Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: "План и карта". Проверить знания основных понятий и изученных географических объектов.
- Выявить умения учащихся по работе с географической картой и атласом в определении географических координат, нахождении топографических знаков и графических изображений основных понятий темы.
- Развивать интерес к географии.
Тип внеклассного мероприятия: Обобщающее повторение темы.
Вид мероприятия: Игра – соревнование.
Методы проведения: Побуждающий, поисковый.
Наглядность:
1) Физическая карта полушарий.
2) Топографические знаки.
3) Графические изображения основных понятий темы.
Раздаточный материал: атласы, чайнворды, карточки с названиями команд, карточки с заданиями конкурсов.
Игра "Азимут" проводится между классами. От каждого класса выдвигается команда в составе 6 человек.
Командам предлагаются соревнования по шести конкурсам, каждый из которых оценивается по 3 – х балльной системе. Оценка выставляется буквой разных цветов:
Красная буква – 3 балла.
Зеленая буква – 2 балла.
Синяя буква – 1 балл.
Первому конкурсу соответствует буква А, второму – З, третьему – И, четвертому – М, пятому – У, шестому – Т.
В ходе игры команды складывают слово "Азимут", т. е. название внеклассного мероприятия.
Для болельщиков также предлагаются два конкурса. Это домашнее задание – сочинение оды географии и занимательные вопросы. Баллы болельщиков приплюсовываются командам и выставляются восклицательным знаком.
Ход игры "Азимут"
I конкурс: "Наша команда". А
Учащиеся получают конверт с шестью буквами, из которых они собирают название своей команды и дают ему определение (буквы прикрепляют булавками к своей форме).
1 команда “Глобус” (модель земного шара).
2 команда “Компас” (прибор для определения сторон горизонта).
3 команда “Широта” (расстояние от экватора до какой-либо точки, выраженное в градусах).
II конкурс: Чайнворд "Экватор". З.
Командам за 5 минут необходимо разгадать чайнворд и заполнить его на больших листах, прикрепленных к магнитным доскам.
1 Э л л и п с
2 К о л у м б
3 В о с т о к
4 А н т а р к т и д а
5 Т и х и й
6 О т н о с и т е л ь н а я
7 Р у л е т к а
Вопросы:
1. Форма земли.
2. Первооткрыватель Америки.
3. Сторона горизонта, азимут которой 90 градусов.
4. Материк, открытый Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.С. Лазаревым.
5. Океан, которому дал название Ф. Магеллан.
6. Высота, характеризующая превышение одной точки над другой.
7. Прибор для измерений расстояний на местности.
III конкурс: "Путешествие Пушишки". И.
Командам читается рассказ. Поочередно с помощью лазерного луча они показывают условные знаки, которые встречаются в рассказе. Таблички с условными знаками размещены на стенде. Каждой команде предлагается показать по 6 знаков, т. е. по количеству игроков.
"Путешествие Пушишки".
Зайчишка Пушишка рос непослушным ребенком. Как-то раз, когда мама собирала яблоки в саду , а папа ловил на реке рыбу, решил он их перехитрить и отправиться путешествовать. Пробежав немного по тропинке , он кубарем скатился в карьер , перебежал через луг и оказался на опушке редколесья . Автостопом по шоссе добрался до горелого леса , который вскоре перешел в смешанный лес . К этому времени зайчишка порядком устал и стал думать, где бы ему отдохнуть. Как раз в это время он увидел озеро , которое уже в некоторых местах зарастало и превращалось в болото . Пушишка заспешил к нему. Но он не заметил пеньков, которые остались от вырубленного леса . Пушишка споткнулся и поранил лапку. Он упал и горько заплакал. Он плакал, а жажда все больше и больше мучила его. Придя в себя и немного погревшись на солнышке, зайчонок пустился на поиски чистой воды. Пройдя просекой мимо хвойного дерева , он наткнулся на родник .
А в это время мама и папа, не докричавшись непослушного сына и обыскав весь дом, побежали в школу к ребятам за помощью.
Целая армия шестиклассников бросилась на поиски непослушного малыша. 3 часа искали дети по всем окрестностям, заглянули даже в колодец , и только к 6-ти вечера они нашли испугавшегося темноты зайчонка в зарослях кустарника .
Как наш путешественник обрадовался им. Он уже не рад был, что удрал из дома, но обратную дорогу найти не мог.
Мама с папой от всего сердца благодарили ребят. А зайчишка с этого дня рос умным и послушным. Всегда помнил, что нельзя уходить из дома без разрешения старших, потому что можно заблудиться и потеряться.
IV конкурс: "Таинственная записка". М.
Команды получают записку с указанными географическими координатами, однако некоторые из них размыты (подчеркнутые буквы). Необходимо восстановить записку, определить местонахождение терпящих бедствие людей и выслать им помощь, прикрепив к географической карте флажок – символизирующий группу спасателей.
1 записка SOS! SOS! SOS! Снежная лавина засыпает группу альпинистов в Кавказских горах. Необходима срочная помощь. Очень просим выслать вертолет. Сообщаем наши координаты: 42 градуса С . Ш. и 45 градусов В. Д .
2 записка SOS! SOS! SOS! Терпим крушение в Мексиканском заливе. Вышлите на помощь спасательное судно в квадрат с координатами 25 градусов С . Ш. и 90 градусов З. Д .
3 записка SOS! SOS! SOS! Пыльная буря засыпает экологическую экспедицию на Аравийском полуострове. Срочно нужен вездеход в район 25 градусов С . Ш. и 45 градусов В. Д .
V конкурс: "Географическая ромашка". У.
На сцену приглашаются капитаны команд. Поочередно они отрывают лепестки географической ромашки, на которой указаны географические объекты. Затем называют и показывают данные названия на карте полушарий.
- Место гибели Ф. Магеллана. "Филиппинские острова".
- Пролив, открытый в ходе первого кругосветного путешествия. "Магелланов".
- Самый большой океан. "Тихий".
- Материк, открытый последним. "Антарктида"
- Самый "жаркий" материк. "Африка".
- Самый маленький материк. "Австралия".
- Острова, отделенные от Южной Америки Магеллановым проливом. "Огненная земля".
- Часть света, состоящая из двух материков. "Америка".
- Самый большой материк. "Евразия".
VI конкурс: Разноцветные шары". Т.
От каждой команды на сцену выходят по одному ассистенту. Поочередно они прокалывают иглой по одному шарику, вынимают записку с указанным в ней понятием и на "выставке определений" подбирают графическое изображение к данному вопросу. А команда вслух озвучивает это определение.
- Меридиан – дуга, соединяющая два полюса.
- Параллель – линия, параллельная экватору.
- Масштаб – число, которое показывает во сколько раз расстояние на местности уменьшено на бумаге. 1: 5000.
- Горизональ – линия с одинаковой высотой.
- Градусная сеть – параллели и меридианы карты.
- Азимут – угол между направлением на север и на заданный объект.
- План местности – чертеж, выполненный условными знаками в масштабе относительно сторон горизонта. (Топокарта).
- Географическая карта – графическое изображение земной поверхности. (Карта полушарий из атласа).
- Пунсон – кружок, обозначающий город. О Казань.
Конкурсы для болельщиков.
I конкурс: "Ода географии".
Проводится во время II конкурса. Каждому классу было дано домашнее задание -–сочинить стихотворение о географии.
II конкурс: "Географические приборы".
Проводится во время IV конкурса. Учащимся демонстрируются приборы, которые они должны назвать и пояснить их предназначение.
- Нивелир – прибор для определения относительной высоты.
- Компас – прибор для определения азимута.
- Рулетка – инструмент для измерения расстояний на местности.
- Шагомер (циркуль) – инструмент для измерения расстояний на местности.
- Планшет – приспособление для построения плана местности.
Подведение итогов.
Награждение команд.