Тема:” Волшебная птица счастья. Реальность и фантазия.”
“Удивительная особенность фантастики в том
что иногда она становится реальностью”.
Б.М.Неменский
Создать условия для реализации следующих целей:
- показать роль и назначение искусства, его силу, oрганическую связь с жизнью;
- развивать творческую активность, воображение, фантазию, умение видеть красоту в быту;
- дать понятие о стилизации как средстве декоративно-прикладного искусства;
- закрепить технику выполнения эскиза;
- пробуждать “чувства добрые” через любовь к живому;
- способствовать развитию умения сотрудничать в сфере экономических отношений;
- содействовать свободе выбора.
О б о р у д о в а н и е
- Магнитофон. Аудиокассеты: “Голоса птиц”, “Оркестр Поля Мориа”.
- Вода, гуашь, карандаши, кисти, палитры.
- Мандолина.
- Репродукция И.Я. Билибина “Жар-птица”.
- Иллюстрированне детские сказки.
- Музыкальная шкатулка с волшебной птицей-брошью.
- Фоторепродукции птиц, рисунки волшебных птиц.
- Перья разных птиц.
- Правила работы красками.
- Кроссворд “Счастье”, составленный из названий птиц.
- Таблица “В помощь мастеру Украшения”, содержащая приемы работы кистью.
- Натюрморт из предметов декоративно- прикладного искусства: матрешки , птица- свистулька, настольная лампа- лебедь, пасхальные яйца и другое.
С Л О В А Р Ь У Р О К А
Основы рисуночной г р а м о т н о с т и:
- Мастер изображения, Мастер украшения;
- жанр фантастики;
- рисунок, эскиз, набросок;
- разметка, построение формы;
- материал письма: акварель, гуашь, масло, пастель;
- цвета основные, дополнительные, чистые, смешанные, насыщенные;
- композиция;
- палитра цветов, гамма, колорит;
- целостный декоративный образ;
- репродукция, подлинник, произведение изобразительного искусства;
- декор, узор, украшение, орнамент;
- стилизация;
- жанры живописи;
- техника письма: метод тычка, метод мазка, метод глади.
ДЕТАЛИ УКРАШЕНИЯ
КОРОНЫ
ПРИЧЕСКИ
БУСЫ
ПОДВЕСКИ
КОЛЬЦА
БРАСЛЕТЫ
СЕРЕЖКИ
ВЕЕРА
ТРАВИНКИ
СЕРДЕЧКИ
д у г и
Завитки
Спирали кружки овалы волны штрихи пятна
Пунктиры
Сценарий у р о к а
Дети настраиваются на урок, разгадывая кроссворд,состоящий из названий птиц , проводят время в игре
“Назови птицу, восстановив выпавшие гласные”:
врбй, / воробей/, ст /аист/, срк /сорока/ и др..
Звучит свист птицы. Дети рассаживаются по местам.
Идет мелодия “Жаворонок” оркестра под управлением Поля Мориа.
С помощью рук и легкого шарфа учитель танцует, изображая полет птицы.
Вступительное слово.
– Птичка прилетела, на головки села. /Ласково дотрагивается до детских головок.
Сегодня мы проводим деловую игру.
Вам предстоит выполнить заказ: нарисовать эскиз волшебной птицы /пауза/ счастья.
На листе бумаги надо создать свой образ птицы, которая впоследствии попадет на декоративную тарелку.
Как вы думаете, какой должна быть по замыслу птица, если она не простая, а волшебная? (Возможные ответы: загадочная, красивая, необыкновенная )
Учитель обобщает: – Это и есть состояние счастья.
В качестве каких мастеров вы выступите сегодня на уроке, мастера изображения или украшения?
- Скажите для чего нужна птица на тарелке? Что можно украсить таким блюдом?
- Давайте сделаем наших птиц необыкновенными, волшебными.
Сегодня вам предстоит украсить нарисованную птицу. Значит вы не только мастера изображения, но и мастера украшения. Займетесь декоративным рисованием. Особо лучшая работа будет отмечена медалью с изображением двуглавого орла. Кто знает, как эта птица стала символом России? (1472 г. Жена царя Ивана /// Софья привезла из Византии)
Сейчас давайте настроимся на творческую работу, подготовим к работе свое воображение, чтобы заработала выдумка, фантазия.
Звучит волшебная музыка. Открывается шкатулка.
Учитель достает красивую птицу- брошь. Проносит между рядами.
Закрепляет брошь на плече.
- В душу просится поэзия. А есть ли поэты среди вас?
А любители лирики? Кто порадует нас созвучием лирических строк.
(Дети представляют стихи о птицах разных авторов.)
Звучит стихотворение А. С. Пушкина “Птичка”
- Дети, а кто написал это стихотворение?
А сейчас я хочу пригласить вас в музей одной картины.
Идет работа по иллюстрации И. Я. Билибина “Жар-птица”
План.
1. Созерцание.
2. Беседа: – Понравилась? Чем? Опишите увиденное, опишите птицу.
– Она настоящая? /Волшебная/
– А в жизни такая бывает?
– Как называется? /Павлин/
– Докажите, что она волшебная? Как украшена?
– Какой мастер постарался? Назовите его имя.
/Дается информация о художнике./
Проводится викторина по определению вида птиц.
Учитель предлагает перо, а дети называют птицу, которой оно принадлежит, при этом выражает восхищение творением Матушки-природы, просит детей высказать свое отношение по поводу увиденного.
СРАВНИВАЮТСЯ ПОНЯТИЯ “реальность” и “фантазия”.
Учитель предлагает сравнить изображения птиц из реальной жизни и созданных воображением художника, а затем читает сказку про Жар-птицу, специально им сочиненную для понимания приема стилизации.
“В стране, где проживали несчастливые люди, не светило солнце. Там стояла вечная тьма. В небе висели груды облаков. Ветер не качал ветки деревьев и не заставлял цветы склонять свои головки. Животные не паслись на лугах и не распевали в кустах птицы. Все было погружено в мрак сна и темноты. Люди не умели радоваться жизни, были мрачными, как тучи, угрюмыми, а души их ожесточились и очерствели.
Но однажды, как это часто бывает в сказках и в жизни тоже, совершилось чудо. Над темным царством протянулась огненная ленточка: из далекого космоса проник луч света. А вместе с ним вдруг возникла маленькая серая птичка. Она ударилась оземь, и, /О,чудо!/ вокруг стало светло. А сама птица преобразилась, превратившись в Жар-птицу. Все вокруг было наполнено сиянием ее перьев, расцветилось яркими теплыми красками: желтыми, оранжевыми, красными. Лица людей тоже потеплели, на них расцвели улыбки. Жители словно очнулись после тяжелого сна.
– Как хорошо! – говорили они .Какое счастье наслаждаться красотой, жизнью! Как долго мы тебя ждали, о волшебная чудо-птица! Спасибо тебе за то, что ты избавила нас от зла. Мы не будем больше прозябать в царстве темноты и невежества.
Жар-птица взмыла в небо, тяжелая пелена туч полностью рассеялась. Потоки тепла и света хлынули на землю. Небо порозовело вместе с лицами людей. И где-то в садах защебетали, приветствуя зарю, птицы.
А Жар-птица исчезла, оставив людям одно сверкающее перо среди цветов и сверкающей травы.
– В каком эпизоде сказки произошло волшебное превращение? / Птица ударилась оземь и обернулась Жар-птицей/
– Это и есть стилизация.Берут конкретный предмет из жизни и перерабатывают изображение с помощью линии и цвета, превращая в узор, или декор.
– Как вы думаете, для чего это нужно?
Учитель спрашивает детей, понравилась ли сказка, и выясняет, что подразумевают под словом “счастье” дети.
Демострируется техника выполнения наброска.
Дети предупреждаются о видовом многообразии птиц,
Разнообразии линий, образующих контуры птиц.
Интерес к созданию неповторимого образа стимулируется возможностью получить приз.
Выбор цветовой палитры.
– Каждый выберет свои любимые краски /в одной руке учителя три прямоугольника с теплой гаммой, в другой с холодной/ и распишет птицу. Лучшие образцы будут отбраны. Будет изготовлена пробная партия тарелок. После изучения спроса начнется массовое поизводство.
Минутки здоровья.
Под музыку дети изображают полет птицы, приземление, передвижение по поверхности.
Выполняется “ласточка”.
– Музыка поможет нам работать.
Учитель начинает первым и демонстрирует приемы работы кистью. Обращается внимание на правила работы красками, положение кисти в руке.
Самостоятельная работа.
За 3 минуты до окончания урока подводится итог.
– Кто желает показать свою работу?
Выражается одобрение аплодисментами, словами восхищения.
– Фирма вами довольна. Получайте свой первый гонорар.
Для остальных учащихся произносит:
– Есть смелые птицы, а есть робкие, как соловей. Они прячутся по кустам, а поют – заслушаешься! Соловушки тоже получают свой заработок.
Мне с вами было очень приятно работать. Пусть ваша волшебная птица пpинесет вам удачу. Спасибо за урок.
Умейте видеть красоту в жизни, созидать ее, ведь красота спасет мир. Я делаю вам предложение сотрудничать с нашей фирмой.