Человек, который понимает природу, благороднее и чище.
Л.Леонов
Цели:
– развитие логического мышления, интереса к математике;
– расширение знаний учеников об окружающем мире;
– воспитание бережного отношения к природе;
Оборудование: карта Чувашской Республики, плакат по зоологии “Рыбы”, пластинка “Любитель – рыболов”, удочки, “рыбы” с заданиями, чувашско-русские словари.
Учитель: Дорогие любители математики! Сегодня мы с вами проведем очередное занятие математического кружка. О чем пойдет речь – узнаем из следующей задачи.
Задача 1. На координатной плоскости построили точки
(3;3), (0;3), (-3;2), (-5;2), (-7;4), (-8;3), (-7;1), (-5;0), (-1;-2), (0;-4), (2;-4), (3;-2), (5;-2), (7;0), (5;2), (3;3), (2;4), (-3;4), (-4;2)
Глаз (5;0)
Соединим, последовательно данные точки и получится…..?
Верно, получилась рыба.
Рыбы – самая древняя и самая многочисленная группа животных из позвоночных. Благодаря своей изумительной приспособленности к разнообразным условиям жизни рыбы процветают и в наше время. Они заселили моря и океаны, реки и озера, пруды и ручейки, даже подземные воды. По месту обитания рыбы делятся на пресноводные и морские. Рыбы Чувашии – пресноводные. В водоемах республики насчитывается 44 вида.
Задача 2. Не обладая постоянной температурой тела, рыбы переносят ледяную и почти кипящую воду. Могут жить у самой поверхности воды и на глубине… км. Это мы с вами узнаем следующим образом. Проведем небольшую разминку:
1/3*3/5 = +2 4/5 = *1 2/15 – *2 = –1 4/5 = *2 =
Ответ: 10 км.
В древней восточной поэзии есть мудрое стихотворение:
Если ты даешь человеку одну рыбу,
То он будет сыт раз в год.
Если ты научишь, ловить рыбу,
То он будет сыт всю жизнь.
Рыбная ловля, также как и охота, имеет свою историю. Сцены из жизни рыболовов запечатлены на древних фресках, о них писали древнегреческие поэты. В сочинениях Плутарха, жившего в начале нашей эры, подробно рассказывается, как соревновались в ловле рыбы Антоний и Клеопатра.
Я тоже предлагаю вам посоревноваться в ловле рыбы на звание “Лучший экипаж рыбного траулера”. В каждом экипаже по три ученика. Вы должны осуществить вылов рыб в различных реках нашей республики.
1 команда – река Сура
2 команда – река Волга
3 команда – река М. Була
Найдите на карте Чувашской Республики эти реки.
Чтобы получить звание “Лучший экипаж рыбного траулера”
- Надо ловить рыбу.
- Решить задачу или ответить на вопросы.
- Подсчитать количество рыб – решенных задач за указанное время.
На столе – “озере” разбросаны рыбки, вырезанные из бумаги. К каждой рыбке скрепками прикреплена задача. Ребята должны удочкой (палочка, к ней прикреплена нить с магнитом) поймать рыбу. Но ловцы не видят рыбок: с их стороны установлена ширма. Она загораживает стол от играющих, и они забрасывают свои удочки наугад, как настоящие рыбаки. (Звучит песня “Любитель – рыболов”)
Задания для конкурса “Рыбалка”
- На дне тихо и темно,
Лежит усатое бревно. - Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. Под водой живет народ,
Ходит задом наперед.- Посреди поля лежит зеркало –
- Вдоль по речке, по водице,
- У маленькой скотинки
Сто монеток на спинке. Кит \---------\--20--\
Белуга \---------\---------\---------\-10-\
Сом \---------\---------\
В общей сложности могут прожить 210 лет.
Рама зеленая, стекло голубое.
Плывет “лодок” вереница.
Впереди “корабль” идет.
За собою всех ведет.
- Вес девяти самых крупных речных окуней равен весу двух морских окуней. Сколько весит крупный морской окунь, если известно, что один самый крупный речной и два крупных морских весят вместе 20 кг?
- Мальчик поймал 20 ершей и окуней, причем окуней в 3 раза меньше, чем ершей. Сколько он поймал ершей?
- Трое рыбаков поймали 75 окуней. Стали варить уху. Когда один дал 8 окуней, другой 12, а третий 7, то у них окуней стало поровну. Сколько окуней поймал каждый рыбак?
- В воскресенье я рыбачил три раза: утром, днем, вечером. Весь мой улов равен 3 кг. Причем утром я поймал в три раза больше, чем днем, а днем в два раза меньше, чем вечером. Сколько кг рыбы я поймал утром и вечером.
- Хвост рыбы весит 4 кг, голова весит столько, сколько хвост и половина туловища, а туловище столько, сколько голова и хвост. Сколько весит вся рыба?
- Два рыбака решили сообща варить уху на костре. Первый дал два окуня, второй – одного. Вес каждого окуня по 100 г. На уху подошел охотник и внес свою долю деньгами – 60 копеек. Как должны разделить эти деньги 2 рыбака?
- Шесть рыбаков съели шесть судаков за шесть дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков? (Аппетиты у всех одинаковые).
- Осетр мечет 7 млн. икринок, карп в 13 раз меньше осетра, а треска на 2500 тыс. больше карпа и осетра вместе. Сколько икринок выметывает треска?
- Белорыбица
- Белуга
- Быстрянка русская
- Гольян озерный
- Горчак
- Осетр русский
- Подкаменщик обыкновенный
- Стерлядь
- Шип
К нам в гости пришел клоун. Давайте послушаем рассказ о том, как клоун ходил на рыбалку.
РАССКАЗ КЛОУНА.
Я встал пораньше, в 4 утра. Позавтракал плотно, выпил 1 км молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое, 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шел быстро, со скоростью 6 литров. Пришел, закинул удочки. Не прошло и 20 сантиметров как я поймал первую рыбину. Большущую длиной 50 минут и весом 3 км. в час. Отличная получилась уха!
Ребята, ваша задача – пересказать эту историю, правильно расставив единицы измерения.
Сообщения ученика.
В нашей стране более 10 млн. человек занимается любительской ловлей рыбы. По приблизительным подсчетам, они ежегодно вылавливают до 2 млн. тонн рыбы или более 50% промысловой добычи на внутренних водоемах. В связи с этим назрела необходимость усилить охрану рыбных запасов.
Рыболов-любитель имеет право использовать для лова рыбы только разрешенные снасти. Категорически запрещается ловить рыбу загоном, огнестрельным и пневматическим оружием, подсечкой, с помощью взрывчатки и отравляющих веществ, во время нереста, на зимовальных рыбных ямах в зимний период, перед плотинами. Рыболовам-любителям разрешен лов рыбы одной удочкой с двумя крючками, без применения живца и мальца, вне места нереста, обозначенных специальными указателями.
9 видов рыб включено в Красную книгу:
Учитель. А сейчас мы с вами проведем один фрагмент из игры “Звездный час”.
На доске:
1. Карп
2. Карась
3. Пескарь
4. Окунь
Вопрос 1. При первом же взгляде на эту рыбу с ее коротким и высоким туловищем можно сказать, что эта рыба не относится к разряду хороших быстрых пловцов. Она населяет исключительно лишь стоячие, зачастую сильно заросшие водоемы. Можно отметить очень малую требовательность по отношению к содержанию в воде кислорода – в этом она превосходит всех наших рыб. Растет эта рыба медленно, в небольших, бедных кормом озерах вообще остается маленьким, не больше ладони. Однако в больших пойменных озерах Суры и Волги с обилием корма может достигать до 2 кг веса. Нерест бывает в конце мая – начале июня.
Ответ: карась
Вопрос 2. Эта рыба является культурной расой дикого сазана и имеет очень большое хозяйственное значение. Ценным качеством этой рыбы является, прежде всего, его большая скороспелость. 2 летки этой рыбы при обилии пищи могут достигать веса 400г., а 3 летки свыше 1 кг. Мясо очень хорошо на вкус, менее костлявое. Препятствием к широкому разведению этой рыбы у нас является то, что высока чувствительность к низкой температуре.
В Канаше и Чаганарах (Чебоксарский район) имеются питомники по выращиванию молоди этой рыбы. В них выращивается от 30 до 400 тыс. мальков.
Ответ: карп
Значение рыб в жизни человечества исключительно велико. В белковом рационе человека в разных странах мира рыба составляет от 17 до 83%. При добыче рыбы, кроме пищевых продуктов, получают и другие виды полезной продукции: витамины, кормовую муку и др.
Ребята, вашему вниманию предлагается норма продуктов питания на одного человека на 1 день (в кг)
Хлеб 0,55
Крупа 0,05
Картофель 0,30
Овощи 0,35
Фрукты 0,20
Сахар 0,09
Мясо 0,15
Молоко 0,30
Масло 0,30
Рыба 0,10
Задача. Расположите дроби в порядке возрастания и мы с вами узнаем на каком месте стоит рыба.
Рыбы внутренних водоемов по вкусовым качествам выше, чем морские. Богатство внутренних водоемов республики позволяет полностью удовлетворить потребности населения в высококалорийном продукте питания – рыбе.
Вода – чудесный минерал земли. Во все времена, всеми народами планеты ценилась и береглась вода. А рыба – главное богатство наших вод. Поэтому содержание этого неоценимого дара природы в чистоте и рациональное использование рыбных ресурсов является основными условиями высокой рыбопродуктивности водоемов.
Проведем конкурс художников. Я вам прочту сказку, а вы нарисуете картину. “ Забросил мальчик удочку, вытащил рыбку золотую. Пожалел ее мальчик, отпустил обратно в воду. Опять закинул удочку, и снова поймал золотую рыбку. И на этот раз отпустил он ее с миром. Последний раз закинул удочку. Вытянул и крикнул с досады: та же золотая рыбка попалась.
Только взял ее в руки, а та и взмолилась: “ Что хочешь для тебя сделаю, все задачки решать буду, только не бросай меня больше в воду. Дышать нечем от грязи и мазута, лучше я у тебя в аквариуме жить буду”.
“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу, значит охранять Родину”, – писал М. Пришвин.
Да, прекрасно жить, когда светит солнышко, поют птички, шумят леса, благоухают цветы и чистым воздухом дышат люди и животные. И надо сделать все, чтобы природа наша как можно дольше сохранилась такой. Много хорошего для природы можем сделать и мы с вами. Нужны только умелые руки, доброе сердце и огромная любовь к нашей прекрасной Родине.