Образовательная модель адаптационной группы кратковременного пребывания детей в возрасте от 8 месяцев до 3 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


АКТУАЛЬНОСТЬ

Последнее десятилетие века характеризовалось сокращением сети ДОУ, стремительным повышением родительской платы за содержание детей в детском саду, ростом очередности и снижением охвата детей дошкольным образованием. В городе Чайковском с прилегающей территорией в 1997 году было 50 ДОУ 1999 г. – 40, 2003 г. – 39. Охват детей дошкольным образованием на 01.01.2004 г. составляет 79,5%. Это означает, что четверть детей приходит в школу, минуя степень дошкольного образования. Такой “неравный старт” при поступлении детей в школу вызывает существенные трудности, как у учителей, так и у первоклассников, образуя тем самым серьезный пробел в системе непрерывного образования.

Прогрессирующий рост цен на энергоносители, транспорт, питание, оборудование приводит к фактическому разрушению сети ДОУ. Анализ показывает, что затраты на ребенка в день составляют 78 рублей 37 копеек, из них 36% затрат идет на питание, 10% – оплата коммунальных услуг, 49% – обслуживание, 5% – развитие ДОУ. Таким образом, большая часть расходов приходится на услуги и питание.

В этих условиях, очевидно, что необходимо активно заниматься изучением и внедрением новых форм дошкольного образования.

Идея создания групп кратковременного пребывания детей возникла в декабре 1999 года. Мы стали искать пути претворения этой идеи в жизнь.

Проанализировав демографическую ситуацию в микрорайоне, оценив кадровый потенциал, материально – техническую базу детского сада, мы пришли к выводу, что у нас имеется возможность развернуть работу по апробации новых форм дошкольного образования и войти на рынок образовательных услуг.

Был разработан проект “Развитие многообразия форм дошкольного образования: группы кратковременного пребывания”. Согласно разработанному плану действий по реализации проекта разработан пакет документов по нормативно-правовому обеспечению:

  • программа экспериментальной работы;
  • положение о группах кратковременного пребывания;
  • договора с родителями, сотрудниками;
  • обоснование финансово – экономического и организационно – управленческого аспекта.

Методическому обеспечению:

  • Разработаны модели кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении (Модель А: три варианта, действуют в специально выделенном групповом помещении. Модель Б: два варианта, предполагает посещение ребенком группы в соответствии с физиологическим возрастом. В каждой модели были определены цель, задачи, основные принципы функционирования, примерный план воспитательно – образовательной работы с указанием количества занятий в неделю, примерная сетка занятий, режим дня);
  • примерное календарное, тематическое планирование;
  • программно – методическое обеспечение;
  • алгоритм изучения ребенка;
  • анкеты для родителей;
  • пакет диагностических методик.

Организационному обеспечению:

  • дополнительное штатное расписание;
  • план работы с родителями;
  • анкетирование родителей;
  • проведение родительских собрания, семинаров – практикумов;
  • индивидуальных консультаций.

Кадровое обеспечение:

  • ввод дополнительных ставок;
  • курсовая подготовка;
  • координация деятельности персонала.

Социальный опрос и опыт работы показали, что самыми востребованными оказались адаптационные группы для детей раннего возраста. В настоящее время отработана модель адаптационной группы для детей от 8 месяцев до 3 лет. Режим работы: 5 дней в неделю, по 3 часа без питания, в удобное для родителей время (с 9.00 до 12.00 или 15.00 до 18.00). Оборудовано отдельное помещение, воспитатели прошли специальную курсовую подготовку. Родительская оплата в месяц за одного ребенка составляет 120 рублей, что в три с половиной раза меньше, чем оплата в традиционной группе.

Наметилась устойчивая тенденция спроса на адаптационные группы с последующим переводом ребенка в обычную группу по режиму 12-ти часового пребывания.

Образовательная модель адаптационной группы кратковременного пребывания детей в возрасте от 8 месяцев до 3-х лет.

Цель: обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей от 8 месяцев до 3-х лет через объединение усилий семьи и педагогов.

Задачи:

  1. Способствовать успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в группах кратковременного пребывания.
  2. Создать предметно-развивающую среду, активизирующую познавательную деятельность ребенка.
  3. Повысить культуру общения между взрослыми и детьми.
  4. Привлечь внимание родителей к самоценности и неповторимости ребенка раннего возраста, через организацию нетрадиционных форм работы с родителями.
  5. Пропагандировать среди семей микрорайона (города) посещение детей раннего возраста адаптационных групп кратковременного пребывания.

Примерное программно – методическое обеспечение группы раннего развития режима кратковременного пребывания для детей от 8 месяцев до 3 лет, работающей с использованием Монтессори – метода

Возрастные подгруппы

Программно-методическое содержание

8 – 12 месяцев

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. “Воспитание сенсорной культуры ребенка”.

Губерт К.Д., Расс М.Г. “Гимнастика и массаж в раннем возрасте” (система гимнастических упражнений).

Пономарев С.А. “Растите малышей здоровыми” (система занятий по физическому развитию).

Павлова Л.Н. “Знакомим малыша с окружающим миром” (система занятий по ознакомлению с окружающим миром и действию с предметами).

1-2 года

2-3 года

 

 

Сорокова М.Г. “Жизненная практика и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори”.

Любина Г.А. “Использование элементов Монтессори – педагогики в развитии речи детей разновозрастной группы детского сада”.

Хилтунен Е. “Монтессори – материал” (школа для малышей).

Хилтунен Е. “Упражнения с Монтессори – материалом” (школа для малышей).

Мария Монтессори “Детский дом.”

Богусловский М.В., Корнетов Г.Б. “Мария Монтессори” (статьи, советы и рекомендации)

Гребенщиков Л. “Работа на линии в Монтессори – группе”.

Фаусек Ю. “Значение рисования в школе Монтессори” (опыты и наблюдения).

Загвоздкин В., Хилтунен Е. “Монтессори и Вальдорф”

Монтессори М. “Самовоспитание и самообучение”.

Примерный режим дня с 01.09 по 28.02

 

Время пребывания с 9.00

до 12.00 ч

Время пребывания с 15.00 до 18.00 ч

Прием детей, осмотр, игры.

9.00-9.30

15.00-15.30

Свободная работа с Монтессори-материалом.

9.30-9.50

15.30-15.50

Фиточай

9.50-10.00

15.50-16.00

Индивидуальное общение с педагогом, совместная деятельность взрослого и ребенка.

10.00-10.45

16.00-16.45

Игры.

10.45-11.15

16.45-17.15

Занятия со специалистами

(с1 года 6 мес.)

11.15-11.25

17.15-17.25

Игры, уход детей домой.

11.25-12.00

17.25-18.00

Примерный режим дня с 01.03. по 31.05

 

Время пребывания с 9.00

до 12.00 ч

Время пребывания с 15.00 до 18.00 ч

Прием детей, осмотр, игры.

9.00-9.30

15.00-15.30

Свободная работа с Монтессори-материалом.

9.30-9.50

15.30-15.50

Фиточай

9.50-10.00

15.50-16.00

Индивидуальное общение с педагогом, совместная деятельность взрослого и ребенка.

10.00-10.35

16.00-16.35

Занятия со специалистами

(с1 года 6 мес.)

10.35-10.45

16.35-16.45

Подготовка к прогулке, выход на прогулку

10.45-11.00

16.45-17.00

Прогулка, уход детей домой.

11.00-12.00

17.00-18.00

Сетка занятий адаптационной группы КП

Режим работы

9.00 – 12.00

15.00 – 18.00

понедельник

9.30 – 9.50

Свободная работа с Монтессори – материалом

(Развитие речи)

11.15 – 11.23

Физическое воспитание

15.30-15.50

Свободная работа с Монтессори – материалом

(Развитие речи)

16.35-16.45

Музыкальное воспитание

вторник

9.30 – 9.50

Свободная работа с Монтессори – материалом

(Мелкая моторика)

11.15 – 11.23

Музыкальное воспитание

15.30-15.50

Свободная работа с Монтессори – материалом

(Мелкая моторика)

16.35-16.45

Физическое воспитание

среда

9.30 – 9.50

Свободная работа с Монтессори – материалом

(Сенсорное развитие)

11.15 – 11.23

ИЗОбразительная деятельность

15.30-15.50

Свободная работа с Монтессори – материалом

(Сенсорное развитие)

16.35-16.45

ИЗОбразительная деятельность

четверг

9.30 – 9.50

Свободная работа с Монтессори – материалом

(Крупная моторика)

11.15 – 11.23

Музыкальное воспитание

15.30-15.50

Свободная работа с Монтессори – материалом

(Крупная моторика)

16.35-16.45

Физическое воспитание

пятница

9.30 – 9.50

Свободная работа с Монтессори – материалом

(Доизобразительная детельность)

11.15 – 11.23

Физическое воспитание

15.30-15.50

Свободная работа с Монтессори – материалом

(Доизобразительная детельность)

16.35-16.45

Музыкальное воспитание

Составлен перечень дидактических Монтессори – материалов по зонам  (0,8 месяцев 3 года):

      • Зона развития мелкой моторики.
      • Зона упражнений с водой.
      • Зона развития речи.
      • Зона сенсорного развития.

Содержание индивидуального пакета документов по изучению ребенка, посещающего адаптационную группу КП.

    1. Адаптационный лист.
    2. Общие сведения о семье ребенка.
    3. Показатели физического развития ребенка.
    4. Диагностический дневник.
      • Возраст от 1 года до 1,5 лет.
      • Возраст от 1,6 до 2 лет.
      • Возраст с 2 до 3 лет.
    5. Дневник наблюдений по освоению ребенком Монтессори – материалов.
    6. Медико – психолого - педагогическое сопровождение:

      • Показатели нервно – психического развития детей с 1 года до 2 лет (разработана Н.М.Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной).
      • Показатели нервно – психического развития детей с 2 года до 3 лет (разработана Н.М.Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной).
      • Допустимые физические нагрузки для детей 2–3 лет.
      • Возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет.
      • Речевая карта обследования детей 2 – 2,5 лет.
      • Определение уровня развития игры детей 2–3 лет.
      • Нормативная шкала одаренности от 1 года до 3 лет.
      <

      Примерный план работы по взаимодействию с родителями в вопросах воспитания и обучения детей.

      1. Первичное (организационное) родительское собрание с целью ознакомления с задачами и условиями пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
      2. В течение года проходит заседание “Клуба заботливых родителей” (“Учитесь правильно болеть”, “Умные книжки – умным детишкам”, “Юные художники”, “Вместе веселее…”, “Права вашего ребенка” и прочее).
      3. Мини практикумы (изготовление и работа с Монтессори – материалами ребенка в домашних условиях).
      4. Индивидуальные консультации (на основе ознакомления с индивидуальным пакетом документов).
      5. Консультативная помощь специалистов ДОУ.
      6. Подготовка наглядно – информационного материала в родительском уголке.
      7. Педагогическая гостиная с мини – ярмаркой (как один из вариантов организации и проведения домашних игр и досугов с детьми).
      8. Анкетирование родителей по итога учебного года.

      Предполагаемый результат:

      Ожидаемый результат

      Критерии оценки результатов

      Увеличение семей заинтересованных в посещении детьми раннего возраста адаптационных групп кратковременного пребывания.

      Статистические данные о количестве детей, посещающих группы кратковременного пребывания.

      Повышение педагогической культуры родителей.

      Данные о предоставлении консультативной помощи специалистов ДОУ. Анкетирование родителей.

      Ослабление адаптационного синдрома при переходе ребенка на полный день пребывания в детском саду.

      Уменьшение количества дней пропущенных одним ребенком по болезни.

      Опыт работы дошкольного образовательного учреждения в инновационном режиме в течение 4 –х лет показал, что адаптационные группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста способствуют ослаблению адаптационного синдрома при переходе ребенка на полный день пребывания в детском саду, обеспечивают доступность образовательных услуг для всех слоев населения, позволяют экономить бюджетные средства по содержанию детей в образовательном учреждении.