Цели урока:
1) закрепить знания о лексике как науке
и ее разделах;
2) познакомить с новыми многозначными словами;
3) развивать речь учащихся;
4) учить детей мыслить, анализировать, сравнивать,
делать выводы, рассуждать.
Оборудование: С.И Иванов. “Русский язык. 2 класс”; карта страны Лексика, плакат с многозначными словами.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Работа над закреплением изученного материала.
- Физкультминутка.
Учитель:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Смело, четко говорим
И тихонечко глядим.
Учитель:
Сегодня ждут нас новые друзья!
Узнаем вместе все об этом – ты и я.
На башне – флаг с названием страны.
Скорей читай!
(Открывает карту страны Лексика)
Дети читают: Лексика!
У. Вы удивлены? Мы остановились в океане Знаний на чудном острове, в стране Лексика. А вы знаете, что обозначает слово “лексика”?
Д. Лексика – наука о словах, их значениях.
У. Правильно. Слова – это строительный материал языка. В этой стране несколько городов: Синоним, Антоним, Омоним, Фразеологизм. С некоторыми мы уже знакомы.
Стоп, ребята! Вот дела – многозначные
слова!
Вы на карту посмотрите,
Что заметили, скажите.
Что же это за многозначные слова?
Д. Они имеют много значений.
У. Сегодня мы познакомимся с некоторыми жителями этого города многозначных слов. А чтобы мы не забыли их, давайте записывать многозначные слова, которые узнаем, в тетрадь. Итак, вперед, на поиски новых друзей русского языка!
Какие многозначные слова мы уже знаем?
Д. Корень, кисть.
У. В каких значениях они могут употребляться? Расскажите, приведите примеры. Запишите еще одно слово: хвост. В каких значениях можно употребить это слово?
Д. Хвост у кошки.
Хвост у самолета.
Еще может быть хвост поезда. Ведь говорят: “Я увидел хвост поезда”.
Можно сказать: "Хвост очереди". “Я стоял в хвосте очереди”.
У. А что нужно для того, чтобы правильно определить смысл многозначного слова?
Д. Нужно слово-помощник.
У. Можете ли вы вспомнить другие многозначные слова?
Д. Плитка, коса, иголка.
У. Молодцы! Объясните, в каких значениях могут употребляться эти слова. Запишите их в тетрадь. Придумайте два предложения с любым из этих слов в разных его значениях и запишите их.
Проверка работы.
Стали мы учениками
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались,
Завтракали не торопясь,
В школу к знаниям стремясь.
- Продолжение темы урока.
У. А теперь я прошу вас помочь мне разобраться в рассказе. Прочитайте и объясните, почему не поняли мальчики друг друга.
(Рассказ написан на доске).
– Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ.
– Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? Я сегодня из него пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.
Д. Мальчики не поняли друг друга, потому что Саша говорит о роднике, а Сережа о ключе от дома. А может быть, он говорил об инструменте: чтобы завернуть гайку, нужен ключ.
У. Значит, мы встретились еще с одним многозначным словом: ключ. Запишите его в тетрадь.
Работа с учебником.
У. Откройте учебники на с.37. Найдите упражнение №3. Прочитайте задание. Что эти слова обозначают вне текста? Запишите первое предложение с комментированием.
- Подведение итогов урока.
Сегодня мы с вами познакомились с жителями страны Лексика – с многозначными словами.
Вспомним, какие слова называются многозначными?
Почитайте слова, записанные сегодня в течение урока.
(На плакате выписаны новые слова: корень, кисть, коса, ключ, хвост, плитка, иголка).
(Дети читают хором.)
У. Но мы не прощаемся с этой страной, так как нам еще предстоит сюда вернуться, познакомиться с жителями других городов.
-
Домашнее задание
: придумать 2-3
многозначных слова, придумать с ними предложения
и записать их.