Урок русского языка во 2-м классе по программе "Начальная школа XXI век"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) закрепить знания о лексике как науке и ее разделах;
2) познакомить с новыми многозначными словами;
3) развивать речь учащихся;
4) учить детей мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать.

Оборудование: С.И Иванов. “Русский язык. 2 класс”; карта страны Лексика, плакат с многозначными словами.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Учитель:

    Долгожданный дан звонок,
    Начинается урок.
    А теперь проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Все ль на месте, все ль в порядке,
    Ручка, книжка и тетрадки?
    Все ли правильно сидят,
    Все ль внимательно глядят?
    Смело, четко говорим
    И тихонечко глядим.

  3. Работа над закреплением изученного материала.
  4. Учитель:

    Сегодня ждут нас новые друзья!
    Узнаем вместе все об этом – ты и я.
    На башне – флаг с названием страны.
    Скорей читай!

    (Открывает карту страны Лексика)

    Дети читают: Лексика!

    У. Вы удивлены? Мы остановились в океане Знаний на чудном острове, в стране Лексика. А вы знаете, что обозначает слово “лексика”?

    Д. Лексика – наука о словах, их значениях.

    У. Правильно. Слова – это строительный материал языка. В этой стране несколько городов: Синоним, Антоним, Омоним, Фразеологизм. С некоторыми мы уже знакомы.

    Стоп, ребята! Вот дела – многозначные слова!
    Вы на карту посмотрите,
    Что заметили, скажите.
    Что же это за многозначные слова?

    Д. Они имеют много значений.

    У. Сегодня мы познакомимся с некоторыми жителями этого города многозначных слов. А чтобы мы не забыли их, давайте записывать многозначные слова, которые узнаем, в тетрадь. Итак, вперед, на поиски новых друзей русского языка!

    Какие многозначные слова мы уже знаем?

    Д. Корень, кисть.

    У. В каких значениях они могут употребляться? Расскажите, приведите примеры. Запишите еще одно слово: хвост. В каких значениях можно употребить это слово?

    Д. Хвост у кошки.

    Хвост у самолета.

    Еще может быть хвост поезда. Ведь говорят: “Я увидел хвост поезда”.

    Можно сказать: "Хвост очереди". “Я стоял в хвосте очереди”.

    У. А что нужно для того, чтобы правильно определить смысл многозначного слова?

    Д. Нужно слово-помощник.

    У. Можете ли вы вспомнить другие многозначные слова?

    Д. Плитка, коса, иголка.

    У. Молодцы! Объясните, в каких значениях могут употребляться эти слова. Запишите их в тетрадь. Придумайте два предложения с любым из этих слов в разных его значениях и запишите их.

    Проверка работы.

  5. Физкультминутка.

Стали мы учениками
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались,
Завтракали не торопясь,
В школу к знаниям стремясь.

  1. Продолжение темы урока.

У. А теперь я прошу вас помочь мне разобраться в рассказе. Прочитайте и объясните, почему не поняли мальчики друг друга.

(Рассказ написан на доске).

– Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ.

– Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? Я сегодня из него пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

Д. Мальчики не поняли друг друга, потому что Саша говорит о роднике, а Сережа о ключе от дома. А может быть, он говорил об инструменте: чтобы завернуть гайку, нужен ключ.

У. Значит, мы встретились еще с одним многозначным словом: ключ. Запишите его в тетрадь.

Работа с учебником.

У. Откройте учебники на с.37. Найдите упражнение №3. Прочитайте задание. Что эти слова обозначают вне текста? Запишите первое предложение с комментированием.

  1. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами познакомились с жителями страны Лексика – с многозначными словами.

Вспомним, какие слова называются многозначными?

Почитайте слова, записанные сегодня в течение урока.

(На плакате выписаны новые слова: корень, кисть, коса, ключ, хвост, плитка, иголка).

(Дети читают хором.)

У. Но мы не прощаемся с этой страной, так как нам еще предстоит сюда вернуться, познакомиться с жителями других городов.

  1. Домашнее задание: придумать 2-3 многозначных слова, придумать с ними предложения и записать их.