Передовые учителя физики, озабоченные низким уровнем знаний учащихся, ищут более совершенные пути обучения и контроля за работой школьников. Одной из форм активного контроля является систематическое проведение беглой фронтальной проверки знаний, умений и навыков через постановку вопросов и задач. Такая проверка знаний учащихся особенно нужна, так как практика показала, что учащиеся очень редко опрашиваются устно по объективным причинам (подготовка к единому государственному экзамену, тестированию, поступлению в ВУЗы, где редко предпочитают устный ответ), и это отрицательно влияет на весь процесс обучения.
Беглая фронтальная проверка усвоения материала школьниками, проводимая в виде диктантов, дает возможность контролировать знания учащихся, чаще получать информацию о степени овладения учебным материалом школьниками. Учитель, получив соответствующую информацию от учеников, может оперативно вмешиваться в процесс обучения и систематически устранять возникающие проблемы в знаниях учащихся, проводить работу по предупреждению новых пробелов.
Кроме того, такая проверка знаний выполняет и некоторую обучающую роль. Выслушав вопрос, ученики совершают определенную умственную работу: вспоминают, анализируют условие, ищут ответ на поставленный вопрос, строят графики и т. д. Ряд знаний может потребовать не только воспроизведения заученного, но и творческого подхода к выполнению задания, что несомненно способствует развитию логического мышления учащихся, вырабатывает навыки давать точные и краткие формулировки ответов.
Под “диктантом” по физике понимают такой вид работы на уроке, когда учитель ставит перед учащимися устные вопросы, прибегает к некоторым записям на доске, а учащиеся, не записывая их, дают краткие письменные ответы. Такой вид работы длится обычно 15-20 минут. Такие диктанты составляются из тематически связанных между собой вопросов или вопросов, не связанных друг с другом непосредственно. Вопросы, включаемые в текст диктанта, должны отличаться четкостью, ясностью, краткостью. Желательно, чтобы вопросы предполагали краткие ответы. Иногда вместо вопроса может быть вывешена или спроецирована на экран таблица, содержащая формулы, графики, чертежи, рисунки. В этих случаях школьники должны дать ответы на вопросы, используя формулы, графики, схемы и т. д.
Хорошо подготовленным учащимся могут быть поставлены отдельные, более сложные вопросы, слабоуспевающим — вопросы, направленные на выяснение пробелов в их знаниях.
Диктанты по физике являются одной из форм работы с учащимися, поэтому в зависимости от цели они могут быть проведены на различных этапах урока: в начале его, в середине, или в конце
Практика показала целесообразность следующей методики проведения диктантов по физике: учитель читает вопрос, после чего делается пауза 1 - 2 минуты (длительность паузы зависит от степени сложности вопроса). За это время учащиеся выполняют услышанное или записанное на доске задание. После окончания работы над всеми вопросами диктанта учитель читает весь текст с начала (с короткими паузами после каждого вопроса). Это делается для того, чтобы учащиеся, не успевшие выполнить работу над одним, или несколькими вопросами могли закончить ее, а также для общей проверки работы. После этого диктанты собирают для проверки учителем.
В 7-8 классах полезно проводить разбор диктанта с полным анализом на уроке сразу же, для ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Такая работа учит учащихся правильно выполнять задания.
Чтобы повысить ответственность учащихся за выполнение диктанта и установить динамику эффекта от их проведения, необходимо, чтобы учащиеся выполняли диктанты в конце тетради по физике и могли показать результат своей деятельности родителям, а учитель проверить ознакомление родителей по их записи в тетради. Таким образом, осуществляется контроль не только со стороны учителя, но и своевременный контроль за ребенком со стороны родителей, что сразу дает “плоды” в последующей проверке знаний.
Диктанты оцениваются в зависимости от количества правильных ответов, их точности и трудности поставленных вопросов. Иногда полезно проводить взаимоконтроль, учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют задания красной пастой с последующим выставлением оценки по заранее оговоренным критериям, или самоконтроль, что воспитывает у учащихся ответственность за выставленную им оценку. А учителю легко можно проверить честность выставления оценок, проведя, примерно через урок или два, подобный диктант на листочках и проверить самому с последующим сравнением оценок и комментариями в классе. Но нужно подходить к такому виду контроля и оценки результата очень осторожно, так как в этой ситуации необходимо всецело владеть классом и точно знать кому, как и где необходимо сообщить о несоответствии его оценки с оценкой учителя, так как каждый ребенок - личность.
Интересна работа над диктантом, когда для ответов на вопросы учащимся разрешается пользоваться справочной литературой и учебником. Но время пользования ими ограничено. Такая форма самостоятельной работы по — настоящему вызывает большую активизацию внимания, памяти, заставляет осуществлять поиск в определенном темпе. Такие диктанты хороши тогда, когда они являются неожиданными для учащихся и содержат вопросы из ранее изученного, но уже основательно забытого материала.
Каждый отдельный диктант по физике выполняет скромную задачу. Если такие диктанты проводить редко, то они выполняют лишь контролирующую роль. Их надо проводить систематически, на протяжении всего учебного года. Количество проводимых диктантов должно быть установлено с учетом подготовки учащихся, количества письменных и других видов работ. Опыт работы подтверждает целесообразность проведения их не реже одного раза через каждые 3 — 5 уроков.
Ниже предлагаются примерные диктанты по физике, при пользовании этими диктантами учителя должны проявлять элементы творчества, перерабатывать их в соответствии с конкретными условиями класса. Количество предлагаемых в диктанте вопросов определяется учителем.
7 класс.
Первоначальные сведения о строении вещества. Строение вещества. Заверши предложение:
- Все вещества состоят из очень маленьких...
- Между нами имеются...
- Поэтому мы можем изменить объем тела за счет.. .или...
- сожмем шар;
- перенесем его из теплого помещения в холодное.
Как изменятся промежутки между частицами воздуха в надувном детском шаре, если мы:
Молекулы.
- Одинаковы ли размеры молекул одного и того же вещества?
- Отличаются ли молекулы воды в кефире и компоте?
- Одинаковы ли по составу молекулы воды и кислорода?
- Любая молекула состоит из...
- Представлены молекулы одного и того же вещества. Какого?
Диффузия. Скорость движения молекул и температура тела.
I. Заполните три колонки
Физическое тело | Физическая величина | Физическое явление |
1. объем
2. гром
3. монета
4. диффузия
5. температура
6. весы
7. молния
8. масса
(в таблице только цифры)
II>. Допишите предложения
Движение и силы. I.Заполни таблицу. ( ставят в колонки только
цифры). II.
Заполни таблицу, результаты записать в СИ. II. Найти по графику
S(t) скорости
тел, используя t = const
и заполнить таблицу Найти по графику S(t>)
скорости тел, используя S = const>
и заполнить таблицу. IV> Сравните скорости тел,
используя логическую цепочку. >Образец решения. 1. Запиши формулу скорости. >Образцы: S 1 = S 2 t
1 < t 2 U
1 > U 2 Приложения:
2. Выбери постоянную величину по графику (для
удобства ее можно в формуле зачеркнуть)
3. Начни запись логической цепочки с постоянной и
сравни остальные величины по графику, используя
математические зависимости.