Форма занятий: лекционная.
Познавательная цель: сформировать у школьников яркое, образное, логическое представление об Индии в период нового времени.
Развивающая цель: моделирование.
Воспитательная цель: воспитание интереса, понимания и уважения к индийской культуре.
Наглядность:
- карта “Географические открытия”;
- тематическая выставка книг;
- схемы на доске.
Ход занятия
Вступительное слово учителя
Форма нашего занятия: лекция
Приготовьтесь: слушать, записывать, задавать и отвечать на вопросы.
Рассматриваемый нами период по истории – это время столкновения 2-х типов цивилизаций: западной и восточной. Причем, западная цивилизация вторгается в восточную.
Ярким представителем западной цивилизации является Англия.
Задание: Ребята, охарактеризуйте социально-экономическое и политическое развитие Англии в XVIII в.
Представителем от восточной цивилизации мы возьмем Индию, которую сами англичане называли “Жемчужиной британской короны”.
Записывается тема: Жемчужина британской короны.
Записываются проблемы: Наиболее острыми дискуссионными вопросами сегодня в исторической науке являются:
- Проблема уровня развития стран Востока в период нового времени.
- Почему Восток занял подчинное положение, стал объектом мировой истории?
Записывается план:
- Индийская цивилизация в новое время: ее социально-экономическое, политическое и духовное развитие.
- Особенности развития “Запада” и “Востока”.
Далее учитель знакомит учащихся с книгами, которые представлены на выставке.
Выставка книг:
- История Востока III. Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI – XVIII вв. М., 1999г.
- Бутролиев В.П. Всемирная история в лицах: Позднее средневековье. – М., 1998 г. стр. 175-183.
- Юдовская А.Я. Новая история, 1500 – 1800: Учебник для 7 кл. – М.: Просвещение, 2003 г.
- Хрестоматия по новой истории 1640-1970 М., 1990 г., стр. 231-237.
- Энциклопедия для детей. История искусств.
- Энциклопедия для детей. Религия мира.
Индийская цивилизация в период нового времени
Схема дана на доске (см. приложение).
Данный пункт плана мы рассматриваем с помощью ЛСМ “Индия”, она является незавершенной и поэтому вам в входе лекции придется самостоятельно ее завершить.
Далее учитель излагает учебный материал, используя учебник (п.28-30) и дополнительную литературу.
Социальная сфера
Каста – группы людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Запрещается переход из одной касты в другую.
Постепенно вся группа людей, которая занималась каким-либо делом, передававшим по наследству, становилась отдельной кастой.
Все должности в сельскохозяйственной общине и обязанности передавались по наследству, этим община привязывала к себе людей.
Многие города возникли как ставки князей. Если перемещалась ставка феодала, города приходили в упадок. Кроме этого существовали города, служившие центром торговли и ремесла.
Историк Хабиб:
- во II и XVII в. в империи существовало 5 тыс. поселений городского типа;
- в Агре (800 тыс.), Дели (500 тыс.) в Европе только 3 города имели население свыше 200 тыс.
Экономическая сфера
Духовная сфера
Политическая сфера
Мною был составлен портрет “Государства Индии”.
Какие выводы мы можем сделать по каждой из сфер?
Социальная.
- Общество разделено на касты.
- Сообщества замкнутые.
- Тесная связь индивида со своей средой.
Духовная.
- Общество развивалось в русле традиций.
- Религиозная жизнь была интенсивной.
- Религиозная идея связывалась, прежде всего, с уходом от мира.
Политическая.
- Ведущая роль владыки.
- Государство осуществляет центральный контроль над обществом.
Экономическая.
- В Индии были глубокие традиции торговли, ростовщичества, здесь были крупные денежные накопления (сокровища).
Вывод.
- В XVI–XVII в. в Индии наблюдался беспрецедентный подъем хозяйственного развития. И только в начале XVIII в. Китай, затем Европа догнали Индию.
Особенности развития “Запада” и Востока”
Почему же Индия (“Восток”) заняла подчинённое положение по отношению к Англии (“Запад”)?
На доске схема (учащийся проводит сравнительный анализ).
Вывод: Отсутствие таких институтов как собственность и свобода, отрицание ценности индивида, зависимость человека от коллектива, все это не давало толчка для дальнейшего развития Индии (т.е. к развитию буржуазно-капиталистических и демократических отношений).
Домашнее задание:
На “5”
- Написать сочинение “Жемчужина британской короны” (почему англичане так называли Индию).
- Какая связь между создание империи Великих Монголов и нашим сибирским Тоболом?
На “4”
- Лекция + параграф.
Рефлексия
- Интересно (от 0% до 100%)
- Понятно (от 0% до 100%)
- Моя работа на уроке (от 0% до 100%)