием игр, изобразительной и театральной деятельности, чтения, экскурсий, бесед, викторин, праздников, конкурсов, наблюдений.

Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы. Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.

Формы контроля:

Выполнение домашних творческих заданий.

  1. Работа с литературой (реферат).
  2. Участие в конкурсах.
  3. Стендовая защита.
  4. Защита доклада.
  5. Коллективные игры.
  6. Викторины.
  7. Индивидуальные тестирования детей.
  8. Анализ творческих работ детей (рисунков, стихов, рассказов).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 КЛАСС (1-4)

Тема: Введение - 1 час

Тема 1: О себе - 8 часов

Тема 2: Растения края - 12 часов

Тема 3: Птицы моего края - 12 часов

3 КЛАСС  (1-4)

Тема: Введение - 1 час

Тема 1: Баргузинский заповедник глазами детей - 25 часов

(2003год – Год особо охраняемых природных территорий)

4 КЛАСС (1-4)

Тема: Введение - 1 час

Тема 1: Республика Бурятия - 8 часов

Тема 2: Разнообразие природы Бурятии - 7 часов

Тема 3: Славное море – священный Байкал - 8 часов

Примерное планирование материала

2 класс (1-4)

п/ п

№ занятий

дата

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов

 

 

 

Тема: Введение.

Знакомство с программой отряда

“Куматканы”.

1 час

1

 

 

Тема: О себе.

6 часов

 

1.

 

Мое имя. Мой возраст. Что я за человек.

Мой день рождения. Мои родители.

1 час

 

2.

 

Профессии моих родителей.

1 час

 

3.

 

Мой портрет в лучах солнца.

В центре солнечного круга нарисовать портрет или наклеить фотографию. Вдоль луча солнца написать все самое хорошее о себе.

1 час

 

4.

 

Какой я?

Что означает мое имя? Что мне больше всего нравится в себе? Что я хочу изменить в своей жизни? Что меня радует, что печалит? Кем я хочу стать?

1 час

 

5.

 

Мой адрес.

Улица, город, край. Знакомство с картой Бурятии, городом Северобайкальском.

1 час

 

6.

 

Я рисую свой дом (выставка рисунков).

1 час

 

7.

 

Практическое занятие.

1 час

 

8.

 

Моя родословная.

1 час

 

п/п

№ занятия

дата

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов

2

 

 

Тема: Растения края.   12 часов
 

1.

 

“Что за чудо этот лес!” - экскурсия. Наблюдение за многообразием растений леса. Познакомиться с жизненными формами растений в лесу. 1 час
 

2.

 

“Где растут растения” - наблюдения. Показать, что растения можно встретить всюду, но в разных средах обитания растут разные растения. 1 час
 

3.

 

Этажи леса. Рассмотреть какие этажи растений существуют в нашем крае. 1 час
 

4.

  Что такое дерево? Познакомить с характерными для деревьев частями, с внутренним строением дерева. 1 час
 

5.

  Чудо растения – лист. Совершить путешествие в чудесную страну “Листопадию”, где познакомиться с разнообразием листьев. 1 час
 

6.

  Для чего дереву нужны листья? Помочь осознать значимость листьев для растений. 1 час
 

7.

  Для чего дереву нужна почва? Подвести детей к понятию о почве как важном компоненте природы для роста и развития растений. 1 час
 

8.

  Листопадные и вечнозеленые растения края. Составить таблицу растений края. 1 час
 

9.

  “В красоте увидеть чудо”. Конкурс рисунков “Мое любимое дерево”. 1 час
 

10.

    Конкурс рассказов “Я- дерево”. 1 час
 

11.

  Красота вокруг нас. Посадка деревьев, разбивка клумбы и посадка цветов около школы. 1 час
 

12.

  Участие в 4 Всероссийском конкурсе учебно-исследовательских экологических проектов “Человек на Земле”.    

 

п/п

№ затятия

дата

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов

3.

    Тема: птицы моего края.   12 часов
 

1.

  Жизнь птиц зимой – экскурсия. Обратить внимание на трудности зимующих птиц. 1 час
 

2.

  “Что за прелесть эти птички”. Учиться узнавать наиболее распространенных птиц края по внешнему виду. 1 час
 

3.

  “Лучшая кормушка” - конкурс. Научиться изготавливать кормушки. Познакомиться с образцами различных типов кормушек. 1 час
 

4.

  Подкормка птиц (практическое занятие). Воспитывать любовь к птицам. Учить подкармливать птиц. 1 час
 

5.

  Пернатые обитатели населенных пунктов нашего края. Познакомить с птицами поселений человека. 1 час
 

6.

  Лесные птицы края. Составить таблицу некоторых лесных птиц по мере их появления весной. 1 час
 

7.

  Птицы моего края. Конкурс рисунков “Моя любимая птица”. Провести конкурс рисунков “Моя любимая птица”. 1 час
 

8.

  Конкурс “Рассказ о любимой птице и случае с ней”. Провести конкурс “ Рассказ о любимой птице и случае с ней”. 1 час
 

9.

  Знаешь ли ты птиц родного края? (Викторина). Викторина. 1 час
 

10.

  Голоса птиц. (Таблица). Составить таблицу голосов некоторых птиц. 1 час
 

11.

  “Птицы – наши друзья” - праздник. Провести праздник. Подготовить стихи, песни, сценки. 1 час
 

12.

  Птицы моего края. (Участие в конкурсе). Участие в конкурсе “Мурзилка”. Подготовка материала. 1 час

Примерное планирование материала

3 класс (1-4)

п/п

№ занятия

дата

Тема занятия

Цель занятия

Кол-во часов

      Тема: Введение. Познакомить с программой.

1час

2.

   

Тема: Баргузинский заповедник глазами детей.

20 часов

 

1.

  Заповедники. Что это такое? Зачем они нужны? (Беседа). Формировать доброе отношение к природе, а затем уже ее познавать и думать, зачем ее охранять.

1 час

 

2.

  Викторина “Баргузинский заповедник”. Выявить знания детей о заповеднике.

1 час

 

3.

4.

5.

  История создания Баргузинского заповедника. Основоположники создания. Познакомить с основоположниками Баргузинского заповедника и целями его создания.

3 часа

 

6.

  Викторина “Байкал и Баргузинский заповедник”. Показать необходимость создания заповедника для охраны животных.

1 час

 

7.

  “Поле чудес” - игра-конкурс. Развивать интерес к природе родного края, смекалку, догадливость, творческие способности.

1 час

 

 

 

8.

  Возьмемся за руки, друзья! (Устный журнал). Воспитание у учащихся высоких нравственных чувств; чувства долга, чести, ответственности за то, что совершается на земле, чувства уважения к людям экологических профессий.

 

 

1 час

 

9.

  Викторина “Баргузинский заповедник”. Проверка знаний о Баргузинском заповеднике. 1 час
 

10.

  Выставка рисунков “Заповедная сказка”. Развитие творческих способностей учащихся, чувства красоты. 1 час
 

11.

  Экологическая игра “Угадай животное”. Проверка знаний о животных края.

1 час

 

12.

  Конкурс-викторина “Баргузинский заповедник”. Развивать умение дружно и согласованно решать вопросы, слаженно работать.

1 час

 

13.

  Викторина-атракцион, загадки. Развивать творческие способности. 1 час
 

14.

15.

16.

  Экскурсия на Центральную усадьбу Баргузинского заповедника. Познакомить с сотрудниками заповедника. Воспитывать уважение к людям лесных и экологических профессий.

3 часа

 

17.

  Животный мир заповедника. Познакомить с животными заповедника.

1 час

 

18.

  Растительный мир заповедника. Познакомить с растениями заповедника.

1 час

 

19.

  Красная книга. Познакомить с растениями и животными, включенными в Красную книгу Бурятии.

1 час

 

20.

  Красная книга России. Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу России.

1 час

 

21.

22.

  В музее заповедника – заочное путешествие. Познакомиться с экспонатами музея.

2 часа

 

23.

24.

  Театрализованное представление “На лесной поляне”. Создание атмосферы доброжелательности, теплоты человеческих отношений.

2 часа

 

25.

  Систематизация знаний о Баргузинском заповеднике (сочинение).  

1 час

Примерное планирование материала

4 класс

п\п

№ занятия

дата

Тема занятия

Цель занятия

Кол-во часов

      Тема: Введение. Познакомить с программой курса.

1 час

1.

Тема: Республика Бурятия.

8 часов

 

1.

  География Бурятии. Познакомить с картой Бурятии.

1 час

 

2.

  История заселения Бурятии. Познакомить с заселением Бурятии.

1 час

 

3.

  Наши районы и города. Познакомиться с географией Бурятии.

1 час

 

4.

  Знаменитые люди – уроженцы Бурятии. Познакомиться с историей своего родного края.

1 час

 

5.

  Посещение музея.  

1 час

 

6.

  В грозные годы войны. Показать, что с первых дней войны трудящиеся Бурятии делали все, чтобы помочь скорее разгромить врага.

1 час

 

7.

  Промышленность и сельское хозяйство Бурятии.  

1 час

 

8.

  Викторина “Моя Бурятия”. Подведение итогов, проверка знаний.

1 час

2.

Тема: Разнообразие природы Бурятии.

7 часов

 

1.

  Климаты.  

1 час

 

2.

  Природные зоны.  

1 час

 

3.

  Растительность, почвы.  

1 час

 

4.

  Животный мир.  

1 час

 

5.

  Дары подземных кладовых.  

1 час

 

6.

  Реки и озера.  

1 час

 

7.

  Игра-викторина “Звездный час”. Подведение итогов, проверка знаний.

1 час

3.

Тема: Славное море – священный Байкал.

8 часов

 

1.

  Творческая мастерская письма “Байкал”. Расширение представлений об озере Байкал, формирование экологической культуры школьников.

1 час

 

2.

  “Природа – это мы!” - игра. Развитие познавательного интереса учащихся к родному краю.

1 час

 

3.

  Экскурсия на Байкал.  

1 час

 

4.

  Уборка территории Байкала от мусора.  

1 час

 

5.

  Конкурс рисунков о Байкале.  

1 час

 

6.

  Викторина о Байкале.  

1 час

 

7.

  Праздник “День Байкала” (На берегу Байкала).  

1 час

 

8.

  Литературно-поэтическая композиция “Ради жизни на земле”.  

1 час

Ученик должен:

  1. Уметь различать основные растения изучаемых природных сообществ своей местности;
  2. Уметь различать основных представителей животного мира природы сообществ своей местности;
  3. Бережно относиться к природе, уметь определить вариант личного участия в охране природы, рационально использовать природные ресурсы;
  4. Использовать навыки культурного поведения, меры предосторожности в природе;
  5. Уметь делать выводы по результатам наблюдений;
  6. Получить представление о флоре и фауне Баргузинского заповедника, о Республике Бурятия.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беляева В.С., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. Изд. Произведение г. Москва.
  2. Старков И.А., Стариков П.С. Зоологические экскурсии в природу. Бурятское книжное издательство. Г. Улан-Удэ.
  3. Постоенко Г.А. Экологические зарисовки. Информационный методический бюллетень “Волна”, - 1995. - №4-5. – с. 45-46.
  4. Радионова О.А. Ты природу береги!  Начальная школа. – 1995.-№5.
  5. Жамцарано Ц.Ж. Бурятия. (Краеведческое пособие для внеклассного чтения в 4 классе), Улан-Удэ. Бурятское книжное издательство,1985 г.
  6. Земля – наш дом. – Серия “Экологическая библиотека ИСАР – Сибирь”. Выпуск 1. – Новосибирск: ИСАР – Сибирь, 1999 г.
  7. Земля – наш дом. – Серия “Экологическая библиотека ИСАР – Сибирь”. Выпуск 2. – Новосибирск: ИСАР – Сибирь, 1999 г.
  8. Земля – наш дом. – Серия “Экологическая библиотека ИСАР – Сибирь”. Выпуск 3. – Новосибирск: ИСАР – Сибирь, 1999 г.
  9. Земля – наш дом. – Серия “Экологическая библиотека ИСАР – Сибирь”. Выпуск 4. – Новосибирск: ИСАР – Сибирь, 1999 г.
  10. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе – 3-е изд. – М,: Педагогика, 1983 г.
  11. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы: - М.,:Просвещение,1986 г.
  12. “Возьмемся за руки, друзья”. Сборник информационно – методических материалов по экологическому просвещению. Выпуск 3./Сост. Л.Д.Базарова – Улан – Удэ: Издательство ОАО “Республиканская типография”, 2001 г.
  13. “Возьмемся за руки, друзья”. Сборник информационно – методических материалов по экологическому просвещению. Выпуск 2./Сост. Л.Д. Базарова – Улан – Удэ: Издательство ОАО “Республиканская типография”, 2001г.