АКТУАЛЬНОСТЬ
Последнее десятилетие века характеризовалось сокращением сети ДОУ, стремительным повышением родительской платы за содержание детей в детском саду, ростом очередности и снижением охвата детей дошкольным образованием. В городе Чайковском с прилегающей территорией в 1997 году было 50 ДОУ 1999 г. – 40, 2003 г. – 39. Охват детей дошкольным образованием на 01.01.2004 г. составляет 79,5%. Это означает, что четверть детей приходит в школу, минуя степень дошкольного образования. Такой “неравный старт” при поступлении детей в школу вызывает существенные трудности, как у учителей, так и у первоклассников, образуя тем самым серьезный пробел в системе непрерывного образования.
Прогрессирующий рост цен на энергоносители, транспорт, питание, оборудование приводит к фактическому разрушению сети ДОУ. Анализ показывает, что затраты на ребенка в день составляют 78 рублей 37 копеек, из них 36% затрат идет на питание, 10% – оплата коммунальных услуг, 49% – обслуживание, 5% – развитие ДОУ. Таким образом, большая часть расходов приходится на услуги и питание.
В этих условиях, очевидно, что необходимо активно заниматься изучением и внедрением новых форм дошкольного образования.
Идея создания групп кратковременного пребывания детей возникла в декабре 1999 года. Мы стали искать пути претворения этой идеи в жизнь.
Проанализировав демографическую ситуацию в микрорайоне, оценив кадровый потенциал, материально – техническую базу детского сада, мы пришли к выводу, что у нас имеется возможность развернуть работу по апробации новых форм дошкольного образования и войти на рынок образовательных услуг.
Был разработан проект “Развитие многообразия форм дошкольного образования: группы кратковременного пребывания”. Согласно разработанному плану действий по реализации проекта разработан пакет документов по нормативно-правовому обеспечению:
- программа экспериментальной работы;
- положение о группах кратковременного пребывания;
- договора с родителями, сотрудниками;
- обоснование финансово – экономического и организационно – управленческого аспекта.
Методическому обеспечению:
- Разработаны модели кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении (Модель А: три варианта, действуют в специально выделенном групповом помещении. Модель Б: два варианта, предполагает посещение ребенком группы в соответствии с физиологическим возрастом. В каждой модели были определены цель, задачи, основные принципы функционирования, примерный план воспитательно – образовательной работы с указанием количества занятий в неделю, примерная сетка занятий, режим дня);
- примерное календарное, тематическое планирование;
- программно – методическое обеспечение;
- алгоритм изучения ребенка;
- анкеты для родителей;
- пакет диагностических методик.
Организационному обеспечению:
- дополнительное штатное расписание;
- план работы с родителями;
- анкетирование родителей;
- проведение родительских собрания, семинаров – практикумов;
- индивидуальных консультаций.
Кадровое обеспечение:
- ввод дополнительных ставок;
- курсовая подготовка;
- координация деятельности персонала.
Социальный опрос и опыт работы показали, что самыми востребованными оказались адаптационные группы для детей раннего возраста. В настоящее время отработана модель адаптационной группы для детей от 8 месяцев до 3 лет. Режим работы: 5 дней в неделю, по 3 часа без питания, в удобное для родителей время (с 9.00 до 12.00 или 15.00 до 18.00). Оборудовано отдельное помещение, воспитатели прошли специальную курсовую подготовку. Родительская оплата в месяц за одного ребенка составляет 120 рублей, что в три с половиной раза меньше, чем оплата в традиционной группе.
Наметилась устойчивая тенденция спроса на адаптационные группы с последующим переводом ребенка в обычную группу по режиму 12-ти часового пребывания.
Образовательная модель адаптационной группы кратковременного пребывания детей в возрасте от 8 месяцев до 3-х лет.
Цель: обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей от 8 месяцев до 3-х лет через объединение усилий семьи и педагогов.
Задачи:
- Способствовать успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в группах кратковременного пребывания.
- Создать предметно-развивающую среду, активизирующую познавательную деятельность ребенка.
- Повысить культуру общения между взрослыми и детьми.
- Привлечь внимание родителей к самоценности и неповторимости ребенка раннего возраста, через организацию нетрадиционных форм работы с родителями.
- Пропагандировать среди семей микрорайона (города) посещение детей раннего возраста адаптационных групп кратковременного пребывания.
Примерное программно – методическое обеспечение группы раннего развития режима кратковременного пребывания для детей от 8 месяцев до 3 лет, работающей с использованием Монтессори – метода
Возрастные подгруппы |
Программно-методическое содержание |
||
8 – 12 месяцев |
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. “Воспитание сенсорной культуры ребенка”. Губерт К.Д., Расс М.Г. “Гимнастика и массаж в раннем возрасте” (система гимнастических упражнений). Пономарев С.А. “Растите малышей здоровыми” (система занятий по физическому развитию). Павлова Л.Н. “Знакомим малыша с окружающим миром” (система занятий по ознакомлению с окружающим миром и действию с предметами). |
||
1-2 года 2-3 года
|
Сорокова М.Г. “Жизненная практика и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори”. Любина Г.А. “Использование элементов Монтессори – педагогики в развитии речи детей разновозрастной группы детского сада”. Хилтунен Е. “Монтессори – материал” (школа для малышей). Хилтунен Е. “Упражнения с Монтессори – материалом” (школа для малышей). Мария Монтессори “Детский дом.” Богусловский М.В., Корнетов Г.Б. “Мария Монтессори” (статьи, советы и рекомендации) Гребенщиков Л. “Работа на линии в Монтессори – группе”. Фаусек Ю. “Значение рисования в школе Монтессори” (опыты и наблюдения). Загвоздкин В., Хилтунен Е. “Монтессори и Вальдорф” Монтессори М. “Самовоспитание и самообучение”. |
||
Примерный режим дня с 01.09 по 28.02 |
|||
Время пребывания с 9.00 до 12.00 ч |
Время пребывания с 15.00 до 18.00 ч |
||
Прием детей, осмотр, игры. |
9.00-9.30 |
15.00-15.30 |
|
Свободная работа с Монтессори-материалом. |
9.30-9.50 |
15.30-15.50 |
|
Фиточай |
9.50-10.00 |
15.50-16.00 |
|
Индивидуальное общение с педагогом, совместная деятельность взрослого и ребенка. |
10.00-10.45 |
16.00-16.45 |
|
Игры. |
10.45-11.15 |
16.45-17.15 |
|
Занятия со специалистами (с1 года 6 мес.) |
11.15-11.25 |
17.15-17.25 |
|
Игры, уход детей домой. |
11.25-12.00 |
17.25-18.00 |
|
Примерный режим дня с 01.03. по 31.05 |
|||
Время пребывания с 9.00 до 12.00 ч |
Время пребывания с 15.00 до 18.00 ч |
||
Прием детей, осмотр, игры. |
9.00-9.30 |
15.00-15.30 |
|
Свободная работа с Монтессори-материалом. |
9.30-9.50 |
15.30-15.50 |
|
Фиточай |
9.50-10.00 |
15.50-16.00 |
|
Индивидуальное общение с педагогом, совместная деятельность взрослого и ребенка. |
10.00-10.35 |
16.00-16.35 |
|
Занятия со специалистами (с1 года 6 мес.) |
10.35-10.45 |
16.35-16.45 |
|
Подготовка к прогулке, выход на прогулку |
10.45-11.00 |
16.45-17.00 |
|
Прогулка, уход детей домой. |
11.00-12.00 |
17.00-18.00 |
Сетка занятий адаптационной группы КП
Режим работы |
9.00 – 12.00 |
15.00 – 18.00 |
понедельник |
9.30 – 9.50 Свободная работа с Монтессори – материалом (Развитие речи) 11.15 – 11.23 Физическое воспитание |
15.30-15.50 Свободная работа с Монтессори – материалом (Развитие речи) 16.35-16.45 Музыкальное воспитание |
вторник |
9.30 – 9.50 Свободная работа с Монтессори – материалом (Мелкая моторика) 11.15 – 11.23 Музыкальное воспитание |
15.30-15.50 Свободная работа с Монтессори – материалом (Мелкая моторика) 16.35-16.45 Физическое воспитание |
среда |
9.30 – 9.50 Свободная работа с Монтессори – материалом (Сенсорное развитие) 11.15 – 11.23 ИЗОбразительная деятельность |
15.30-15.50 Свободная работа с Монтессори – материалом (Сенсорное развитие) 16.35-16.45 ИЗОбразительная деятельность |
четверг |
9.30 – 9.50 Свободная работа с Монтессори – материалом (Крупная моторика) 11.15 – 11.23 Музыкальное воспитание |
15.30-15.50 Свободная работа с Монтессори – материалом (Крупная моторика) 16.35-16.45 Физическое воспитание |
пятница |
9.30 – 9.50 Свободная работа с Монтессори – материалом (Доизобразительная детельность) 11.15 – 11.23 Физическое воспитание |
15.30-15.50 Свободная работа с Монтессори – материалом (Доизобразительная детельность) 16.35-16.45 Музыкальное воспитание |
Составлен перечень дидактических Монтессори – материалов по зонам (0,8 месяцев – 3 года):
- Зона развития мелкой моторики.
- Зона упражнений с водой.
- Зона развития речи.
- Зона сенсорного развития.
Содержание индивидуального пакета документов по изучению ребенка, посещающего адаптационную группу КП.
- Адаптационный лист.
- Общие сведения о семье ребенка.
- Показатели физического развития ребенка.
- Диагностический дневник.
- Возраст от 1 года до 1,5 лет.
- Возраст от 1,6 до 2 лет.
- Возраст с 2 до 3 лет.
- Дневник наблюдений по освоению ребенком Монтессори – материалов.
- Показатели нервно – психического развития детей с 1 года до 2 лет (разработана Н.М.Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной).
- Показатели нервно – психического развития детей с 2 года до 3 лет (разработана Н.М.Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной).
- Допустимые физические нагрузки для детей 2–3 лет.
- Возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет.
- Речевая карта обследования детей 2 – 2,5 лет.
- Определение уровня развития игры детей 2–3 лет.
- Нормативная шкала одаренности от 1 года до 3 лет.
- Первичное (организационное) родительское собрание с целью ознакомления с задачами и условиями пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
- В течение года проходит заседание “Клуба заботливых родителей” (“Учитесь правильно болеть”, “Умные книжки – умным детишкам”, “Юные художники”, “Вместе веселее…”, “Права вашего ребенка” и прочее).
- Мини практикумы (изготовление и работа с Монтессори – материалами ребенка в домашних условиях).
- Индивидуальные консультации (на основе ознакомления с индивидуальным пакетом документов).
- Консультативная помощь специалистов ДОУ.
- Подготовка наглядно – информационного материала в родительском уголке.
- Педагогическая гостиная с мини – ярмаркой (как один из вариантов организации и проведения домашних игр и досугов с детьми).
- Анкетирование родителей по итога учебного года.
Медико – психолого - педагогическое сопровождение:
Примерный план работы по взаимодействию с родителями в вопросах воспитания и обучения детей.
Предполагаемый результат:
Ожидаемый результат |
Критерии оценки результатов |
Увеличение семей заинтересованных в посещении детьми раннего возраста адаптационных групп кратковременного пребывания. |
Статистические данные о количестве детей, посещающих группы кратковременного пребывания. |
Повышение педагогической культуры родителей. |
Данные о предоставлении консультативной помощи специалистов ДОУ. Анкетирование родителей. |
Ослабление адаптационного синдрома при переходе ребенка на полный день пребывания в детском саду. |
Уменьшение количества дней пропущенных одним ребенком по болезни. |
Опыт работы дошкольного образовательного учреждения в инновационном режиме в течение 4 –х лет показал, что адаптационные группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста способствуют ослаблению адаптационного синдрома при переходе ребенка на полный день пребывания в детском саду, обеспечивают доступность образовательных услуг для всех слоев населения, позволяют экономить бюджетные средства по содержанию детей в образовательном учреждении.