Цели:
Образовательные:
Познакомить детей с праздником Святого Николая, раскрыть его сущность. Учить детей давать осознанную оценку музыке, расширять кругозор детей путем их знакомства с народным фольклором. Формировать навыки самостоятельного пения (соло) и рисования на заданную тему. Работать над слаженностью пения с музыкальным сопровождением и без него.
Развивающие:
Формировать целостное и дифференцированное восприятие музыкальных произведений на основе интонационно-образного анализа. Активизировать мыслительную деятельность, познавательные интересы к традициям и обычаям русского народа. Развивать речь и воображение дошкольника.
Воспитательные:
Воспитывать у ребят любовь к прекрасному, окружающему миру, природе.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Материалы и пособия: элементы интерьера русской избы, атрибуты русского быта, одежды, листы белой бумаги для рисования, цветные карандаши, краски. Ударные музыкальные инструменты - расписные ложки, аудиозаписи, магнитофон.
Ход занятия.
Звучит народная песня (по выбору музыкального руководителя). Дети заходят в музыкальный зал, становятся полукругом. Занавес закрыт, за ним интерьер русской избы.
Музыкальное приветствие:
- Снег пушистый, серебристый вот летает,
Землю белым одеялом укрывает (педагог поет вместе с детьми )
Музыкальный руководитель: “Здравствуйте!”
Дети: “Здравствуйте!”
Вариант №2 музыкального приветствия (используется простая мелодия песен или упражнений для развития музыкального слуха и голоса, известных композиторов А.Филипенко, Е.Тиличеевой, знакомая детям):
- Солнышко встает, песенку поет,
Песенку простую, вот какую: Здравствуйте!
Дети: “Здравствуйте!”
Музыкальный руководитель:
-Ребята, вам нравится Новый год и почему? (Ответы детей)
-Вот вы вспомнили и Дедушку Мороза, и снегурочку, и про подарки не забыли. А оказывается, что не только Дед Мороз приносит детям подарки. С давних пор на Руси существовал праздник - День Святого Николая, отмечают его люди 19 декабря. Святой Николай - Угодник дарил детям подарки, а еще его называли Николаем- Чудотворцем. Считалось, что он спасал всех людей и животных от пожаров и наводнений, от всяких бед. Говорят, что Святой Николай любит послушных и добрых детей. Вечером, накануне праздника, дети загадывали желания и писали ему письма, клали их под подушки, а утром все желания и мечты их сбывались.
А впрочем, что долго рассказывать, лучше раз увидеть, чем сто раз услышать.
Звучит “Колыбельная” Петра Ильича Чайковского (фрагмент).
Дети вспоминают название, называют композитора, дают краткую музыкальную характеристику произведению.
- Молодцы, узнали, и теперь со знакомой мелодией нам будет гораздо интересней и быстрей попасть в те далекие времена. Закрываем все глазки и прислушаемся к звучанию музыки (продолжает звучать музыка П.И.Чайковского).
В это время открывается занавес, музыкальный руководитель накидывает на плечи шаль, одевает кокошник. В доме сидит Иван, он что-то мастерит, рядом сидит сынишка. Дочка вышивает или вяжет, хозяйка дома Мария подметает пол, моет посуду.
Дети встают и подходят к дому, стучатся.
Иван: “Марьюшка, встречай гостей!”
Марья: “Заходите скорей в дом”.
Дети: “Мир вашему дому, здоровья всем!” (Заходят и садятся на лавочки)
Иван: "Песенка веселая звучи, звучи, звучи,"
Всех людей сегодня ты развесели!"
Песня “Николай Святой приди”
Солист поет 1 куплет: Целый вечер ныне у окна сижу,
Потому что в гости Николая жду.
Все вместе: Николай Святой приди, Николай Святой приди.
Солист поет 2 куплет: Слушаюсь я маму, помогаю ей,
С добрыми словами обращаюсь к ней.
Все вместе: Николай Святой приди, Николай Святой приди.
Солист поет 3 куплет: Отче Николай, всей моей родне
Подари: счастливо жить на сей земле.
Все вместе: Николай Святой приди, Николай Святой приди.
(Можно исполнить любую народную песню, по выбору педагога и желанию детей, из репертуара ранее выученных песен)
Хозяин: Скоро наступит вечер, пора нам загадывать желания. Дети, которые ходят в школу, могут написать письма Святому Николаю Угоднику, а мы с вами их нарисуем, согласны?
Вот возьмите краски в руки - и не будет в доме скуки,
А чтоб было веселей - яркой краски не жалей! (Раздает детям краски, кисточки, салфетки, баночки с водой).
Хозяйка: Вы должны мне рассказать, кто здесь любит рисовать? (Ответ детей)
Вам сейчас секрет открою, выходите поскорей,
Пять красивых, пять веселых, пять цветных карандашей (дает детям карандаши).
Иван: Мария, пока мы с детьми будем рисовать, испеки-ка ты нам, пожалуйста, свои пироги.
Мария: Хорошо (уходит).
Звучит легкая музыка, дети рисуют, а хозяин в это время ходит да приговаривает:
- Терпенье и труд все перетрут.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Труд человека кормит, а лень портит (помогает, подсказывает, напоминает, что это секрет каждого ребенка).
Приходит хозяйка : Пока пироги мои в печи, пора нам и повеселиться.
Мальчики, сюда идите, с ложками скорей спляшите.
Исполняется “Танец с ложками” (русская народная песня “Ах вы, сени”).
Иван:
- Песни петь да плясать будем мы с друзьями,
Вы сегодня поиграть не забудьте с нами.
Русские народные игры “Плетень”, “Гори, гори ясно”.
Марья :
- Песня наша зазвучит, к Николаю долетит.
Песня “А кто, кто Николая любит?”
Хозяйка: Вот и пироги мои готовы, угощайтесь, гости дорогие! (Угощает, звучит русская народная мелодия “Коробейники”)
Иван: Вы рисуночки возьмите,
Под подушку положите,
Чудотворец к вам придет
И подарки принесет.
Звучит “Колыбельная”, занавес закрывается, педагог снимает шаль, кокошник и обращается к детям:
- Вот мы с вами и побывали в гостях, в руках у вас рисунки. Вы не забыли, что говорил вам хозяин дома Иван?
И поет: “До свидания!”
Дети отвечают: “До свидания”
Занятие проводится в первую половину дня,
после дневного дня их ждет сюрприз. На столах
лежит печенье, которое напоминает детям их
желаниях (зайчики, мишки и другие фигурки).
Еще лучше, если провести с родителями
предварительную работу, и детей будут ждать
игрушки, сладости, все то, о чем мечтали их дети.