Апробация экспериментальной программы внеурочной работы "Компьютерные технологии для младших школьников"

Разделы: Информатика, Начальная школа, Внеклассная работа


Образовательный центр информационных технологий “ИСТРА”, в котором работают творческие педагоги, идет в ногу со временем. Это не слепое движение за модой на инновации, а серьезная работа, включающая в себя апробацию приемов и методов современных технологий. Примером тому стала апробация на базе центра программы внеурочной работы “Компьютерные технологии для младших школьников”. Программа развивается в г. Стерлитамаке (Республика Башкортостан) с сентября 2001 года.

Предлагаемая программа и технология проведения занятий рассчитана на 32 часа (1 час в неделю) с детьми младшего школьного возраста (1-3-й класс). Эта программа носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с программным средством учебного назначения.

Разрабатывая эту программу, мы исходили из следующих идей: идея гуманных отношений; идея трудной цели; идея личностного подхода; идея деятельностного подхода; идея свободного выбора.

Данная программа ориентирована на большой объем практических, творческих работ. Для решения поставленных задач применяются беседы, практические работы, викторины, конкурсы и творческие занятия с элементами логики и дидактических игр, а также используются следующие формы работы с компьютером: демонстрационная – выполняет учитель, а учащиеся наблюдают; самостоятельная – недлительная работа учащихся по усвоению или закреплению материала. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.

В программе можно выделить следующие разделы:

  1. Информация вокруг нас.
  2. Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация вокруг нас (примеры из окружающего мира). Что можно делать с информацией? Получение, обработка, хранение, передача информации. Компьютер как средство работы с информацией. Основные устройства компьютера их функции. Начальные навыки работы с мышью и клавиатурой.

    Данный раздел представлен программами “Колобок” (“Незнайкина грамота”), “Карнавал” (“Незнайкина грамота”), “Пятачок и разные звери”.

  3. Природоведение, рисование.
  4. Цель раздела - сообщение младшим школьникам элементарных сведений о живой и неживой природе, об изменениях природы и труда людей по временам года; дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы; формировать гуманное отношение учащихся к живой и неживой природе, воспитывать чувство необходимости бережного отношения к ней; развивать у детей интерес к изобразительной деятельности; учить детей правильно передавать в рисунке природоведческие знания.

    Раздел представлен программами “Арт - студия”, “Paint”, “Пятачок и разные звери”, “Климат” (“Незнайкина грамота”), “Карта” (“Незнайкина грамота”).

  5. Русский язык.
  6. Цель раздела – развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления.

    Раздел представлен программно-методическим комплексом по русскому языку “Семейный наставник” (1-3-й класс), а также программами “Волшебный букварь”, “Веселая азбука”, “Волшебный сон”.

  7. Веселая математика.
  8. Основное содержание этого раздела представлено пятью блоками: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, блоком содержательно-логических задач и заданий и блоком, который можно назвать компьютерным.

    Основными компонентами математического образования, получаемого при полном использовании предлагаемой программы (всех пяти блоков), являются:

    • числовая грамотность учащихся, знакомство с элементами алгебры, начальные геометрические представления.
    • целенаправленное развитие познавательных процессов младших школьников и базирующееся на нем начальное математическое развитие.
    • начальное знакомство с современными информационными технологиями, формирование элементарных навыков работы.

    В разделе используется следующий программный материал: “Качели” (“Незнайкина грамота”), “Веселая математика”, “Счет” (“Незнайкина грамота”), программно-методический комплекс по математике “Семейный наставник” (1-3-й класс).

  9. Чтение.
  10. Цель раздела – знакомить учащихся с детской литературой и книгой, раскрывать перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры.

  11. Разное.
  12. Сюда мы относим проведение занятий, посвященных какому-либо празднику (“День космонавтики”, “День защитников Отечества” и т. д.)

    Предлагаемая программа обладает рядом особенностей:

      • построена на принципах развивающего обучения;
      • каждая тема имеет программную поддержку;
      • широко представлены межпредметные связи;
      • предполагает проведение занятий в занимательной и игровой формах, а также использование упражнений для снятия напряжения во время работы с компьютером;
      • предлагаются диагностические тесты для прослеживания динамики развития интеллектуальных способностей школьников.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • применение, роль и возможности компьютера в различных отраслях деятельности человека;
  • назначение основных компонентов компьютера;
  • правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • понятие информации, многообразие ее форм;
  • носители информации;
  • информационные процессы (передача, обработка, хранение информации).

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться клавиатурой (вводить с клавиатуры русские строчные буквы, цифры, исправлять ошибки ввода);
  • пользоваться “мышью” компьютера;
  • пользоваться обучающим и развивающим программным обеспечением.

Тематический план занятий.

Раздел

Темы занятий.

1кл.

2кл.

3кл.

1

Информация вокруг нас.

Что такое информация?

1ч.

1ч.

1ч.

Действия с информацией.

1ч.

1ч.

1ч.

Здравствуй, класс компьютерный!

1ч.

1ч.

1ч.

2

Природоведение, рисование

 

Осенний рисунок.

1ч.

1ч.

1ч.

На кого похожа рыбка?

1ч.

1ч.

1ч.

Кто где живет.

1ч.

1ч.

1ч.

Зимушка-зима.

1ч.

1ч.

1ч.

Кругосветное путешествие.

1ч.

1ч.

1ч.

Пришла Весна!

1ч.

1ч.

1ч.

Мой край родной, Башкортостан!

1ч.

1ч.

1ч.

3

Русский язык. Русский с увлечением.

1ч.

1ч.

1ч.

Мои успехи по русскому языку

1ч.

1ч.

1ч.

4

Веселая математика. Город цифр.

2ч.

2ч.

2ч.

Сложение.

1ч.

1ч.

1ч.

Вычитание.

2ч.

1ч.

1ч.

Умножение.

-

1ч.

1ч.

Деление.

-

1ч.

1ч.

Равно.

2ч.

2ч.

2ч.

Увлекательная геометрия.

2ч.

2ч.

2ч.

Мои успехи по математике.

1ч.

1ч.

1ч.

5

Чтение. Путешествие в книжное царство.

4ч.

4ч.

4ч.

Литературная викторина – тест по сказке А. Н. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.

1ч.

1ч.

1ч.

6

Разное. День защитников Отечества.

1ч.

1ч.

1ч.

День Космонавтики.

1ч.

1ч.

1ч.

Сам себе мультипликатор.

2ч.

1ч.

1ч.

Обобщение.

1ч.

1ч.

1ч.

Всего:

32ч.

32ч.

32ч.

Далее, мы предлагаем примерный план-конспект внеурочного занятия, на котором в тесной связи использовались региональный материал, средства этнопедагогики в экологическом образовании младших школьников и новые информационные технологии.

Конспект занятия

Тема: “Мой край родной, Башкортостан!”

Цель: познакомить учащихся с картой родного края.

Задачи:

1) научить пользоваться условными обозначениями (лес, река, родник, озеро, болото, горы, город, дорога, мост, огород, сад, луг, поле);
2) развивать внимание, память, наблюдательность, познавательную активность, кругозор;
3) воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе своего края, к природным богатствам, к здоровью, к грамотному и разумному природопользованию.

Оборудование: компьютерный класс; программный проект “Незнайкина грамота”, программа “Карта”; рисунок карты Башкортостана; карточки с условными обозначениями природных богатств; репродукции картин башкирских художников (Р. М. Нурмухаметов “Полдень на реке Белой”, “Утро. Туман”, “Пруд Карламан”; Н. Г. Гатауллин “Юматовские березки”, “Ермолаевский парк”, “Скала Свеча. Бурзянский р-н”, “Утесы”, “У реки”).

План проведения занятия

  1. Организационный момент (1 мин.).
  2. Работа по теме занятия (15 мин.).
  3. Повторение правил работы за компьютером. (1 мин.).
  4. Работа детей за компьютером (15 мин.).
  5. Упражнения на релаксацию мышц глаз и тела (5 мин.).
  6. Подведение итогов (3 мин.).

Методические рекомендации

  1. Организационный момент.
  2. Учитель. Ребята, сегодня на занятии мы с вами поближе познакомимся с природными богатствами нашего края и попытаемся составить карту местности.

  3. Работа по теме занятия.

Учитель. Ребята, как называется край, в котором мы с вами живем?

Дети. Башкортостан.

Вывешивается карта Башкортостана, заранее подготовленная (см. рис. 1).

Рис. 1

Учитель читает стихотворения:

Шире океана,
Я тебя,
Республика
Ты моя республика!
Не отдам врагу!
Как цветок прекрасна,
Без тебя родная
Велика, сильна
Жить я не могу.
                  Хай Мухамедьяров

Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край,
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай!
                  (Нигмати Р. или Алибаев А.)

    • Нам с вами, ребята, повезло. Мы живем в замечательном крае – в Башкортостане. У нас красивые леса, много рек, озер и гор. Показывает репродукции картин башкирских художников.
    • Кто из вас был в лесу? Какие деревья растут у нас в Башкортостане?

Дети. Ель, сосна, береза, липа, дуб, пихта, клен, лиственница…

Учитель. Верно.

    • Какую роль играет лес в жизни людей?
    • Как человек относится к лесу и к его обитателям?
    • Послушайте, что говорит лес о себе в отрывке из эпоса “Узак-тузак – последний из рода Балабашняков”.

... прошумел лес своей кроной и завел песнь:

Я – частица воды и земли,
Часть другая – степь, ковыли
Дам сруб – от хлада буранных дней,
Хлев я дам для скотины твоей.
Нужен дом – будет дар от меня.
Бревна нужны – грузи на коня.
Станешь мерзнуть – и в пасть огня
Кинешь дрова – тоже дар от меня.
От медведей моих тебе – тулуп.
В лесу выстругивай стрелы и лук.
Если лося сумеешь добыть,
Тебе зимою голодным не быть.
Нужна лучина – так есть сосна,
Хоть всю ночь с ней сиди без сна!
Лиса тебе будет для воротника –
Лишь пусть бережливой будет рука.
Вдоволь всего на просторах лесных.

Учитель. Леса – богатство нашего края, их нужно беречь. “Кто посадит дерево – того благословят внуки, кто срубит дерево – того проклянут дети” - эта народная мудрость точно выражает отношение наших предков к деревьям, отношение глубоко почтительное, даже религиозное. Их наделяли душой, приписывали им человеческие качества. К деревьям относились как к существам высшего порядка, и спрашивая у них помощи и благословения перед всякими начинаниями. Башкиры считали священным деревом можжевельник. Можжевельник часто называют шишкоягодником. Как у всех вечнозеленых хвойных деревьев и кустарников, у него есть шишки, но они без чешуек. Шишки очень похожи на ягоды. Их добавляют для аромата в пироги и пряники. В зимнюю пору они спасают от голода многих полезных птиц: глухарей, рябчиков, тетеревов, снегирей. Это растение – превосходный санитар. Его хвоя дезинфицирует и оздоровливает воздух. Башкиры говорили, что нельзя пользоваться деревом без всякой надобности и почитали это дерево, одаренное силой изгонять из домов нечистых духов, преклонялись перед ним.

    • Если мы посмотрим на карту нашей родины, то увидим, что леса имеют свое условное обозначение. Показывает и вывешивает на доску (см. рис. 1).
    • Ребята, а кроме лесов, чем еще богат наш Башкортостан?

Дети. Реками.

Учитель. Названия каких рек вы знаете?

Дети. Белая, Стерля, Ашкадар, Ольховка …

Учитель. Правильно. Это реки, которые протекают у нас в городе. Но еще есть крупные реки – это Урал, Дема, Уфа, Юрюзань и др.

    • Реки тоже имеют свое обозначение. Показывает и вывешивает на доску (см. рис. 1).
    • Что еще есть в нашем крае?

Дети. Луга и поля.

Учитель. А чем отличается луг от поля? Прослушайте стихотворения и попробуйте ответить на этот вопрос.(Стихи читают заранее подготовленные дети)

Луг

На солнечном просторе луговом
Трава зеленым стелется ковром.

Меж гибких ив ручей, звеня, струится,
Извилистою лентой серебрится.
Играя, мотыльки порхают тут,
И птицы переливчато поют.
Как много здесь цветов пестреет разных –
И белых, и оранжевых, и красных!
                   Мажит Гафури

В поле

В поле вызрели хлеба –
Начинается косьба!
Вот идет комбайн огромный,
Косит гладко, косит ровно.
За рулем сидит Ахмет –
Комбайнеру десять лет!
Здесь Ахмет вполне на месте:
Но конечно с папой вместе…
Сбрил колосья острый нож,
Стало поле, будто ёж!
Только у обочины
Цветок озабоченный.
Щурит синенький глазок
Наш знакомый – василек:
“Чисто, хорошо ли
Выкошено поле?..”
                      Муса Гали

После прочтения детьми стихотворений, выявляются отличительные признаки луга от поля.

Учитель. Луга и поля тоже имеют свое обозначение. Показывает и вывешивает на доску (см. рис. 1).

  • Многие уголки нашей республики стали памятниками природы Башкортостана. На территории памятников природы запрещена рубка леса, пастьба скота. Например, около города Стерлитамака по правобережью реки Белой находятся уникальные четыре горы- одиночки – шиханы: Юрак-тау, Тра-тау, Куш-тау и Шах-тау. На шиханах растет очень много редких видов растений.
  • Горы тоже имеют свое условное обозначение. Показывает и вывешивает на доску (см. рис. 1).
  • Ребята, а еще у нас в республике есть озера (Кандрыкуль, Аслыкуль, Яктыкуль), родники, болота. Они все имеют условное обозначение на картах. Показывает и вывешивает на доску (см. рис. 1).
  • Посмотрите на нашу, получившуюся карту, и скажите, чего у нас не хватает?

Дети. Городов.

Учитель. Какие крупные города Башкортостана вы знает? Назовите.

Дети. Салават, Уфа, Стерлитамак, Мелеуз, Ишимбай, Нефтекамск…

Учитель. Давайте послушаем сообщения детей о том, как города влияют на природу? (Выступают дети, заранее подготовленные)

Учащийся 1. Город потребляет огромное количество воды, лишь незначительная часть которой используется в питании человека. Основная часть ее тратится на производственные процессы и бытовые нужды: человек умывается, моется в ванной и в бане, поливает улицы. Однако выпитая городом вода возвращается в природу в загрязненном состоянии и не всегда можно восстановить качество воды.

Учащийся 2. Город не только загрязняет реки и озера, но и выбрасывает в воздух ядовитые газы, пыль. Если на заводах и фабриках стоят очистные сооружения и они исправно работают, то пыль и ядовитые газы не попадают в воздух и не наносят вреда людям, растениям и животным. Но бывает, что человек, ответственный за работу очистных сооружений, недобросовестно относится к своему делу и пыль и ядовитый пар прорываются через фильтры в воздух и отравляют его. От ядовитого воздуха люди болеют, становятся раздражительными, быстро устают. Взрослым трудно работать, а детям – учиться. Отравленный воздух губит растительный и животный мир, а с ним и красоту окружающей нас жизни.

Учащийся 3. Город загрязняет почву промышленными отходами. В составе промышленного мусора могут оказаться ядовитые вещества, которые растворяются в дождевых и снеговых водах и затем попадают в водоемы. Города задыхаются от мусора, который постоянно накапливается, несмотря на попытки его сжечь, закопать, уничтожить. Мусор должен быть рассортирован по степени вредности. Наиболее вредные отходы вывозятся далеко за пределы города и там хранятся в бетонированных мусоросборниках. Бытовой мусор и часть отходов химических предприятий должны перерабатываться на мусороперерабатывающих заводах.

Учащийся 4. Представить нашу жизнь без транспорта невозможно. Транспорт обслуживает и городское, и сельское население. Автомобиль является не только другом, но и врагом. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в городе являются автомобили. Автомобили выбрасывают в несколько раз больше вредных веществ при остановке и наборе скорости. Поэтому в настоящее время разрабатываются новые системы регулирования уличного движения, которые сводили бы к минимуму возможность образования пробок и частые остановки транспорта. За город на объездные дороги выносятся маршруты грузового автотранспорта. Создаются специальные пешеходные зоны, где движение автотранспорта запрещено.

Учитель. Итак, теперь мы знаем какой вред несет город природе и как с этим нужно бороться.

Учитель показывает условное обозначение города и вывешивает на доску (см. рис. 1).

Учитель. А теперь отгадайте загадки.

1. Лето целое старалась – одевалась, одевалась, одевалась,
А как осень пришла, все наряды отдала –
Сотню одежонок сложили мы в бочонок.
(Капуста)

2. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли
Ели, да хвалили? (Картофель)

3. Скинули с Егорушки золотые пёрышки,
Заставили Егорушку плакать без горюшки.
(Лук)

4. Красная мышка с белым хвостиком,
В норке сидела подземным листиком.
(Редиска)

5. Над землей – трава,
Под землей – алая голова.
(Свекла)

6. Росли на грядке зеленые ветки –
А на них красные детки.
(Помидоры)

7.Самый алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

8.Висят на ветке шары, посинели от жары. (Слива)

9.Нет окна и нет дверей, много в комнате людей. (Дыня)

10.Сижу на дереве: красная как кровь,
Круглая, как шар, вкусная, как мед.
(Вишня)

Учитель. О чем были загадки?

Дети. Об овощах и фруктах.

Учитель. А где растут овощи? фрукты?

Дети. В саду и в огороде.

Учитель. Верно. У нас есть сады и огороды. Их обозначают вот так: показывает и вывешивает на доску (см. рис. 1).

  • А чтобы добраться до огорода или сада, мы должны проехать или пройти какое-то расстояние. На пути нам может встретиться мост.
  • Дорогу и мост обозначают так. Показывает и вывешивает на доску (см. рис.1).
  • Посмотрите, какая карта получилась у нас с вами. Глядя на неё, мы можем назвать богатства нашей республики.
  • А теперь, чтобы вы запомнили эти обозначения, мы с вами поиграем.

3. Повторение правил работы за компьютером.

Первое требование, которое надо соблюдать в компьютерном классе, - чистота.

Нельзя приходить в грязной обуви и одежде.
Необходимо почистить ваши пиджаки и портфели, прежде чем войти в компьютерный класс.
Если вы не успели пообедать на перемене перед занятием, лучше потерпите, но не приносите с собой хлеб, орешки, конфеты, семечки. Крошки навредят компьютеру больше, чем пыль. Если они попадут между клавишами, их не так легко оттуда извлечь.
Жвачка, какой бы вкусной она вам не казалась, категорически запрещена каждому, кто сидит с компьютером.
Направляясь в компьютерный класс, взгляните на ваши руки. Этими руками вы сейчас будете работать с клавишами. И если под ногтями у вас грязно, если ваши пальцы – испачканные и сальные, то такими же грязными станут клавиши вашего компьютера. А ведь за этой клавиатурой будут работать и ваши учителя, и товарищи из другого класса! Подумайте о них, подумайте о том, что ваши грязные руки испачкают, состарят и выведут из строя школьные компьютеры.

Второе важнейшее требование в компьютерном классе – дисциплина.

Ни одну клавишу (даже после того, когда вы узнаете, что они означают!) нельзя нажимать без разрешения учителя. Конечно, если вы нажмете клавишу, взрыва и пожара не будет. Но если компьютер подготовлен к занятиям, а вы, не предупредив учителя, решили побаловаться с клавиатурой, то, вероятнее всего, материал, подготовленный к занятию, будет испорчен.
Особое предупреждение: никогда не нажимайте кнопку отключения компьютера от электрической сети. Это может привести к потере работоспособности компьютера. На ремонт уйдет много часов.
Компьютеры работают от электрической сети, напряжение которой опасно для жизни. Будьте осторожны! Не трогайте провода, которые подведены к компьютеру.
Нажимая клавиши на клавиатуре, не прилагайте больших усилий. Компьютер поймет вас и при самом нежном прикосновении. Помните, что, барабаня по клавиатуре, вы просто выведете ее из строя.
Так же “нежно” нужно относиться к мышке и другим устройствам, экран монитора нельзя трогать, даже чистыми пальцами, так как на нем все равно остаются следы.
Сидите перед компьютером прямо, так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана.

Учитель. Правила поведения в компьютерном классе не слишком сложны. Но соблюдать их нужно очень строго. Будучи внимательными к своим машинам, вы многому научитесь, много интересного увидите на экранах.

4. Работа детей за компьютером.

Сборник образовательных игр “Незнайкина грамота” (см. рис. 2).

Рис. 2

Программа “Карта” (см. рис. 3).

Рис. 3

Цель: закрепить изученный материал.

Задачи: - развивать внимание, память; совершенствовать навыки работы с мышью.

Алгоритм управления компьютерной программой (АУКП):

  1. Запустить программный проект “Незнайкина грамота”.
  2. Выбрать в предлагаемом списке программу “Карта”.
  3. Прочитать правила игры.
  4. Нажать “вариант 1”. Если вы быстро и верно справились с заданием, то программа автоматически переходит на “вариант 2”, т. е. задание усложняется и т. д.
  5. Нажать выход из игры (на экране в левом нижнем углу есть желтая кнопка).
  6. Нажать выход из программы.

5.Упражнения на релаксацию мышц тела и глаз.

Упражнение 1. Очень медленно выполнить круговое движение головой сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 2. Самомассаж затылочной части головы и шеи – поглаживание, круговые движения, растирание. Все движения выполнять подушечками пальцев сверху вниз.

Упражнение 3. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Руки на поясе. Напряженно свести локти вперед. Отвести локти назад, прогнуться. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 5. Руки на поясе. Правую кисть – на голову; напрягая мышцы, повернуть туловище направо. Расслабляя мышцы, вернуться в исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 6. Следить глазами за медленным опусканием, а затем подниманием руки на расстоянии 40-50 см от глаз. Повторить 10-12 раз, меняя руки.

6. Подведение итогов.

    • Что нового вы узнали о нашем крае?
    • Чему научились?
    • Как мы будем относится к богатствам нашего края?

- Ребята, только мы с вами можем сделать наш Башкортостан богатым, с чистыми реками и озерами, которые полны рыбой; лесами, в которых не умолкают голоса птиц; с пашнями, которые дают высокие урожаи, и пастбищами с густыми травами, на которых пасутся коровы, овцы и знаменитые башкирские кони. В будущем в городах республики будет легко дышать и промышленные предприятия перестанут загрязнять атмосферу и воду. Каждый из вас может принять участие в восстановлении природы родного края. Охранять каждое дерево, кустик, каждый цветок, травинку – это могут делать все друзья леса. Нужно быть богатым душой человеком, любить свой край, республику Башкортостан. И природа обязательно отблагодарит за это пышным цветением, свежим воздухом, заливчатым пением птиц. Она сделает вас здоровыми и смелыми, красивыми и веселыми.

На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк, Расчесывает ветерок. Гремит на скалах водопад, И брызги радугой летят. А в синем море толстый кит – Большой, как дом, на волнах спит. Не разрушайте этот мир, Девчонки и мальчишки, Иначе эти чудеса Останутся лишь в книжке. Чтоб был в источниках нарзан С полянки – земляника, Будь осторожен как Тарзан, Дружи с природой дикой. Ты – тоже часть ее чудес, И для тебя темнеет лес, И речка светлая течет, И по весне сирень цветет. И надо постараться Нам с этим не расстаться.

М. Х. Левитман

Таким образом, хочется отметить, что методически обоснованное внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс младших школьников дополняет традиционную теорию и методику воспитания, способствует совершенствованию организации внеурочной работы, позволяет активизировать коммуникативную и познавательную деятельность учащихся.

Список рекомендательной литературы.

  1. Башкирское народное творчество. Эпос. – Уфа: Башк. кн. из-во, 1987. – Т. 1. – 554 с.
  2. Демирчоглян Г. Г. Компьютер и здоровье. – М.: Советский спорт, 1995. – 64с.: ил.
  3. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. – М.: Гелиос АРВ, 2000,192 с., ил.
  4. Юный эколог: Программа факультативного курса и дидактические материалы для учителя начальных классов Республики Башкортостан / Сост. Т. И. Петрова – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2000. – 99с.