“Инновационное обучение – это целенаправленно проектируемый, осознанно организуемый процесс обучения, управление которым осуществляется на основе использования научных и культурологических знаний”
(Инновационное обучение и наука)
Рождение новой школы - длительный, трудный, сложный путь. Процесс обновления требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения, но и методической работы. Необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства учителя. Мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую, профессиональную учебу на местах. Кроме того, системная и комплексная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность на практике осваивать современные методики, формы и виды развивающего обучения. Стимулирование инициативы и активизация деятельности учителя является одним из важнейших условий роста его творческого потенциала. Следовательно, методическая работа по повышению профессионализма учителя - важнейшее звено в системе непрерывного образования учителя.
Цель программы:
Вооружить учителя знанием современной теории обучения, практическими приёмами диагностики и самодиагностики, навыками моделирования нетрадиционных типов уроков.
Гипотеза:
- Изучив на теоретических занятиях особенности современной системы обучения и педагогического труда на современном этапе, учителя научатся на семинарах-практикумах системному анализу и самоанализу урока, овладеют формами диагностической работы с учащимися;
- Через диагностическую и исследовательскую деятельность приобретут навыки составления индивидуальных коррекционно-диагностических карт психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
- На методических практикумах научатся современным аспектам анализа, самоанализа и самооценке педагогической деятельности (рейтинговая оценка), основам исследовательской деятельности.
Этапы выполнения программы
I этап (2002 – 2003 учебный год) – теоретическая и практическая подготовка по блокам:
- Теоретическая подготовка.
- Практические занятия.
- Диагностическая деятельность.
- Методический практикум.
- Исследовательская деятельность.
- Информационно-аналитическая деятельность.
II этап (2003 – 2004 учебный год) – организация научно-методической деятельности временных творческих групп по выбранным методическим темам – “Разработка и внедрение новых форм развивающего обучения”.
III этап (2004 – 2005 учебный год) – исследовательский, по теме “Научно-организационная деятельность педагога по созданию единого развивающего пространства в условиях новой школы”.
Основные задачи программы.
- Изучить теоретический материал о современных педагогических принципах организации учебного заведения нового типа и современных системах обучения.
- В ходе выполнения программы разработать сквозную программу комплексной диагностики и самодиагностики квалифицированных и личностных качеств учителя как специалиста.
- Научить учителей моделированию нестандартных типов уроков с последующим внедрением новых современных форм развивающего обучения: модульного индивидуального, интегрированного и т. д.
- Изучить теоретические основы диагностической деятельности для всестороннего изучения личности ученика в рамках реализации принципов личностно-ориентированной модели обучения и воспитания учащихся.
- Через практические занятия, взаимопосещение уроков, деловые игры, методические практикумы создать условия для проявления творческой активности учителя, научить его приёмам научно-исследовательской работы.
Конечный результат.
- Учителя научатся системе анализа и оценки своего труда + эффективность деятельности учителя на уроке как следствие успешного учения ученика.
- При подготовке к уроку учителя будут проектировать учебно-воспитательный процесс, а не планировать, т. е. опираться на диагностические данные при организации учебной деятельности учеников и уметь “видеть как ближнюю, так и дальнюю проблему”.
- Творческое сотрудничество с коллегами, методистами в творческой группе повысит профессиональный уровень учителя, что должно выразиться в повышении квалификационного уровня.
Отслеживание результатов.
- Анализ диагностического материала (анкет, тестов), проведение индивидуальных консультаций (по востребованности).
- Развёрнутый анализ уроков при взаимопосещении по выбранным методикам.
- Оказание методической помощи через групповые практические занятия или индивидуальную беседу.
- Отслеживание эффективности организации учебной деятельности учащихся через диагностику уровня сформированности учебной деятельности учеников (в динамике). Данную работу на I этапе целесообразно проводить на контрольной группе (по выбору учителя).
- Поэтапное составление профессиограммы учителя с подробным анализом и самоанализом.
- Отслеживание динамики обученности учеников по полугодиям и годовым результатам.
- Подбор аналитического материала при аттестации учителей.
Практический материал для диагностической работы.
Подобраны методики:
- Для оценки профессионально-личностной сферы учителя;
- Изучения учебной деятельности учащихся и мотивации учения;
- Для оценки профессиональной деятельности учителя: проявление педагогических способностей учителя и стиль педагогического общения “учитель – ученик”.
Создана подборка материалов для оказания методической помощи учителям.
Разработана карта профессиограммы изучения успешности учителя.
I блок. Теоретическая подготовка
Темы занятий |
Краткое содержание |
Информационный материал |
1. Современные педагогические принципы средней школы | 1.
Дидактические принципы средней школы. 2. Процесс обучения. 3. Стратегии формирования знаний и развития способностей учащихся. 4. Классификация методов обучения. 5. Основные понятия и положения современного процесса обучения. |
|
2. Характеристики и требования к уроку – основной форме организации процесса обучения | 1. Черты
современного урока. 2. Условия организации урока. 3. Требования к современному уроку. 4. Психологические требования к уроку. 5. Основные этапы современного урока. |
Методический бюллетень |
3. Учебная деятельность |
1. Общая
характеристика учебной деятельности. 2. Учебная мотивация. 3. Усвоение – центральное звено учебной деятельности ученика. 4. Самостоятельная работа – высшая форма учебной деятельности. |
|
4. Учебно-педагогическое сотрудничество и общение в образовательном процессе | 1.
Учебно-педагогическое сотрудничество. 2. Общение в образовательном процессе. 3. “Барьеры” в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности. |
Методический бюллетень |
II блок. Практические занятия
Тема занятий |
Краткое содержание |
Информационный материал |
1. Профессиональная подготовленность учителя к педагогической деятельности | 1.
Педагогические способности учителя. 2. Практическая работа со стимульным материалом (результаты самодиагностики), построение диаграммы педагогических способностей учителя. |
Аналитический материал для построения профессиограммы учителя |
2. Типология уроков | 1. Типы и
виды уроков. 2. Структурные элементы урока. 3. Анализ типичных ошибок учителя по организации учебной деятельности учащегося на уроке (анализ практического материала посещённых уроков). 4. Основные пути совершенствования урока. |
Практический материал для оказания методической помощи учителю |
3. Педагогические задачи | 1.
Конструктивные задачи, которые формируют умение
планировать проведение уроков, отбирать учебный
материал для учащихся. 2. Задачи по анализу педагогических ситуаций, возможные способы решения ситуаций. |
Методический бюллетень |
4. Педагогические задачи | 1.
Задачи-упражнения по тренировке и развитию
педагогических умений и навыков общения. 2. Игровые задачи по имитации реального общения и взаимодействия с учащимися. |
Методический бюллетень |
III блок. Диагностическая деятельность
Название диагностики |
Краткое содержание |
Информационный материал |
1. Программа-анкета изучение трудностей в работе учителя | 1. Виды и элементы педагогической деятельности. Планирование. Содержание программ и учебников. Нестандартные формы работы на уроке, учёт и оценка ЗУНов учащихся, выявление типичных ошибок и затруднений в учении, индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, оценка эффективности работы: по обучению, воспитанию, умственному развитию учащихся и т. д. | Для аналитической деятельности методсовета, предметных кафедр |
2. Оценка профессионально-личностной сферы учителя | 1.
Профессиональная направленность. 2. Индивидуальный стиль деятельности. 3. Педагогическое сотрудничество в процессе обучения. 4. Стиль педагогического общения. |
Составление профессиограммы учителя |
3. Диагностика уровня сформированности учебной деятельности учащихся | Учебные
категории: 1.
Учебно-познавательный интерес. |
Для организации индивидуальной работы с учащимися |
4. Профессиональные уровни учителя в творческой деятельности | 1. Уровень
творческой работы. 2. Творческий потенциал. 3. Участие в творческой, экспериментальной работе школы. |
Составление профессиограммы учителя |
IV блок. Методический практикум
Темы |
Краткое содержание |
Информационный материал |
1. Деловая игра “Методы обучения” | Этапы деловой
игры: 1. Распределение
ролей. |
Методический бюллетень |
2. Моделирование нетрадиционных типов уроков (по итогам работы творческих групп с использованием практического материала). | 1.
Пресс-конференция. 2. Деловая игра. 3. Урок творчества. 4. Урок взаимообучения. 5. Урок-зачёт. 6. Смотр знаний. |
Методические разработки, использование материала для педагогических чтений |
3. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся (аукцион идей) | Все учителя по
своему желанию разбиваются на временные
творческие группы и готовят примеры из
собственной практики по содержанию урока. Первый
раунд: содержание учебного материала. |
Методические разработки |
V блок. Исследовательская деятельность
Темы исследований |
Назначение результатов исследований |
1. Программа изучения особенностей личности учителя и его педагогических способностей. | 1.
Построение профессиограммы учителя. 2. Составление индивидуальных коррекционно-методических программ по оказанию методической помощи учителю. |
2. Владение формами диагностической работы с учащимися. | 1. Использование диагностического материала психолого-педагогических исследований для психолого-педагогического сопровождению учебного процесса на уроке и внеклассных занятиях. |
3. Результативность научно-исследовательской работы с учащимися школы. | 1. Анализ
форм, методов исследовательской работы с
учащимися. 2. Результативность и качество исследовательской работы: выступления на конференциях, семинарах учащихся. 3. Уровень влияния исследовательской работы на мотивацию учения. |