Тема урока: кодирование информации
Тип урока: урок обобщения и закрепления пройденного материала
Цель урока:
- Проверка практических навыков и умений при работе с кодированием информации.
- Активизация работы учащихся на уроке за счет вовлечения в игру.
- Приобретение учащимися навыков общения при совместной работе; активизация их творческого мышления.
Организация урока: класс разбивается на 2 игровые группы. Ведущим является учитель.
Оснащение урока: Рабочая тетрадь “Информатика в играх и задачах” автор А.В.Горячев, карта путешествия, задания – карточки
Ход урока:
- Организационный этап.
- Приветствие
- Проверка готовности детей к уроку
Сегодня мы вместе с вами совершим морское путешествие в поисках волшебного клада. Нас ждут трудные испытания, опасные приключения. Только преодолев все трудности, мы сумеем найти клад. А нашими помощниками в нелегком путешествии будут ваши знания.
Вопрос: Вспомните, что такое кодирование?
Ответ:
Вопрос: Для чего мы кодируем информацию?
Ответ:
Вопрос: Какие вы знаете способы кодировки?
Ответ:
Хорошо! Мыс вами отправляемся в морское путешествие. А что нам необходимо взять с собой?
Варианты ответа детей: компас, еду, лопату, теплые вещи, запас пресной воды, карту и т.д.
Замечательно! Только я бы взяла еще один, как мне кажется, нужный предмет. А что это за предмет вы узнаете тогда, когда выполните первое задание.
Задание 1 Клеточный диктант ( кодирование информации направлениями) “рис.1”
Задание 1 “Клеточный диктант”
От начала движения:
3 клеточки вправо
3 клеточки вниз
1 клеточка влево
6 клеточек вниз
3 клеточки влево
2 клеточки вверх,
1 клеточка вправо
1 клеточка вверх
1 клеточка вправо
3 клеточки вверх
1 клеточка влево
3 клеточки вверх.
Вы узнали, что это за предмет? Правильно – это старинный ключ. Как вы думаете, зачем он нам нужен? (Чтобы открыть сундук с кладом).
У нас все готово к отправлению в путешествие. Но на нашем корабле нет капитана. И нам необходимо его выбрать. Им будет тот, кто правильно выполнит все команды.
Физ. Минутка “Выбираем капитана” Игра на внимание.
(повторять слова и движения, с последующим убыстрением)
Еду на танке. Вижу корову
В шапке ушанке. С рогом здоровым
“Здравствуй, корова!
Как поживаешь?
Do you speak English?”
“Что обзываешь”
Мы вышли в открытое море. Но вдруг капитан заметил за бортом бутылку. Давайте посмотрим, что там? Может это поможет нам в поисках нашего клада?
Задание 2 “Записка в бутылке” (кодирование информации цифрами) “рис.2”
Что означает надпись на записке из старинной бутылке?
Ключ к заданию:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Д | О | К | Л | А | Д |
8 |
5 |
7 |
3 |
М |
А |
Я |
К |
Задание:
3 | 4 | 5 | 1 |
7 | 8 | 5 |
Итак, мы расшифровали важную записку, и узнали, что клад находится в яме. У нас есть карта, старинный ключ, которым мы откроим сундук. Теперь – вперед! На поиски клада!
А впереди у нас “Океан нерешенных задач”. Чтобы его преодолеть, нам необходимо выполнить следующее задание.
Задание 3 Ребусы
Мы успешно миновали океан. Но перед нами еще одна опасность – “Логово морского чудовища”. И чтобы нам не попасть ему на обед, необходимо выполнить следующее задание.
Задание 4. “ Расшифруй пословицы”
1 | лень | до | все | и | труд |
2 | не | труд | кормит | перетрут | а |
3 | доводит | но | терпенье | портит | человека |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание: (2;2) (5;3) (3;2) (5;2) (1;1) (4;3)
Ответ:
ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ
Мы с вами проплыли мимо чудовища, а впереди “Маригиский кристалл”
И нас ждет следующее испытание.
Задание 5 Загадки
- Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? (Вода)
- Бьют о воду два крыла,
Чтобы лодочка плыла (Весла) - Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
- Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)
- По морю идет, идет,
А до берега дойдет
Пропадет. (Волна) - Когда он нужен, его выбрасывают
А когда не нужен, поднимают. (Якорь) - Никто не солит, а солоно. (Море)
Какие вы молодцы! И в награду за ваши старания, я посылаю вам на помощь “Веселый ветер”
Физ. Минутка “Мы охотники на льва”
Мы охотники на льва. Не боимся мы его.
У нас длинное копье И огромный меч – вжик!
Ой, кто это! Ой, что это! Впереди огромный лес!
Нам над ним не пролететь, нам под ним не проползти
Нам его не обойти. Надо на прямик идти
Ш – Ш – Ш – Ш
Прошли!
Мы охотники на льва. Не боимся мы его.
У нас длинное копье И огромный меч – вжик!
Ой, кто это! Ой, что это! Впереди огромная река!
Нам над ней не пролететь, нам под ней не проползти
Нам ее не обойти. Надо на прямик идти
Буль – Буль – Буль – Буль
Прошли!
Мы охотники на льва. Не боимся мы его.
У нас длинное копье и огромный меч – вжик!
Ой, кто это! Ой, что это! Впереди огромное болото!
Нам над ним не пролететь, нам под ним не проползти
Нам его не обойти. Надо на прямик идти:
Чап – чап – чап – чап
Прошли!
Мы охотники на льва. Не боимся мы его.
У нас длинное копье и огромный меч – вжик!
Ой, кто это! Ой, что это! Впереди огромный лев!
Мы его боимся! Побежали обратно!
Чап – чап – Буль – Буль – ш – ш
Убежали!
Наше путешествие подходит к концу. Мы благополучно добрались до острова. Но злые пираты так спрятали клад, что его может найти только смелые, отважные и сообразительные моряки.
Задание 6 “Морские предметы” (перечислите все морские предметы на букву “В” ).
Наконец-то клад в наших руках. А что здесь написано, может разгадать самый внимательный и терпеливый.
Задание 7. “Отгадай послание”
Шифр:
Послание:
ответ:
СПАСИБО ЗА УРОК
Итог урока. Сегодня мы с вами совершили морское путешествие, нашли клад и повторили все, что, мы знаем о кодировании информации.