Классный час: "Театр уж полон…"

Разделы: Классное руководство


Цели и задачи:

Воспитание человека достойного, красивого, толерантного.
Понимание различий людей, живущих в многокультурном обществе.
Учиться слушать и слышать друг друга.
Учиться уважать мнения одноклассников.
Развитие зрительной и слуховой памяти, абстрактного мышления, комуникативных способностей.
Учиться любить и понимать театр.
Учиться хорошим манерам.

Форма работы: коллективная.

  1. Музыкальное оформление.
  2. На перемене и несколько секунд после звонка на урок звучит музыка (увертюра к балету П.И. Чайковского “Щелкунчик”)

  3. Оформление доски.
  4. Тема классного часа на доске прописывается крупными буквами:

    “Театр уж полон…” А.С. Пушкин

    В левом углу доски записаны основные требования к работе:

    класс - “поле внимания”

    “мнение каждого - величайшая ценность”

    В правом углу доски театральный словарик:

    Партер

    Акт

    Гардероб

    Фойе

    Ложа

    Оркестровая яма

    Занавес

    Дарить цветы

    Аплодисменты

    Буфет

    Мороженое

    Также на доске можно разместить театральные афиши, програмки.

  5. Собственно классный час.
  6. Учитель. Здравствуйте! Тема нашего классного часа сегодня “Театр уж полон…” (показать на доске) Мы будем говорить о театре. Давайте не только говорить, но и слушать друг друга, давайте не только говорить и слушать, но и слышать друг друга. Обязательные условия, которые сегодня будут все выполнять:

    1. Наш класс-поле внимания

    2. Мнение каждого - величайшая ценность (показать эту запись на доске, важно задействовать слуховую и зрительную память)

    И так “Театр уж полон…” Что можно увидеть и услышать за этой фразой? (пауза)

    Угасающие огни нарядных люстр.

    Шелестящее шуршание щелка, открывающего таинственную глубину сцены.

    Серый сумрак зрительного зала, наполненный дыханием и легким шорохом красивых одежд.

    Радостное ожидание чуда …

    Для меня театр – это праздник, а для вас?

    Ученики………………………………………………

    ( Дать возможность каждому ученику, присутствующему на классном часе, высказать свою точку зрения! Нельзя обсуждать сказанное ни учителю, ни детям, очень важно выполнение условия “Мнение каждого – величайшая ценность”. Ученикам можно немного помочь вопросами: А для тебя (имя) театр - это что? “Театр уж полон…” - что ты (имя) слышишь за этой фразой? “Театр уж полон – что ты (имя) видишь за этой фразой? Учитель говорит: “Спасибо” каждому, кто высказал свое мнение. Не имеет значения много или мало, интересно или неинтересно,…, ответил ученик. Отвечая, дети не встают. Учитель побуждает к ответу учеников не только фразой, но и жестами, мимикой, движением тела. Руки учителя – обращены к классу ладонями вверх; никаких закрытых поз. Ни к чему слишком много ходить по классу. Очень важны интонации, с которыми учитель произносит каждую фразу, каждое слово.)

    Учитель. Всем спасибо! Какие мы все разные! А теперь, послушайте следующие утверждения и найдите в них ошибки. (Текст написан на карточках, учитель зачитывает их по очереди, все подряд, при этом делая паузы между ними)

    Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьются прекрасные мускулы.

    Номерок лучше всего повесить на палец, так удобно вращать его в фойе и во время концерта. Именно для этого на номерках сделана дырка или привязана веревочка.

    Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать. Это, как зарядка, полезно для здоровья.

    Как только вы устроились на месте, начинайте хлопать. Ведь просто несправедливо, что вы уже готовы, а представление или фильм не начинают. Есть предположение, что, если бы некоторые зрители не хлопали так настойчиво, спектакли и фильмы вообще никогда не начинались бы.

    Не забудьте: вам с товарищем не так уж часто приходится просидеть рядом полтора-два часа. Используйте эту возможность, что бы рассказать все новости и обсудить сложные вопросы. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешают музыка или реплики актеров.

    Купите в буфете шоколад, но сразу не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните только тогда, когда певец или скрипач выйдет на сцену. Знаете, как приятно есть шоколад и конфеты под музыку!

    Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняйтесь, упирайтесь ногами в спинку переднего стула и спихивайте руки соседей с подлокотников

    Не будьте эгоистом. Если вам известно содержание фильма или спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям.

    Учитель. Надеюсь, вы поняли эту игру в “перевертыши”? А теперь, пожалуйста, сами постарайтесь поставить все с головы на ноги. (Учитель еще раз зачитывает тексты, а ученики обсуждая информацию, сами находят ошибки.)

    Учитель. А вот театральный словарик (показать на доске) Кто знает значение этих слов?

    Ученики. (Ответы на вопросы учителя. Идет обсуждение театральных терминов, написанных на доске)

    Например:

    Акт – театральное действие, часть спектакля.

    Аплодисменты – форма выражения благодарности.

    Занавес не только отделяет сцену от зрительного зала. Он отделяет суету, разговоры, мелочь повседневных забот и поедание пирожных от того, за чем мы пришли в театр. Занавес поднимается. Тихо! Начинается искусство.

    Гардероб – это место, куда наиболее “культурная” часть публики начинает собираться задолго до того, как в последний раз опустится занавес, полагая при этом, что получить без очереди пальто куда важнее, чем досмотреть спектакль.

    Дарить цветы – один из самых древних и самых красивых театральных обычаев.

    Мороженое, принесенное в зал, - это лучший способ испортить себе костюм и соседям настроение.

    ……

    Учитель. Сегодня мы с вами решили, что театр – это праздник, ….(перечислить то, что говорили дети) А чтобы не испортить этот праздник себе и тем, кто рядом следует соблюдать правила этикета.

    (Если останется время)

    Учитель. В разные исторические эпохи правила этикета были разными. Вот один из примеров, подтверждающий это. ( Учитель зачитывает текст)

    В лондонском театре давали трагедию Шекспира “Король Лир”. Страшные события трагедии приблизились к кровавой развязке. На сцену вышел Лир – знаменитый английский актер Гаррик, неся на руках тело погибшей дочери Корделии. Но неожиданно Гаррик разразился не рыданиями, а хохотом. Тряслась от смеха и “бездыханная” Корделия. Занавес упал. Впервые в истории театра король Лир остался в живых.

    Кто же так рассмешил великого артиста? Один почтенный лондонский адвокат. Он пришел в театр не один, а с собакой (в XVIII веке это позволялось). Адвокат расположился в первом ряду, а пес – у ног хозяина. Забыв обо всем на свете, зачарованный театрал утирал пот и слезы париком. А к концу спектакля нахлобучил парик на своего пса, который, положив лапы на край сцены, с любопытством разглядывал артистов. Этого пса в парике и увидел Гаррик. Ну, как тут не умереть со смеху!

    Учитель. Наш классный час заканчивается. Мы учились слушать и слышать друг друга, мы говорили о театре… И вновь я обращаюсь к вам с просьбой послушать и услышать друг друга (обратная связь) Продолжите любую из этих фраз:

    Сегодня мне…

    Я тот, который в театре никогда не станет…

    Этот классный час…(слово каждому ученику, учитель может быть первым или последним, а может первым и последним)

    Учитель. Сегодня мне с вами было хорошо и уютно. Спасибо вам!

  7. Заключение.

Звучит театральная музыка.