Одной из актуальных задач в системе дошкольного образования на современном этапе является совершенствование психологической помощи детям.
Программа “Тревожность” составлена как тренинговая программа для детей 5 – 7 лет, испытывающих тревожность в форме устойчивых страхов иррационального характера.
Мы отличаем тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность – это устойчивое состояние. Тревожность не связана с какой –либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности.
Считается, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.
Коррекционную работу с тревожными детьми проводим в трех направлениях:
- Повышение самооценки ребенка.
- Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
- Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Работа по коррекции тревожности проводится в тесной взаимосвязи с родителями и педагогами.
Цель программы: коррекция тревожности у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- Снять эмоциональное напряжение.
- Развивать способность детей определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.
- Учить детей понимать свои чувства, чувства других людей и рассказывать о них.
- Развивать коммуникативные способности детей, эмпатию.
- Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.
- Осуществить поведения детей с помощью ролевых игр.
Работа по программе:
Программа состоит из 7 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня с подгруппой детей, длительностью:
- 25 мин. с детьми старшей группы;
- 30 мин. с детьми подготовительной группы.
Занятия организуются в форме тренинга.
Структура занятия включает в себя следующие элементы
- Приветствие ( позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).
- Разминка ( воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).
- Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).
- Рефлексия ( детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).
- Ритуал прощания
Тематическое планирование
Занятие 1 “Знакомство”
Цель: раскрепощение участников
Задачи:
- объединение детей в группу;
- идентификация себя со своим именем;
- формирование позитивного отношения детей к своему “Я”
Занятие 2. “Мое имя”
Цель: раскрытие своего “Я”
Задачи:
- создание положительного эмоционального фона;
- разгадывание характеров с опорой на художественное изображение;
- повышение уверенности в себе;
Занятие 3 “Мое настроение”
Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.
Задачи:
- создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;
- снизить эмоциональное напряжение;
- развивать способность понимать эмоциональное состояние и умение выразить свое.
Занятие 4. “Настроение”
Цель: снизить эмоциональное напряжение.
Задачи:
- развитие понимания эмоционального состояния и поступков другого человека, умение выразить свое.
- снижение эмоционального напряжения;
- рефлексия с опорой на художественное изображение;
- снятие мышечных зажимов, тревожности;
Занятие 5. “Страхи”
Цель: выявление реальных страхов детей.
Задачи:
- создание положительного эмоционального фона;
- выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях;
- формирование социального доверия;
- осознание и снятие страхов;
- развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов.
Занятие 6. “Преодолеваем страхи”
Цель: развивать умение находить конструктивный выход из ситуации.
Задачи:
- снять эмоциональное напряжение, настроить детей на совместную работу;
- уменьшить тревожность, развивать уверенность в себе;
- оказать помощь в преодолении негативных переживаний;
- ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.
Задание 7. “Я больше не боюсь”
Цель: развитие социального доверия.
Задачи:
- преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе;
- снятие страха перед темнотой;
- снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов;
- развитие внимания друг к другу, социального доверия;
- развитие чувств эмпатии.