Практическая конференция "Математика в жизни" и интегрированный урок по математике, истории, физкультуре и биологии

Разделы: Математика, Биология, История и обществознание, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Урок-практическая конференция "Математика в жизни"

Цель урока: Показать практическое применение знаний, умений и навыков учащихся при решении различных задач практического характера; коррекция и закрепление знаний и умений в новых условиях; воспитание любви и интереса к предмету.

Участники конференции:

Учащиеся 9 А, 8 А, 7 А, 7 В, 6 Б, 5 А классов, учителя, гости, администрация школы.

Место проведения: кабинет СБО

Оснащение, приборы:

Математическая газета, модель движущейся машины, геометрические модели фигур, шахматная доска, линейка, треугольник, доска, мел, кусок обоев и банка краски.

Ход урока-конференции:

Вступительное слово учителя:

Я приветствую всех гостей, учителей, администрацию и учащихся и объявляю о начале работы конференции. Сегодня мы увидим как наши учащиеся могут применять знания и умения по математике на практике. Таким образом, основная цель конференции – продемонстрировать, как уроки математики способствуют решению задач социально-бытовой адаптации и реабилитации учащихся коррекционной школы.

1. Медведев Анзаур

Я расскажу, как вычислить количество обоев для этой комнаты, количество краски для пола этой комнаты и, наконец, объем воздуха, находящегося в этой комнате. Для этого измерим длину, ширину и высоту комнаты (измеряет линейкой).

Дано:

А = 7 метров
В = 4 метра
С = 3 метра
Расход краски: 1 банка 12 м 2
Расход обоев: 12 м * 0,5

Найти:

S боковой поверхности
S пола
V

Решение:

  1. S бок.пов. = 2 * А * С + 2 * В * С
  2. S бок. пов. = 2 * 7 * 3 + 2 * 4 * 3 = 66 (м2)

    12 * 0,5 = 6 (м2) – 1 рулон обоев

    66 : 11 = 11 рулонов обоев

    2. S пола = А * В

    S пола = 7 * 4 = 28 (м2)

    Так как 1 банка покрывает 12 м2 пола, то 28 : 12 = 24

    3. V = А * В *С

    V = 7 * 4 * 3 = 84 (м3) воздуха

    Ответ: 11 рулонов обоев, 3 банки краски и 84 м3 воздуха.

2. Своеволин Альберт

    А я покажу, как рассчитывать длину изгороди вокруг огорода. Допустим, это – огород. Он прямоугольной формы. Тогда длина изгороди будет периметр этого прямоугольника. Измеряю длину и ширину. (Измеряет). Запишем.

    Дано:

    а = 4 м
    в = 2 м

    Найти: Р

    Решение:

    Р = (а + в) * 2

    Р = (4 + 2) * 2 = 12 (м)

    Высчитываем стоимость этой изгороди: допустим, это металлическая сетка стоимостью: 1 м – 60 рублей. Тогда: 60 * 12 = 720 рублей.

    Ответ: длина изгороди 12 метров, её стоимость 720 рублей.

3. Шевченко Руслан

    В жизни, особенно сейчас, нужно уметь обращаться с таким математическим понятием как “процент”. На каждом шагу мы слышим: “Повысим на 10% коммунальные услуги” или “Понижена стоимость на товар на 5%” и т.д.

    Решим такую задачу: допустим, пенсионерам последний раз увеличили пенсию на 6%. Сколько теперь будут получать пенсионеры? Запишем условие задачи.

    Пенсия была: 1500 руб.

    Добавили: 6% от минимальной оплаты труда.

    Сколько теперь будет получать пенсионер?

    Решение:

    Минимальная оплата труда составляет 500 рублей.

    6% = 0,06

    500 : 100 * 6 = 30 (руб.) добавка

    1500 + 30 = 1530 (руб.) новая пенсия

    Ответ: теперь пенсионер получит 1530 рублей.

4. Козулин Павел

    Я покажу, как рисуются фигуры, симметричные данным, относительно точки или прямой, а потом, как это умение можно использовать на практике.

5. Ахтырский Анатолий

    Иногда полезно знать примеры быстрого счета. Сейчас я покажу Вам некоторые из них:

    26 + 26 + … + 26 = 26 * 10 = 260

    10 раз

    2 * 743 * 5 = 743 * 10 = 7430

    4 * 536 * 25 = 53600

    23 * 11 = 253 27 * 11 = 297
    396 : 11 = 36 583 : 11 = 53
    15 * 15 = 225 25 * 25 = 625 35 * 35 = 1225
    45 * 45 = 2025 55 * 55 = 3025 65 * 65 = 4225
    75 * 75 = 5625 85 * 85 = 7225 95  95 = 9025

6. Сердюков Максим

    А мне нравится моделирование. Я на уроках математики научился делать геометрические фигуры из пластилина и бумаги: это куб, прямоугольный параллелепипед, разные пирамиды, разные призмы; это треугольная, а это шестиугольная.

7. Ясько Полина

    А мне очень нравится рисовать эти фигуры. Например, параллелепипед и куб. Я нарисую эти фигуры и расскажу из каких частей они состоят.

8. Шевченко Олег

    А я умею рисовать параллельные линии под разными наклонами и на разном расстоянии. Это тоже в жизни пригодится, можно, например, сделать трафарет для Доплера.

9. Сорокина Люба

А мне нравится решать задачи с частями. Например, в состав мороженого входит:

Сливки – 3 части
Сахар – 1 часть
Яйца (желток) – 1 часть

Сколько граммов каждого продукта нужно взять, чтобы получить 1 кг мороженого?

Решение:

  1. 3 + 1 + 1 = 5 (ч) – всего
  2. 1000 : 5 = 200 (г) – 1 часть сахара – 200 г (стакан); яиц – 200 г (стакан)
  3. 200 * 3 = 600 (г) сливок (Пол-литра и ещё полстакана)

10. Выдренко Андрей

    Я люблю решать задачи на движение. Воспользуемся этой моделью: (модель с движущимися фигурами).

    1. (60 + 50) * 3 = 330 (км) (30 – 12) * 2 = 36 (км) 12 – 5 = 7 км/ч
    Ответ: S = 330 км Ответ: на 36 км Ответ: V = 7 км/ч

11. Инсценировка: “Как бедняк играл в шахматы с шахом”

Рассказчик (Ваганова): Шахматная игра была придумана в Индии. Когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен её остроумием и разнообразием возможных в ней комбинаций. Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников.

Царь: Я желаю достойно наградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал.

Сета поклонился.

Я достаточно богат, чтобы исполнить твоё пожелание. Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь её.

Сета молчал, наконец он заговорил и царь очень удивился той скромной просьбе, которую высказал Сета.

Сета: Повелитель, прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно, за вторую – два, за третью – четыре, за четвертую – восемь, за пятую – шестнадцать…

Царь: Довольно, ты получишь свои зерна, за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей.

Сета улыбнулся, покинул зал и стал дожидаться у ворот дворца.

Вечером царь увидел, что Сета всё ещё стоит у ворот. Он вызвал своих с гневом и спросил, почему до сих пор Сета ещё не получил свой мешок?

Придворный математик доложил царю, что такого количества зерна нет ни у царя, ни на всём белом свете. Царь очень удивился и попросил придворного математика объяснить в чём дело.

Итак, имеем последовательность чисел: 1, 2, 22 , 23… 263

Оценим, как велико число 263?

1000 * 1000 * 1000 * 1000 * 1000 * 1000 зерен (одно зерно весит 1 грамм) или

1 000 000 000 000 тонн зерна.

Тысяча
Миллион
Миллиард
Триллион
Квадриллион
Квинтиллион

1 квадриллион тонн зерна, но это только 263, а если сложить все клетки, то получится число 18 446 744 073 709 551 615 или 18 квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 551 тысяча 615.

12. Подведение итогов конференции.

День защитника Отечества. Военно-спортивная математическая игра для мальчиков.

Цель урока: Повторение и закрепление основных математических понятий и геометрических фигур на местности и в практическом применении в “боевой обстановке”.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель: Приветственное слово.

Дорогие ребята!

Скоро праздник- День защитника Отечества. От всей души поздравляю вас. Желаю здоровья, счастья, мира и, конечно же, успешной учебы. Сегодня на наш праздник собрались будущие защитники Отечества, которые покажут себя в различных видах соревнований. А вы, болельщики, можете болеть за своих, подбадривать их, хлопать и кричать.

Итак, начинаем!

Первый конкурс: Строевая подготовка.

В этом конкурсе вы должны проявить свои боевые качества и знания по математике.

Кросс – 100 метров

Сколько в 100 метрах сантиметров? (10000 сантиметров)

Подтягивание – 15 раз

Какие два числа можно перемножить, чтобы получить 15? (3х5+15)

Перетягивание каната

Что собой представляет канат, когда он натянут? (Отрезок), а когда не натянут? (Волнистую линию).

Пройти через болото.

Какой формы кочки? (круги)

Пройти сквозь ущелье. (Делается ущелье из 5-6 обручей. Нужно пробежать туда и обратно, не задев ни одного обруча спиной).

Какая фигура – обруч? (окружность).

Битьё мяча ногой (20 раз).

Мяч, что это за геометрическая фигура? (шар).

Второй конкурс: “Закидай врага снарядами”

Здесь мы проверим вашу ловкость и сноровку. Из бумаги делается 10 мячей для каждой команды. Они по очереди забрасывают их в мусорные корзины соперника.

Мусорная корзина – какая это геометрическая фигура? (усеченный конус).

Третий конкурс: “Гусиные лапки”

Проверяется сообразительность, смекалка. Из листа бумаги вырезать большого размера “гусиные лапки”. Нужно пройти определенное расстояние в “гусиных лапках”, не потеряв по дороге, идут сразу все 10 человек, кто быстрее и ловчее. (Получается, если шаркать по полу ногами).

Четвертый конкурс: “Рыбалка”

Конкурс, развивающий ловкость, чувство локтя, товарища. Два участника, противники, встают друг к другу спинами. У каждого в руках удочка, на которую надо повесить конфету и держать её так, чтобы она висела перед ртом другого участника. А теперь задача: съест конфету быстрее соперника.

Пятый конкурс: “Меткий стрелок”

Проверяются знания по системе координат и определению координаты точки.

Шестой конкурс: “Спаси раненого”

У каждой команды по три “раненых”. Вид мобилизации – перенос раненых в паре, когда участники берутся за руки “крест-накрест”. Спасателям нужно как можно быстрее перенести поочередно всех раненых по определенному участку данной местности. Учитывается быстрота и правильность выполнения задания. Воспитание терпения, милосердия, сострадания. Вопрос командам. Под каким углом перекрещиваются руки? (Под прямым).

Седьмой конкурс: “Кладовые природы или помоги себе сам”

Вопросы командам:

1 команда:

Какое лекарственное растение можно использовать при ушибах и ссадинах? (Подорожник)

Какие растения используются при простуде? (Малина, мать-и-мачеха, липа, смородина)

Каким растением можно красить яйца? (Луковой шелухой)

Какая трава помогает от 99 болезней? (Зверобой)

2 команда:

Что можно использовать в лесу при заварке чая? (Листья малины, брусники)

Какие растения лечат от семи недугов? (Лук, чеснок)

Какие растения используются для мытья волос? (Ромашка, крапива)

В каких растениях много витамина С? (Шиповник, черная смородина, рябина)

Восьмой конкурс: “Военная викторина”

1 команда:

Какие воинские звания вы знаете? (Рядовой, сержант, прапорщик…)

Какой самолет получил название “летающий танк”? (Бомбардировщик-штурмовик)

Кто водрузил Знамя Победы на крышу Рейхстага в Берлине? (Егоров, Кантария)

2 команда:

“Проверено – мин нет”. Кто делает такие надписи? (Саперы)

Как назывались войска в Советской Армии, которые были на конях? (Кавалерия)

Как называются наплечные знаки военного? (Погоны)

Девятый конкурс: “Умники-разумники”

Математический конкурс:

1 команда:

Кто сказал: “Математику уже за то любить надо, что она ум развивает?” (Ломоносов)

Холила да берегла бабуся своего единственного внука. Вырос внук статный и пригожий, но лодырь лодырем. А в армию, как все, пошёл. Вот и получает бабуся письмо от внука, нарадоваться не может. Хвастается, что в армии его любят, наряды часто дают, да все вне очереди. Ответьте-ка мне, что это за наряды?

Какую геометрическую фигуру напоминает танк сбоку? (Трапецию)

Сколько лет служат солдаты в армии? (2 года)

Какой геометрический инструмент лежит в основе прибора, которым определяют угол полета снаряда артиллерии? (Транспортир)

2 команда:

Кто сказал: “Тяжело в учении – легко в бою”? (Суворов)

Какие войска носят голубые береты? (Воздушно-десантные войска)

Ползет черепаха,

Стальная рубаха,

Враг в овраг – он там, где враг. (Танк)

Сколько лет служат матросы на флоте? (2,5 года)

Как называются прямые, которыми разрисована тельняшка моряка? (Параллельные прямые)

Десятый конкурс: Игра “Найти клад”. Спортивное соревнование.

Приготовлено 10 карточек с номерами. Участники вынимают карточки по очереди и становятся по кругу (по своему выбранному номеру).

Затем они движутся каждый по своему направлению, указанному на карточке. Выигрывает тот, кто быстрей сориентируется и найдет первым клад.