( По рассказу А. С. Грина “ Зеленая лампа ”)
Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте! Я рада встрече с вами. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на столах текст рассказа, печатные материалы, тетрадь, ручка, и у всех нас - желание работать!
- Актуализация знаний.
- Целеполагание.
- Изучение нового материала.
- О чем этот рассказ?
- Какие чувства вызвал рассказ?
- Назовите главных героев.
Учитель: Сегодня на уроке мы вновь встретимся с интересным писателем – Александром Грином. Побывав в музее, мы познакомились с жизнью и творчеством писателя – нашего земляка. Из предложенных высказываний выберите слова, которые подошли бы к характеристике Грина, обоснуйте свой ответ.
( На столах лежат карточки , на которых приведены высказывания о Грине.
“ Жизнь была тяжелой, жестокой, порою почти беспросветной” (В. Рождественский)
“…Меня всегда поражало , что в обстановке тогдашнего озлобления, темноты, тупости все же не огрубела душа этого человека” ( Н. Вержбицкий)
( Ученики выбирают цитату. Обосновывая свой ответ, приводят факты из биографии писателя)
Учитель: Что помогло Грину пройти через все жизненные испытания и остаться человеком чистой души, сохранить в себе лучшие человеческие качества?
(Ответ: вера в будущее, мечта, надежда, любовь.)
Учитель: Грин был человеком необыкновенным. Пройдя нелегкий жизненный путь, он остался добрым, деликатным , порядочным человеком, верил в лучшее будущее, которое должно родиться из человеческого свойства – любить и мечтать. Он понял одну истину – чудеса надо делать своими руками и тогда мир заиграет яркими красками.
О чем мог писать такой человек?
(Ученики предполагают, о чем мог писать такой человек)
Учитель: Произведения Грина еще будут долго волновать сердца людей, потому что он говорит нам о благородстве, о чистоте помыслов, о великодушии, об умении прощать.Он не мирится с тем, что добро может быть побеждено мелким и ничтожным в своей сущности злом.
Какие произведения Грина вы читали?
( На столах – список произведений А. С. Грина. Ученики перечисляют названия прочитанных произведений)
Учитель: Тема нашего урока “ Люди в свете зеленой лампы”. Запишите , пожалуйста, в тетрадь. Цель урока: ответить на вопрос , что помогает человеку выжить в тяжелых условиях и остаться человеком чистой души?
Учитель: Вы прочитали рассказ “ Зеленая лампа”.
Итак, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока. Мы заполним таблицу.
Разделите страничку на две части. В первой колонке мы будем записывать выводы, касающиеся Стильтона, во второй – Джона Ива.
Расскажите, каким предстает Стильтон в первой части рассказа.
( Запись в тетради: Богат; имеет власть над людьми; не ценит человека.)
Учитель: Расскажите, каким предстает Джон Ив в первой части рассказа.
( Запись в тетради: Сирота; бродяга; прошел испытания трудностями.)
Учитель: Расскажите, каким предстает Стильтон во второй части рассказа.
( Запись в тетради: Старик; живет в притоне; болен; “стал ничем”.)
Учитель: Что мы узнаем о Джоне Иве из второй части рассказа?
( Запись в тетради: Врач-хирург)
Учитель: Почему Джон Ив смог найти свое место в жизни – стать врачом, а Стильтон стал человеком дна?
( Ученики ищут ответ на вопрос, высказывая предположения)
Учитель: Выберите качества характера ( трудолюбие, праздность, сила воли, безволие, стремление к знаниям, жестокость, доброта, целеустремленность), которые способствовали одному подняться в жизни , а другому опуститься на дно жизни? Занесите их в таблицу. Свою точку зрения подтвердите словами из текста.
( Работая с текстом рассказа , ученики доказывают свою точку зрения.)
Учитель: Итак, давайте сделаем вывод, какие качества помогли Джону Иву не стать игрушкой в руках Стильтона?
( Каждый ученик письменно отвечает на этот вопрос. Ответы афишируются.)
Учитель: Зеленая лампа осветила Джону Иву жизненный путь. Он наполнил свою жизнь смыслом, увидел впереди цель, к которой нужно стремиться, ради чего стоит жить. Он стал доктором, стал помогать страдающим людям. Его сердце не очерствело, он способен откликаться на чужую боль. Он предлагает разорившемуся Стильтону роль регистратора, протягивает руку помощи тому, кто когда – то очень жестоко распорядился его судьбой.
Для Стильтона зеленая лампа стала напоминанием о том , что нельзя обижать людей, что зло , которое человек совершает в жизни всегда возвращается. И не случайно Стильтон просит прощения у Джона Ива.
5. Первичное закрепление
Учитель: Ребята, посмотрите ,смогли ли мы ответить на главный вопрос нашего урока, что помогает человеку выжить в тяжелых условиях и остаться человеком чистой души?
А еще какие качества помогают выжить человеку в трудных условиях и сохранить при этом человеческие качества? ( ответственность, упорство, мужество, милосердие)
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Уходя с урока, каждый из нас унесет истину, которую открыл сегодня для себя. Пожалуйста, продолжите предложение: “А. Грин своим рассказом “ Зеленая лампа” приводит нас к выводу, что человек не игрушка в руках судьбы, а творец ее, если…”
( Ученики выполняют работу на “клейких” листочках .)
Учитель: Кто желает поделиться своими мыслями?
( Кто-то из учеников озвучивает написанное, кто-то прикреплят листочек на доску, кто-то уносит с собой.)
Учитель: Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать. Мы расстаемся, и на память я хочу подарить частичку своего сердца и замечательные слова Даниила Гранина:
“Грин один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину и идти на свидание – он поэтичен, он мужественен.”
( Каждый ученик получает подарок- вырезанное из бумаги сердечко, на котором написаны слова Д. Гранина.)