Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из актуальных задач в системе дошкольного образования на современном этапе является совершенствование психологической помощи детям.

Программа “Тревожность” составлена как тренинговая программа для детей 5 – 7 лет, испытывающих тревожность в форме устойчивых страхов иррационального характера.

Мы отличаем тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность – это устойчивое состояние. Тревожность не связана с какой –либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности.

Считается, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

Коррекционную работу с тревожными детьми проводим в трех направлениях:

  1. Повышение самооценки ребенка.
  2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
  3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Работа по коррекции тревожности проводится в тесной взаимосвязи с родителями и педагогами.

Цель программы: коррекция тревожности у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

  1. Снять эмоциональное напряжение.
  2. Развивать способность детей определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.
  3. Учить детей понимать свои чувства, чувства других людей и рассказывать о них.
  4. Развивать коммуникативные способности детей, эмпатию.
  5. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.
  6. Осуществить поведения детей с помощью ролевых игр.

Работа по программе:

Программа состоит из 7 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня с подгруппой детей, длительностью:

  • 25 мин. с детьми старшей группы;
  • 30 мин. с детьми подготовительной группы.

Занятия организуются в форме тренинга.

Структура занятия включает в себя следующие элементы

  • Приветствие ( позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).
  • Разминка ( воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).
  • Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).
  • Рефлексия ( детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).
  • Ритуал прощания

Тематическое планирование

Занятие 1 “Знакомство”

Цель: раскрепощение участников

Задачи:

  • объединение детей в группу;
  • идентификация себя со своим именем;
  • формирование позитивного отношения детей к своему “Я”

Занятие 2. “Мое имя”

Цель: раскрытие своего “Я”

Задачи:

  • создание положительного эмоционального фона;
  • разгадывание характеров с опорой на художественное изображение;
  • повышение уверенности в себе;

Занятие 3 “Мое настроение”

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.

Задачи:

  • создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;
  • снизить эмоциональное напряжение;
  • развивать способность понимать эмоциональное состояние и умение выразить свое.

Занятие 4. “Настроение”

Цель: снизить эмоциональное напряжение.

Задачи:

  • развитие понимания эмоционального состояния и поступков другого человека, умение выразить свое.
  • снижение эмоционального напряжения;
  • рефлексия с опорой на художественное изображение;
  • снятие мышечных зажимов, тревожности;

Занятие 5. “Страхи”

Цель: выявление реальных страхов детей.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального фона;
  • выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях;
  • формирование социального доверия;
  • осознание и снятие страхов;
  • развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов.

Занятие 6. “Преодолеваем страхи”

Цель: развивать умение находить конструктивный выход из ситуации.

Задачи:

  • снять эмоциональное напряжение, настроить детей на совместную работу;
  • уменьшить тревожность, развивать уверенность в себе;
  • оказать помощь в преодолении негативных переживаний;
  • ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.

Задание 7. “Я больше не боюсь”

Цель: развитие социального доверия.

Задачи:

  • преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе;
  • снятие страха перед темнотой;
  • снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов;
  • развитие внимания друг к другу, социального доверия;
  • развитие чувств эмпатии.