Занятие “В гости к бабушке Полине”.
Цель: Продолжать знакомить с домашними животными. Побуждать понимать речь взрослого и адекватно реагировать на нее. Развивать речевую активность. Создать у малышей благодатное, доброе настроение. Воспитывать заботливое отношение к коровушке, которая дает детям ценное и полезное молоко.
Материал: Макет сельского дома, игрушки (корова, теленок), стаканчики с молоком (на всех детей), гуашь зеленого цвета, листки белой бумаги.
Предварительная работа: Разучивание русской народной песенки “Буренушка”, русских народных потешек “Бычок, бычок…”, “Ты коровушка, ступай…”, повторение песенки “Далеко, далеко на лугу пасутся ко…”.
Ход занятия.
(Воспитатель приглашает детей в игровой уголок и показывает дом). Что это? (Дом) Какой красивый дом! А это что? (Указывает на разные части дома, побуждает детей к высказываниям):
Вот построен новый дом,
Кто хозяин в доме том?
В этом доме живет бабушка Полина. Давайте зайдем к ней в гости. Сейчас я найду фартук. Что это? И еще я одену платок. Что это? Я буду бабушкой Полиной. А у меня еще кто-то в домике живет. Как вы думаете кто? Смотрите, я беру травку и пойду кого-то кормить. Кому в моем домике нужна свежая травка? Дети высказываются. Давайте все вместе споем песенку “Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…”, которая поможет отгадать эту загадку. (Дети поют вместе с воспитателем.) Так кому же я несла травку? Конечно же, своей любимой коровушке. А зовут ее Буренушка. Давайте ее рассмотрим. Какого она цвета? Какие у нее рога? Где хвост? Послушайте загадку: “Выгоняли рога погулять на луга, и рога вечерком прибрели с молочком”. Догадались, про кого загадка? Правильно, это про корову. Буренушка любит, когда дети кормят ее свежей травкой, поют ей песенки, читают про неё потешки. Давайте расскажем песенку “Буренушка”:
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Свежей травкой я Буренушку кормлю,
Сытна пойла я коровушке налью.
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтоб Буренушка дала нам молока.
Дети, а как коровушка просит кушать? (Звукоподражание.) Правильно, у коровушки сильный, звучный голос. Ой, слышите, кто-то тоненьким голосочком кричит: “Му-у”. Кто же это? Дети высказываются. Посмотрите, это маленький теленок в доме остался. У нашей Буренушки есть сынок - маленький бычок. Давайте и про него расскажем:
Бычок, бычок,
Смоляной бочок,
Бодучие рожки,
Резвые ножки.
Давайте рассмотрим нашего теленочка. Видите, сам бычок белый, а бочок - черный, как смола, поэтому его и назвали “смоляной бочок”, а на голове у него рожки. Где у бычка рожки? Вот они! (Показывает на голову теленка.) Скачет бычок по травке, резвится. Как вы думаете, что любит кушать бычок? (Дети высказываются.) Да, он тоже любит кушать свежую травку, как и его мама - Буренушка. Давайте угостим коровушку и теленочка свежей зеленой травушкой, давайте нарисуем её краской. (Дети подходят к столам и рисуют травку для коровы и бычка, дарят им свои рисунки.) Летом много зеленой, сочной травки. Коровушка и теленок любят клевер, а по-другому кашку душистую, ароматную травку. Каждое утро я провожаю коровушку на лужок пастись. Солнышко, небо голубое, птички, цветы на лугу встречают.
Ты, коровушка, ступай,
В чисто поле погуляй!
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком!
Олечка, а ты что скажешь коровушке? (Потешка повторяется.) А, Ванечка, что скажет коровке? (Потешка повторяется.) Дети, а вы любите пить молоко? (Ответы.)
Молодцы! Молоко очень полезно, особенно таким малышам, как вы. В нем очень много полезных витаминов. Кто любит пить молоко, тот вырастет сильным, крепким и здоровым. Всем дает здоровье молоко коровье! (Бабушка Полина выносит стаканчики с молоком и просит детей угоститься вкусным, свежим молочком, которое подарила детям Буренушка. Дети пьют молоко, благодарят бабушку и коровушку за вкусное угощенье, прощаются.)
Занятие “У медведя во бору…”
Цель: Продолжать знакомить детей с дикими животными (медведем), с насекомыми (пчелой). Дать понятие, что пчелы полезные насекомые (собирают цветочный сок - нектар, из которого получается мёд.) Активизировать речь детей. С помощью литературных произведений создать у детей радостное настроение. Расширить знания детей о пользе пчел. Дать представление, что мёд - полезный и ценный продукт, который помогает от многих болезней.
Материалы: Картинки с изображением бабочки и пчелы; соты (настоящие или нарисованные), мешочек, банка меда, цветы, нарисованные на картоне улей и дупло, аудиозапись “Звуки леса”.
Предварительная работа: Разучивание подвижной игры “У медведя во бору…”, чтение литературных произведений о диких животных, насекомых. Разучивание стихотворения Н.Мигунова “Пчелка”.
Ход занятия:
(На столе стоит красивый мешочек.) Кто-то принес нам подарок. (Берет мешочек в руки.) Здесь что - то твердое, тяжелое. (Развязывает мешочек и достает банку с медом. Открывает банку и нюхает содержимое.) Понюхайте и попробуйте догадаться, что это. (Дает всем детям поочередно понюхать, выслушивает ответы.) Чем пахнет мёд? (Травой, лесом, конфетами и т.д.) Чудесный подарок! Хотите попробовать? (Желающие дети пробуют мёд.) Какой вкус у меда? (ответы детей.) А кто нам дает мёд? (ответы детей.) Его дают пчелы. Мы с вами знаем стишок про пчелку, давайте расскажем:
Пчелка золотая
По лесу летает,
Сок душистый пьет –
Собирает мёд.
Давайте рассмотрим пчелу на картинке. (Показать пчелу и бабочку, найти сходства и отличия.) Бабочки тоже питаются цветочным соком – нектаром, но мёд не дают. Я вам предлагаю поиграть. Вы – пчелки. Вечером вы собрались на поляне и уснули.
(Дети садятся на корточки и закрывают глаза.) А утром…
Утром пчелки проснулись, (Встают, протирают глаза.)
Улыбнулись, потянулись. (Улыбаются и потягиваются.)
Раз – росой они умылись. (Умываются.)
Два – изящно покружились. (Кружатся.)
Три – нагнулись – и присели. (Наклоны и приседания.)
На четыре – полетели.
Воспитатель. Присядем и отдохнем. Я расскажу, как пчелы делают мёд. Они своими тоненькими хоботками высасывают сладкий сок – нектар и несут его в свой дом – улей или дупло дерева. Там закладывают его в соты, которые заранее делают из воска. (Показывает настоящие соты или их изображение.) Дикие пчелы живут в дупле на дереве, а домашние – домике – улье. (Показ домиков.) А вы знаете, в лесу живет один зверь, который очень-очень любит мёд.
Он в дупло засунул лапу
И давай рычать, реветь.
Ох, какой же ты сластена,
Косолапенький … (медведь.)
Давайте отправимся к медведю в лес. (Проводится игра “У медведя во бору…”.) Дети произносят такие слова: “У медведя во бору, во бору
Я медочек соберу, соберу.
Хоботочком сок достану,
И в дупло скорей доставлю.
А медведь не спит,
Все рычит, рычит”.
(Игра повторяется.) Дети, давайте спросим у медведя, почему он так сердито рычит на нас:
“Мишка бурый,
Мишка бурый,
Отчего такой ты хмурый?”
А медвежонок детям отвечает:
“Я медком не угостился,
Вот на всех и рассердился!”
Дети, давайте угостим медвежонка нашим медком, чтобы он не сердился и не рычал. Мёд очень полезный продукт, он помогает при простуде, им лечат раны. Угощайся, Мишутка, мёдом - своим любимым лакомством, а нам пора в детский сад возвращаться. Дети прощаются с медведем.
Занятие “Сорока – ворона кашу варила…”
Цель: Обогатить эмоциональное, речевое, и умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации. Продолжать знакомить детей с птицами, с народным фольклором, с предметами русского быта. Воспитывать любовь к блюдам русской кухни, желание кушать полезную кашу.
Материал: Элементы русского костюма и украшений для воспитателя (бусы, ленточки, платок и т.д..) Предметы русского быта (чугунок, крынка, глиняные мисочки, чашечки.) Деревянные расписные ложечки (по 2 на каждого ребенка .) Элементы русского костюма для детей. Аудиозаписи с плясовыми мелодиями “Калинка”, “Выйду на реченьку” и т. п. Музей детского сада “Русская изба ”. Игрушка Сороки - вороны из кукольного театра.
Предварительная работа: Разучивание потешки “Сорока - ворона”, стихотворение З. Александровой “Вкусная каша”. Пальчиковые игры.
Ход занятия:
Воспитатель. Дети, хотите пойти в гости к Сороке-вороне? (Предлагает пройти к зеркалу, в уголок ряженья. Каждый малыш получает какую-то деталь русского костюма, например, девочкам раздаются фартучки, косыночки, бусы; мальчикам – цветные пояски, кепочки.) Какие красивые у нас девочки и мальчики! Подойдите к зеркалу, и увидите что это действительно так. (Дети проходят в музей.) Тук-тук! Здесь живет Срока-ворона? (Воспитатель надевает на руку игрушку. Сорока-ворона встречает детей низким поклоном.)
Сорока-ворона: Входите, гости дорогие! Вот мой дом! Всем покажу, как я живу. Вот печка: здесь я пироги пеку, блины. Вот мой чугунок, в котором я кашу варю.
Воспитатель. Сорока – ворона! Где ты была?
Сорока-ворона: Далеко! По полю летала, зерна собирала, печку топила, кашу варила, детишек скликала, кашкой угощала… Прошу за стол, гости дорогие! (Из печи достает ухватом горшочек с кашей, ставится на стол.)
Воспитатель. Сорока-ворона! Где была?
Сорока-ворона: Где была? Далеко! По полю летала, зерна собирала, печку топила, кашу варила, детишек скликала, кашкой угощала.
Воспитатель. А какой кашкой?
Сорока-ворона: Гречневой!
Воспитатель. Гречневой? Как здорово! Наши дети очень любят кушать гречневую кашу и даже стихотворение про неё выучили. Вот, послушай, Сорока-ворона. (Дети вместе с воспитателем читают стихотворение):
Каша из гречки
Досталось по ложке
Где варилась?
В печке.
Гусям на дорожке,
Сварилась, упрела.
Цыплятам в лукошке,
Чтоб ребятишки съели.
Синицам в окошке.
Кашу хвалили,
На всех разделили…
Хватило по ложке
Собаке и кошке
И дети доели
Последние крошки!
Воспитатель. Сорока-ворона, кого кашей угощала?
Сорока-ворона: (Раздает детям кашку.) Этим дала в чашечке, этим дала в плошечке, этим в поварешечке. Этим на ложечке. А этому – весь масленичек!
Воспитатель. Дети, вкусная ли каша? Кого еще угостить? (Желающим детям еще накладывают каши.) Хороша ты, кашка да мала ты, чашка!
Гречневая каша – любушка ты наша,
Хлебушко ржаной – батюшко родной!
Нам понравилась твоя каша, Сорока-ворона. Она очень полезная. Кто ее будет кушать, тот будет здоровым, крепким, сильным. Давайте споем песенку и сыграем на ложках для Сороки-вороны. (Потешка повторяется от начала до конца. Воспитатель побуждает детей проговаривать и пропевать текст вместе с ним. При этом, дети отбивают ритм песенки на деревянных ложках.)
Вот ложки расписные,
Деревянные, резные.
Кто на них играет,
Никогда не унывает.
Сорока-ворона: Какие молодцы! Мне очень понравилась ваша песенка и игра на ложках. Как вы порадовали меня!
Воспитатель. Спасибо тебе, Сорока-ворона, за кашу, за потешки, за песенки. Дети, скажите Сороке спасибо и попрощайтесь с ней.
Сорока-ворона: Приходите еще! Вот возьмите мои гостинцы – калачики, с пылу, с жару из моей печи. Будете с ними чай пить да меня вспоминать.
Воспитатель. Спасибо за гостинцы. Мы непременно придем к тебе в гости.
Занятие “ К речке, к Каме - Камушке пойдем…”
Цель: Продолжать знакомить детей с растениями леса. Расширять знания о лесных ягодах – землянике, малине, чернике. Рассказать о лечебных свойствах ягод, о том, что они богаты витаминами, необходимыми для роста и развития малышей. Закрепить название реки и ее обитателей. Активизировать речь детей, вызвать эмоциональный отклик на литературные произведения и игры.
Материал: Полоска голубой ткани, дощечка-мостик, лесные ягоды (муляжи или нарисованные на картоне.) Аудиозапись “Плеск воды”, костюм Речки, игрушка кукольного театра Синичка, колокольчики на всех детей, корзинки, ленточки голубого цвета на каждого ребенка.
Предварительная работа: Разучивание стихов о лесных ягодах, танца с колокольчиками. Рассматривание иллюстраций с речными рыбами, слушание музыки воды, леса.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, сегодня такая жаркая погода, такой солнечный денек. Вы не хотели бы сегодня отправиться на нашу речку искупаться в прохладной водичке? (Ответы детей.) Путь на речку у нас будет длинный. Пойдем сначала по полю, затем по лесу, а там и речка будет. Как вы думаете, что нам в дороге пригодится? (Ответы детей.) Давайте возьмем с собой корзинки, может быть, мы ягод с вами наберем. (Слышится стук в окно.) Дети, слышите стук? Посмотрите, к нам какая-то птичка прилетела, давайте её запустим. (Воспитатель надевает птичку на руку.) Дети, вы узнали птичку? Здравствуй, Синичка! Зачем ты к нам из леса прилетела?
Синичка. Да вот, лечу в лес спелых да вкусных ягод поклевать. А вы не хотели бы со мной в лес отправиться?
Воспитатель. Синичка, мы с ребятами собираемся на речку искупаться, а дорога наша через поле, через лес пойдет. Ты, синичка, в лесу бываешь вот дорогу нам и покажешь, а то вдруг мы с детишками заблудимся.
Синичка. Хорошо, я вам дорогу к речке покажу, я часто туда летаю, перышки, клювик, да лапки мою. Уж очень мне наша речка нравится! Дети, а вы знаете, как она называется? (Ответы детей.) Правильно, Кама, а ласково – Камушка. Ну, что же, тогда в путь. А вы песню веселую знаете?
Воспитатель. Да, мы с детьми знаем песенку. Давайте её споём и нам будет веселее идти, а Синичка будет нам подпевать и дорогу показывать. (Дети поют песенку.) Посмотрите, дети, мы с вами уже и на поле пришли. А сколько здесь полевых цветов, да каких красивых!
На полях растет ромашка, лютик едкий,
клевер-кашка!
Гвоздика, смолка, колокольчик,
Хвощ – как ёлка. А ещё?
Кошачьи лапки, одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки, граммофончики– вьюнки,
Еще много разных травок у тропинок, у канавок,
И красивых и пушистых, разноцветных и душистых!
(Дети рассматривают картины с изображением полевых цветов, говорят названия уже знакомых) А какой цветок самый музыкальный? (Ответы детей.) Конечно же, это колокольчик.
Динь-дон, динь-дон!
Льется нежный перезвон,
Так звенит в глуши лесной
Колокольчик голубой.
Давайте возьмем в руки колокольчики и потанцуем. (Исполняется танец с колокольчиками.)
Синичка. Как мне ваш танец понравился! Я тоже с вами кружилась. Посмотрите, вон и лес впереди. (Воспитатель вместе с детьми поют песню, подходят к “ лесу ”.)
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляничкой,
Таню – черничкой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой!
Дети, а вы знаете, как зовут этого богатыря? (Ответы детей.) Да, этот богатырь – лес. Посмотрите вокруг, сколько ягод поспело:
Мы с корзинкою с утра –
В лес по ягоды пора!
Много радости и света
Нам всегда приносит лето!
Давайте собирать в наши корзинки спелые ягодки. Какие ягоды вы здесь увидели?
В лес пришли в июле дети –
Сколько ягод, поглядите!
Вот краснеет земляника,
Вот малина и черника!
И брусника будет тоже,
Только в августе, попозже.
Угощенье лес припас
Для зверей, для птиц, для нас!
Синичка. Как я люблю спелые лесные ягоды поклевать. Они такие полезные. Земляника - царица ягод. Она богата витамином С. Из сушеных ягод и листьев готовят лечебные чаи и отвары. Их пьют при простудах. Давно заметили люди: “ Кто землянику в рот кладет, тот здоров круглый год”.
Воспитатель. Синичка, а наши детки знают стишки про ягоды. Ваня, расскажи про земляничку: Соком сладким налитая,
В рот положишь – и растает.
Под листочком – невеличка
Вся в веснушках земляничка!
Синичка. Какое красивое стихотворение! Сразу весело становится на душе. А вы знаете, что ягоды в лесу любят разные звери. Медведь – большой любитель малины. Малина очень целебная ягода, на зиму из неё варят варенье и лечат им простуду.
Это вкусное варенье
Применяют для леченья –
Если кашель и бронхит,
Если горлышко болит.
Воспитатель. А Ксюша знает загадку ещё про одну целебную ягодку, только она не красного, а чёрного цвета:
Была зеленой, маленькой
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
Догадались, что это за ягода? Правильно, это черника. Она полезна для остроты зрения. Чтобы глазки были зоркими, кушайте черную ягоду – чернику и будете здоровы. Дети, посмотрите, впереди голубая змейка вьется. Что это?
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Включается запись “Плеск воды”.) Дети слушают звуки воды.
Воспитатель. Ну вот, мы добрались с вами до нашей любимой Камушки. У нас был длинный путь и вы, наверное, устали. Давайте искупнемся в прохладной водичке, а потом полежим на теплом песочке и отдохнем. (Дети “плавают, ныряют” под звуки спокойной музыки, лежат на коврике. Появляется девочка - Речка.)
Воспитатель.
Ты скажи нам, реченька лесная,
Отчего ты звонкая такая?
Речка:
Утром надо мной поет синичка –
Оттого и звонкая водичка!
Воспитатель.
Ты скажи нам, реченька лесная,
Отчего ты чистая такая?
Речка:
Чистым голоском поет синичка –
Оттого и чистая водичка!
Воспитатель.
Ты скажи нам, реченька лесная,
Отчего ты синяя такая?
Речка:
В родничке купается синичка –
Оттого и синяя водичка!
Речка: Дети, давайте потанцуем со мной танец “Ручейки”. (Детям раздают ленточки, исполняется танец под музыку.)
Воспитатель. Спасибо тебе, дорогая Реченька, что ты нас так тепло встретила. Нам очень понравилось отдыхать на твоем ласковом песочке.
Синичка: А мне понравились красивые стихи про меня. Спасибо тебе речка за то, что ты всех любишь, и птиц, и рыб, и зверей, и малышей.
Воспитатель. Дети, когда вы плескались в воде, вы заметили рыбок? Как они называются? (Ответы детей.) Рыбки тоже любят нашу речку Каму, только сказать об этом не могут. Ну, что же, пора нам домой возвращаться. Давайте попрощаемся с речкой Камушкой и Синичкой. (Дети прощаются.) Берите свои корзинки с ягодами, отправляемся в детский сад.
Собирали мы в лесу
Ягоду малину.
И домой донесем
Полные корзины.
Давайте споем нашу песенку, чтобы веселее путь был. (Дети поют песню.)